Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20 августа 2019 г. N Ф10-3283/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
26 апреля 2019 г. |
Дело N А48-8929/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 апреля 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Капишниковой Т.И.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Орловской области: Лыкина Е.Г. - лично, удостоверение;
от Государственного учреждения - Отделение ПФ РФ по Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Орлу: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от индивидуального предпринимателя Ерошкина Юрия Петровича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение ПФ РФ по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 08.02.2019 по делу N А48-8929/2018 (судья Полинога Ю.В.), по заявлению Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Орловской области (г. Орел, ул.Московская, д. 159, ИНН 5751200669, ОГРН 1135749003697) к Государственному учреждению - Отделение ПФ РФ по Орловской области (ОГРН 1025700826744, ИНН 5753002380, г. Орел, ул. Комсомольская, 108) третьи лица: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Орлу (г. Орел, ул. Московское шоссе, 119, ОГРН 1125742000020), индивидуальный предприниматель Ерошкин Юрий Петрович (ОГРН 311574208900046, ИНН 575100277412) о признании недействительным решения от 05.04.2018 N 067F07180000413 об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, обязании Государственного учреждения - Отделение ПФ РФ по Орловской области принять решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в сумме 183 145, 16 руб.
УСТАНОВИЛ:
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Орловской области (далее - Уполномоченный по защите прав предпринимателей, Уполномоченный) обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделение ПФ РФ по Орловской области от 05.04.2018 N 067F07180000413 об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, обязать Государственное учреждение - Отделение ПФ РФ по Орловской области принять решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в сумме 183 145,16 руб. в порядке, установленном ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 " 250-ФЗ и направить его в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Орлу (заявление об уточнении требований от17.01.2019 N 57-УПП/00041) (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением суда от 16.11.2018 удовлетворено заявление Государственного учреждения -Управление ПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о замене ненадлежащего ответчика надлежащим. Произведена замена ненадлежащего ответчика по делу N А48-8929/2018 Государственное учреждение - Управление ПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) надлежащим ответчиком - Государственное учреждение - Отделение ПФ РФ по Орловской области (далее - Учреждение, пенсионный орган, ОПФР по Орловской области).
Решением от 08.02.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, пенсионный орган обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что суд области при принятии решения неправильно применил нормы материального права, а именно часть 3 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование". Подробно доводы ОПФР по Орловской области изложены в апелляционной жалобе.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Орловской области возражает против доводов апелляционной жалобы пенсионного органа, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Орлу, в представленном в материалы дела отзыве, совей правовой позиции по апелляционной жалобе не высказала, просила вопрос о разрешении апелляционной жалобы оставить на усмотрение суда.
В судебное заседание представители ОПФР по Орловской области, ИФНС по г. Орлу и ИП Ерошкина Юрия Петровича не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, согласно налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2014 года и письма УФНС России по Орловской области от 17.09.2018 N 11-18/4908 дсп @ сумма доходов ИП Ерошкина Ю.П. составила 6 958 883 руб.
Страховые взносы в обязательном фиксированном размере 17 328, 48 руб. за 2014 год на основании решения заинтересованного лица от 29.04.2015 N 06702015ВД0004080 инкассовым поручением N 389 от 05.05.2015 были списаны со счета Ерошкина Ю.П. Кроме указанной суммы за 2014 год страховые взносы предпринимателем были оплачены в сумме 80 000 руб. (платежные поручения от 17.06.2015 N 74 - 10 000 руб., от 18.06.2015 N 81 - 10 000 руб., от 24.06.2015 N 104 - 20 000 руб., от 25.06.2015 N105 - 10 000 руб., от 25.06.2015 N107 - 20 000 руб., от 11.11.2015 N402 - 10 000 руб.)
Согласно налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2015 года и письма УФНС России по Орловской области от 17.09.2018 N 11-18/4908 дсп @ сумма доходов ИП Ерошкина Ю.П. составила 57 603 685 руб.
