г.Москва |
|
25 апреля 2019 г. |
Дело N А40-219070/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
С.Л.Захарова, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ИФНС России N 19 по г.Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.01.2019, принятое судьей Сизовой О.В. (84-1490)
по делу N А40-219070/18
по заявлению ИП Ермолаевой Т.В.
к ИФНС России N 19 по г.Москве
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Мощицкий Е.И. по дов. от 09.07.2018; |
УСТАНОВИЛ:
ИП Ермолаева Т.В. (далее также - заявитель, Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ИФНС России N 19 по г.Москве (далее также - заявитель, Инспекция) от 30.08.2018 N 139 по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 18.01.2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. В обоснование принятого судебного акта суд указал на нарушение ответчиком установленной процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик в своей апелляционной жалобе просит его отменить по изложенным в жалобе основаниям и в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. При этом податель жалобы ссылается на наличие в действиях Предпринимателя события и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст.14.5 КоАП РФ, а также на надлежащее извещение заявителя о месте и времени составления протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Представитель заявителя, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителя ответчика, поддержавшего в судебном заседании свои доводы и требования, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, основанием для обращения ИП Ермолаевой Т.В. в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу послужило вынесенное на основании протокола N 0173884 об административном правонарушении от 16.08.2018 постановление от 30.08.2018 N 139 по делу об административном правонарушении.
Указанным постановлением Предприниматель привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.14.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом являются задачами производства по делам об административных правонарушениях (ст.24.1 КоАП РФ). В этих целях административный орган должен соблюдать установленный порядок осуществления процессуальных действий по возбуждению, рассмотрению дел об административных правонарушениях.
В соответствии со ст.28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии законного представителя юридического лица. При составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица должны быть разъяснены права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. Важной гарантией полноты и достоверности сведений, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, является то, что законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. При этом указанное лицо наделено правом представить свои объяснения и замечания по содержанию протокола, которые затем прилагаются к протоколу качестве материалов дела.
Как разъяснено в п.17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", положения статьи 28.2 КоАП, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (часть 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (часть 4).
Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.24 означенного постановления Пленума ВАС РФ, при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Как усматривается из материалов дела, заявитель при составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении участия не принимал.
При этом доказательства надлежащего извещения Предпринимателя о времени и месте совершения указанных процессуальных действий в материалах дела отсутствуют.
Из представленных в материалы дела документов не усматривается, что на момент составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении налоговый орган обладал информацией, свидетельствующей о получении заявителем соответствующей корреспонденции (о возврате корреспонденции обратно отправителю).
Так, согласно отчету об отслеживании отправления извещение от 17.07.2018 N 22-05-01/041432 о вызове в Инспекцию на 16.08.2018 к 11:00 для составления протокола об административном правонарушении (трек-номер 10799624315238) получено заявителем 20.08.2018, то есть после осуществления означенного процессуального действия.
Извещением от 17.08.2018 N 22-05-01/046706 ИП Ермолаева Т.В. была приглашена 30.08.2018 в 15:00 в Инспекцию для рассмотрения материалов проверки, а также Предпринимателю была направлена копия протокола N 0173884 по делу об административном правонарушении от 16.08.2018.
Отправка данного письма подтверждается списком заказной почтовой корреспонденции от 21.08.2018 (трек-номер 10799624340513), между тем согласно отчету об отслеживании отправления данное письмо получено заявителем только 07.09.2018, то есть после вынесения оспариваемого постановления от 30.08.2018.
Таким образом, отправка соответствующих уведомлений по почте не обеспечила их своевременное получение лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Отметка в отчетах об отслеживании почтовых отправлений трек-номер 10799624315238 и трек-номер 10799624340513 "Неудачная попытка вручения" 20.08.2018 и 07.09.2018 (соответственно) не свидетельствует об уклонении адресата от получения почтовых отправлений, поскольку не представляется возможным установить, доставлялось ли почтовым отделением связи первичное и вторичное извещения о необходимости явки за почтовым отправлением, и административный орган к моменту совершения соответствующих процессуальных действий обладал указанной информацией.
С учетом отрицания заявителем факта получения соответствующей корреспонденции, представленные ответчиком доказательства извещения заявителя о совершении указанных процессуальных действий нельзя признать достаточными.
По смыслу вышеприведенных норм КоАП РФ, административный орган к моменту составления протокола об административном правонарушении и к моменту вынесения постановления о привлечении лица к административной ответственности должен обладать доказательствами надлежащего извещения лица, привлекаемого к ответственности, о месте и времени совершения процессуального действия.
Неизвещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о совершении установленных КоАП РФ процессуальных действий является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается возможности реализовать права, гарантированные ст.ст.25.1, 25.4, 25.5, 28.2, 28.3, 28.5, 29.7 КоАП РФ.
При существенном нарушении процедуры привлечения к административной ответственности лицо не может быть подвергнуто административному взысканию, независимо от того, совершило оно или нет административное правонарушение.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных Предпринимателем требований является законным и обоснованным.
Доводы, приведенные Инспекцией в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку они не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ч.5.1 ст.211, ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.01.2019 по делу N А40-219070/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.