г. Ессентуки |
|
26 апреля 2019 г. |
Дело N А20-5394/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сомова Е.Г., судей: Бейтуганова З.А., Годило Н.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мамаевым О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мини-Такс" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.02.2019 по делу N А20-5394/2018 (судья Бечелов А.Б.), при участии представителей: от Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики - Гулиевой Ж.А. (доверенность от 09.01.2019), от управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике - Кацовой А.Б. (доверенность от 08.06.2018),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мини-Такс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее - антимонопольный орган) от 16.08.2018 по делу N 06/43-18ж, о признании аукциона, проведенного по извещению N 050618/0080221/02 и договора аренды за N 91, недействительными и обязании арендатора возвратить земельный участок арендодателю (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Пшемурзов Х.Х.
Решением суда от 06.02.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просило отменить решение и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Заявитель считает, что судом необоснованно не приняты доводы о том, что антимонопольный орган не проверил правильность опубликования всех публикаций, в том числе и публикаций о возобновлении проведения аукциона, не учтено, что с земельным участком организатор торгов передал недвижимое имущество, которое могло быть предметом другого аукциона.
В отзыве на апелляционную жалобу антимонопольный орган просил решение оставить без изменения.
В судебном заседании представители Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) и антимонопольного органа просили решение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, что не является препятствием для её рассмотрения (часть 3 статьи 156 АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение отмене не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, антимонопольным органом рассмотрена жалоба общества на действия министерства (организатор торгов) при проведении аукциона по извещению на сайте https://torgi.gov.ru N 050618/0080221/02 от 05.06.2018 на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 07:04:4600000:29 общей площадью 5 760 000 кв. м, расположенного на территории Прохладненского района Кабардино-Балкарской Республики, в части доводов о нарушении организатором торгов порядка размещения информации о проведении аукциона.
По результатам рассмотрения жалобы в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Комиссией антимонопольного органа принято решение, в соответствии с которым жалоба признана необоснованной.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с заявлением.
В статье 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
Указанной нормой права круг лиц, обладающих правом на обжалование всех действий организатора торгов, ограничен лицами, подавшими заявки на участие в закупке.
Названной нормой права также предусмотрена возможность для иных лиц обратиться в антимонопольный орган с жалобой на нарушение организатором торгов порядка размещения информации о проведении торгов, а также порядка подачи заявок на участие в них, при условии, что их права и законные интересы могут быть нарушены оспариваемыми действиями организатора торгов.
Таким образом, законодатель, с целью соблюдения баланса публичных и частных интересов, обусловил право на обжалование действий организаторов торгов действительной заинтересованностью подателя жалобы в проводимой конкурентной процедуре.
В рассматриваемом случае обществом заявка на участие в торгах не подавалась, что подтверждается журналом регистрации заявок, протоколом рассмотрения заявок N П-43 от 06.08.2018.
Подавая жалобу на действия организатора торгов в антимонопольный орган, общество сослалось на то, что организатор торгов при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка нарушил порядок размещения информации о проведении аукциона.
Однако из материалов дела следует, что извещение N 050618/0080221/02 о проведении аукциона размещено 05.06.2018 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов http://torgi.gov.ru (далее - официальный сайт), на официальном сайте местной администрации Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики www.prohladnenskiy.ru в разделе "Муниципальное имущество" 07.06.2018 и опубликовано в газете "Прохладненские известия" от 07.06.2018 N 22 (10808) (стр. 15).
В дальнейшем в извещение о проведении аукциона, размещенное на официальном сайте, вносились изменения: от 03.07.2018, изменения опубликованы также в газете "Прохладненские известия" от 05.07.2018 N 26 (10812) на странице 8; от 30.07.2018, изменения опубликованы также в газете "Прохладненские известия" от 02.08.2018 N 26 (10816) на странице 10.
Согласно извещению и кадастровой выписке от 11.04.2018 N 07/501/18-70886 предметом аукциона явился земельный участок, расположенный на территории Прохладненского района Кабардино-Балкарской Республики, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен в статьях 39.11 и 39.12 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Информация о проведении торгов, включая публичные, подлежит размещению на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (адрес официального сайта - www.torgi.gov.ru утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909).
Организатор аукциона обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона (пункт 20 статьи 39.11 ЗК РФ).
Частью 2 статьи 69 Устава Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, утвержденного Решением Совета местного самоуправления Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики от 11.08.2015 N 50/1, предусмотрено, что официальным опубликованием считается первая публикация полного текста муниципального правового акта в периодическом печатном издании, определенном правовым актом главы Прохладненского муниципального района.
Требования к содержанию извещения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлены в пункте 21 статьи 39.11 ЗК РФ.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пунктах 3 и 4 информационного письма от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" отсутствие в извещении о торгах сведений, предусмотренных в пункте 2 статьи 448 ГК РФ, ненадлежащая форма доведения информации о торгах является нарушением порядка проведения торгов и основанием для признания торгов недействительными по иску заинтересованного лица.
Материалы дела свидетельствуют, что нарушений указанных норм при проведении оспариваемых торгов не допущено, что подтверждается извещением N 050618/0080221/02 о проведении аукциона размещенным 05.06.2018 на официальном сайте Российской Федерации и 07.06.2018 на официальном сайте администрации - www.prohladnenskiy.ru в разделе "Муниципальное имущество", а также опубликовано в газете "Прохладненские известия" от 07.06.2018 N 22 (10808).
Установив, что при проведении торгов не допущено нарушений по размещению информации об аукционе, суд обосновано отказал в удовлетворении требования об отмене решения антимонопольного органа.
Довод жалобы о том, что антимонопольный орган не проверил своевременность публикаций о проведении торгов, отклоняется, поскольку противоречит указанным выше обстоятельствам, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Довод жалобы о том, что судом не учтен факт нахождения на земельном участке, предоставленном по результатам аукциона в аренду, находится недвижимое имущество, которое передано вместе с земельным участком, также подлежит отклонению.
В соответствии с положениями подпунктом 8 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено) на земельном участке на условиях сервитута или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ и размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием, а также случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, если в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 ГК РФ.
Материалами дела подтверждено, что в границах земельного участка с кадастровым номером 07:04:4600000:29 расположен объект недвижимости с кадастровым номером 07:04:4600000:593. Указанный объект недвижимости ни за кем не зарегистрирован, собственник не известен.
В пункте 1 статьи 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу пункта 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Доказательств признания за администрацией права собственности на объект недвижимости в материалах дела не имеется, более того сторонами не оспаривается, что право собственности на строение, находящееся на спорном участке, ни за кем не зарегистрировано, собственник не известен.
Доводы жалобы направлены на переоценку законных и обоснованных выводов суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении заявления.
Суд выполнил требования статьи 71 АПК РФ, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в дело доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.02.2019 по делу N А20-5394/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
З.А. Бейтуганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.