Общая сумма страховых взносов оплаченных Ерошкиным Ю.П. в Пенсионный фонд РФ за указанный отчетный период составляет 140 636, 11 руб., что подтверждается платежными поручениями от 21.09. 2015 N 287 - 4 652,70 руб., от 10.11.2015 N 398 - 4 652,70 руб., от 29.02.2016 N 109 - 6 000 руб., а также инкассовыми поручениями от 19.05.2016 N22889 - 1 055,11 руб. и от 30.09.2016 N46712 -124 275, 60 руб.
29.03.2018 ИП Ерошкин Ю.П. обратился в Государственным учреждением -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов пеней и штрафов в общей сумме 196 917, 83 руб.
В ответ на указанное заявление Управление в адрес Ерошкина Ю.П. направило уведомление от 11.04.2018 N 15-43/379, согласно которому 05.04.2018 Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области было принято Решение N 067F07180000413 об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в размере 196 917, 83 руб. (далее - Решение).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области в уведомлении от 11.04.2018 N 15-43/379 уведомило, что на основании ч.3 ст.21 Федерального закона от 03.07.2016 N250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", в связи чем принято решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (обязательное медицинское страхование), пеням, штрафам по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2017.
21.08.2018 Предприниматель обратился к Уполномоченному по защите прав предпринимателей с заявлением об оказании содействия в возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014, 2015 годы.
Указанное заявление послужило основанием для обращения Уполномоченного с заявлением, которое рассматривается в рамках настоящего дела.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции при рассмотрении данного спора правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу пункта 2 части 3 статьи 10 Федерального закона от 07.05.2013 N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" при осуществлении своей деятельности уполномоченный в субъекте Российской Федерации вправе, в том числе обращаться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов иных органов в случае, если оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 6, пунктом 2 статьи 14, статьей 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закона N 167-ФЗ), частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), установлено, что страхователи - индивидуальные предприниматели - уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 указанной статьи.
Согласно части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 указанного Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процент от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (ч.1.2 ст.14 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013 N 336-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 01.01.2014 составлял 5 554 руб.
В силу пунктов 1, 2 части 2 статьи 2 Закона N 212-ФЗ применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов; Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента, за исключением случаев, предусмотренных п.2.1 настоящей части.
Из изложенного следует, что размер подлежащих уплате страховых взносов зависит от размера дохода плательщика страховых взносов, полученного в отчетном периоде.
Частями 1 и 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ установлено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 14 настоящего федерального закона.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (ч.2 ст.16 Закона N 212-ФЗ).
Часть 9 статьи 14 Закона N 212-ФЗ устанавливает обязанность налоговых органов направлять в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1 -го числа каждого следующего месяца.
Для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, в силу 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 которой определено, что исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
При этом при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций" НК РФ (пункт 1 статьи 221 НК РФ).
Принимая во внимание, что налоговое законодательство Российской Федерации и не использует понятие "прибыль" применительно к налоговой базе для расчета налога на доходы физических лиц, доход для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П взаимосвязанные положения п.1 ч.8 ст.14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и ст.227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Согласно положениям статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда, которым нормативный акт или отдельные его положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо постановления Конституционного Суда о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом истолковании, не допускается применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений, признанных таким постановлением Конституционного Суда не соответствующими Конституции Российской Федерации, равно как и применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом в этом постановлении истолкованием.
Суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда (включая дела, производство по которым возбуждено до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда) не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением Конституционного Суда не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом в этом постановлении истолкованием.
В резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П указано, что оно окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Таким образом, учитывая, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П вступило в силу 02.12.2016 (день официального опубликования на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru), выводы по вопросу толкования и применения действующего законодательства, изложенные в данном постановлении, являются обязательными для применения.
Согласно налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2014 год общая сумма дохода индивидуального предпринимателя составила 6 958 883, 32 руб., сумма произведенных расходов 6 452 066,22 руб., величина дохода от предпринимательской деятельности - 506 817, 10 руб.
Согласно налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2015 год общая сумма дохода индивидуального предпринимателя 57 603 685, 42 руб., сумма произведенных расходов 55 654 662,64 руб., величина дохода от предпринимательской деятельности - 1 949 022, 78 руб.
