город Воронеж |
|
26 апреля 2019 г. |
Дело N А14-21813/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 апреля 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Капишниковой Т.И.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Визит-Фарм": Демиденко И.В. - представителя по доверенности N 36 АВ 2496072 от 17.03.2018 (сроком на 5 лет);
от Управления Роспотребнадзора по Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Роспотребнадзора по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.01.2019 по делу N А14-21813/2018 (судья Соколова Ю.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Визит-Фарм" (ОГРН 1023601582740 ИНН 3662171268) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1053600124676 ИНН 3665049192) о признании незаконным предписания от 05.09.2018 N 419/05 о прекращении нарушения прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Визит-Фарм" (далее -заявитель, ООО "Визит-Фарм", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Роспотребнадзора по Воронежской области (далее - Управление Роспотребнадзора, заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным предписания от 05.09.2018 N 419/05 о прекращении нарушения прав потребителей в части, касающейся доведения до сведения потребителей полной и достоверной информации об адресе (месте нахождения), фирменном наименовании (наименовании) импортера на капли ушные, 20%, "Отинум", производитель "АЙ Си Эн Польша Жешув АО", Польша.
Решением от 09.01.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, Управление Роспотребнадзора, обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения не приняты во внимание положения части 2 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Предписание от 05.09.2018 N 419/05 считает исполнимым.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Общество возражает против доводов апелляционной жалобы административного органа, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание представители административного органа не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в отношении ООО "Визит-Фарм" была проведена внеплановая выездная проверка на основании распоряжения заместителя руководителя N 1140 от 31.08.2018 Фуфаевой О.А. с целью проверки фактов, изложенных в заявлении (обращении) рег. N 19536 от 13.08.2018, мотивированного представления должностного лица Управления Роспотребнадзора от 30.08.2018 в отношении непродовольственного товара капли ушные "Отинум" дата изготовления 10.17, серия 80153663, изготовитель "Меда Фапм ГМбХ и Ко.КГ", Польша.
По результатам проведенной административным органом проверки, отраженным в акте проверки от 05.09.2018 N 01140 в отношении заявителя было выдано предписание от 05.09.2018 N 419/05.
Согласно указанному акту проверки административным органом были выявлены нарушения в части нахождения по его мнению в реализации у Общества товара - капли ушные, 20%, "Отинум", производитель "АИ Си Эн Польфа Жешув АО", Польша, до сведения потребителей не доведена необходимая информация, обеспечивающая возможность их правильного выбора, а именно отсутствует информация об адресе (месте нахождения), фирменном наименовании (наименовании) импортера, что является нарушением ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителе" N 2300-1 от 07.02.1992.
В связи с чем согласно выданному Управлением Роспотребнадзором предписанию ООО "Визит-Фарм" необходимо в срок до 15.10.2018 "довести до сведения потребителей полную и достоверную информацию об адресе (месте нахождения), фирменном наименовании (наименовании) импортера на капли ушные, 20%, "Отинум", производитель "АЙ Си Эн Польфа Жешув АО", Польша".
Не согласившись с предписанием от 05.09.2018 N 419/05, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции при рассмотрении данного спора правомерно руководствовался следующим.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (статья 4 АПК РФ).
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
В соответствии с пунктом 4 части 4, частью 1 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей оспариваемое предписание выдано уполномоченным лицом в пределах его компетенции.
Правила продажи отдельных видов товаров, принятые в соответствии с Законом N 2300-1, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила продажи отдельных видов товаров), регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.
В соответствии с пунктом 11 Правил продажи отдельных видов товаров продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Информация в обязательном порядке должна содержать:
- наименование товара;
- место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара - наименование страны происхождения товара;
- сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;
- сведения об основных потребительских свойствах товара;
- сведения об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
- гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;
- срок службы (срок годности), если он установлен для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанного срока представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся ^ непригодными для использования по назначению;
- цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита - размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.