Суммы страховых взносов с доходов, превышающих 300 000 рублей за расчетные периоды, исчислены Учреждением без учета произведенных заявителем расходов и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановление от 30.11.2016 N 27-П.
Определение подлежащей уплате суммы страховых взносов без уменьшения величины доходов на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, привело к исчислению страховых взносов за 2014, 2015 годы в завышенном размере и излишней их уплате.
Исходя из вышеперечисленных норм права и произведенных расчетов общая сумма переплаты по страховым взносам в ПФ РФ ИП Ерошкиным Ю.П. за период 2014-2015 годы составила 189 668, 53 руб. (77 931, 83 руб. (2014 г.) + 105 535, 08 руб. (2015 г.) + 6 201, 62 руб. (пеня).
Как указал пенсионный орган, у плательщика имелась недоимка по страховым взносам (требования об уплате недоимки от 27.01.2017 N 067S01170013370, от 28.02.2017 N 067S01170492870) в связи с чем Отделением вынесено Решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов от 05.04.2018 N067F07180000413.
Как следует из объяснений налогового органа по состоянию на 01.01.2019 за налогоплательщиком числилась задолженность по уплате страховых взносов в ОПС в ПФ РФ до 01.01.2017 на сумму 573, 21 руб. (пеня). Данная сумма была оплачена ИП Ерошкиным 11.01.2019.
Закон N 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ.
В части 3 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ) не указано, что при наличии задолженности по страховым взносам орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов. Из содержания данной нормы не следует, что наличие задолженности по страховым взносам является основанием для отказа в возврате всей суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, а именно переплаты в сумме, превышающей такую задолженность.
Кроме того, с 01.01.2017 Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" статья 78 НК РФ дополнена пунктом 1.1, согласно которому сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном данной статьей.
Из системного толкования положений пункта 3 части 1 статьи 28 Закона N 212-ФЗ, части 3 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ, пункта 1.1 статьи 78 НК РФ следует, что сам по себе факт наличия задолженности по страховым взносам не может являться основанием для отказа в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в сумме, превышающей эту задолженность.
Наличие либо отсутствие у предпринимателя в настоящее время текущей задолженности по страховым взносам и пени правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет, должно приниматься во внимание налоговым органом при исполнении решения о возврате с учетом состояния расчетов предпринимателя с бюджетом, внебюджетными фондами.
Апелляционная коллегия полагает, что в рамках настоящего дела пенсионный орган не доказал правомерность своих действий по не возврату излишне уплаченных страховых взносов, поскольку законодательно установленных ограничений для возврата излишне уплаченных сумм в рассматриваемом случае не имеется.
Согласно статьи 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования РФ направляют его в соответствующий налоговый орган (пункт 4 статьи 21 Федерального закона N 250-ФЗ).
Следовательно, разграничение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов между территориальными органами ПФ и налоговыми органами произведено по дате - 01.01.2017, в законе не предусмотрена возможность споров между ПФ и налоговыми органами, то есть, налоговые органы принимают и используют ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды.
Таким образом, поскольку спорные страховые взносы уплачены за 2014, 2015 годы, то пенсионный орган обязан принять и передать решение о возврате излишне взысканных страховых взносов и пени в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Орлу, которая обязана его исполнить.
C учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований и признании незаконным решения Государственного учреждения - Отделение ПФ РФ по Орловской области от 05.04.2018 N 067F07180000413 об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов.
Основываясь на вышеизложенном, апелляционный суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение, не соответствует ч.ч. 1, 3, 4 ст. 21 Федерального закона N 250-ФЗ, и нарушает права и законные интересы ИП Ерошкина Ю.П. в сфере предпринимательской деятельности, лишая его возможности получить денежные средства в названном размере.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания недействительным оспариваемого решения.
Судом апелляционной инстанции исследованы доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о правомерности позиции пенсионного органа, в этой связи отклоняются как не влияющие на правильность принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для взыскания с Государственного учреждения - Отделение ПФ РФ по Орловской области государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 08.02.2019 по делу N А48-8929/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.