В статье 46 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" установлены требования к маркировке лекарственных средств. В соответствии с частью 1 статьи 46 указанного Закона лекарственные препараты, за исключением лекарственных препаратов, изготовленных аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, должны поступать в обращение, если:
1) на их первичной упаковке (за исключением первичной упаковки лекарственных растительных препаратов) хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны наименование лекарственного препарата (международное непатентованное, или группировочное, или химическое, или торговое наименование), номер серии, дата выпуска (для иммунобиологических лекарственных препаратов), срок годности, дозировка или концентрация, объем, активность в единицах действия или количество доз;
2) на их вторичной (потребительской) упаковке хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны наименование лекарственного препарата (международное непатентованное, или группировочное, или химическое и торговое наименования), наименование производителя лекарственного препарата, номер серии, дата выпуска (для иммунобиологических лекарственных препаратов), номер регистрационного удостоверения, срок годности, способ применения, дозировка или концентрация, объем, активность в единицах действия либо количество доз в упаковке, лекарственная форма, условия отпуска, условия хранения, предупредительные надписи.
При этом, судом области установлено, что Инструкция по медицинскому применению и макеты упаковки лекарственного препарата Отинум, капли ушные, 20%, производитель "Ай Си Эн Польфа Женув АО", Польша утверждены Минздравом России в соответствии со ст. 18, ст. 46 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
В инструкции на лекарственный препарат указана уполномоченная организация Адрес 109028, г. Москва, Серебряническая наб., д.29 и тел. +7(495)660-5303, таким образом, инструкция и маркировка упаковки препарата Отинум оформлены в соответствии с действующим законодательством без нарушений.
Кроме того, согласно пункту 70 Правил продажи отдельных видов товаров, продажа лекарственных препаратов (дозированных лекарственных средств, готовых к применению и предназначенных для профилактики, диагностики и лечения заболеваний человека и животных, предотвращения беременности, повышения продуктивности животных) осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 61-ФЗ и с учетом особенностей, определенных данными Правилами.
Согласно пункта 71 Правил продажи отдельных видов товаров Информация о лекарственных препаратах помимо сведений, указанных в пунктах 11 и 12 настоящих Правил, а также предусмотренных статьей 46 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", должна содержать сведения о государственной регистрации лекарственного препарата с указанием номера и даты его государственной регистрации (за исключением лекарственных препаратов, изготовленных продавцом (аптечным учреждением) по рецептам врачей).
Согласно пункту 12 Правила продажи отдельных видов товаров продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что вся необходимая информация по лекарственному средству "Отинум" имеется.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 21.09.2016 N 724н г. Москва "Об утверждении требований к инструкции по медицинскому применению лекарственных препаратов" требования, утвержденные настоящим приказом, применяются к инструкциям по медицинскому применению лекарственных препаратов, заявления о государственной регистрации которых представлены в Министерство здравоохранения Российской Федерации после вступления в силу настоящего приказа.
Раздел Инструкции лекарственного средства "Отинум" - "Наименование и адрес организации, принимающей претензии потребителей", как обязательный, был утвержден Федеральным законом от 22.12.2014 N 429-ФЗ и вступил в силу в 2015 году ст. 18 ФЗ-61 до 2015 года, требований на указание наименования организации, принимающей претензии потребителей не было, только раздел "Производитель", тогда как изменения Инструкции по лекарственному средству "Отинум" утверждены Минздравом РФ 02.07.2014.
Также суд области пришел к верному выводу о неопределенности и неисполнимости оспариваемого предписания, что является самостоятельным основанием для признания его недействительным, как не соответствующего Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
По смыслу статьи 17 Закона N 294-ФЗ, предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами, осуществляющими публичные полномочия, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд приходит к выводу о том, что формулировка оспариваемого предписания является неопределенной и как следствие неисполнимой в рамках рассматриваемого дела, так как в сопроводительной документации на препарат, а именно в декларации о соответствии, сертификате качества отсутствует информация об адресе (месте нахождения), фирменном наименовании (наименовании) импортера.
Предписание выносится в случае установления нарушений законодательства в целях их устранения.
На основании вышеизложенного апелляционный суд соглашается с судом области и приходит к выводу о том, что предписание Управления Роспотребнадзора по Воронежской области от 05.09.2018 N 419/05 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания недействительным оспариваемого предписания.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о правомерности позиции административного органа, в этой связи отклоняются как не влияющие на правильность принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для взыскания с Управление Роспотребнадзора государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.01.2019 по делу N А14-21813/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.