г. Красноярск |
|
29 апреля 2019 г. |
Дело N А33-13956/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "22" апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" апреля 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бутиной И.Н.,
судей: Парфентьевой О.Ю., Споткай Л.Е.,
секретаря судебного заседания Каверзиной Т.П.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Точиловой Елены Николаевны
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "31" октября 2018 года по делу N А33-13956/2018, принятое судьей Тимергалеевой О.С.,
установил:
индивидуальный предприниматель Точилова Елена Николаевна (ИНН 246000743713, ОГРН 318246800062211, далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к администрации города Красноярска (ИНН 2451000840; ОГРН 1022402655758, далее - Администрация, ответчик) и к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска (ИНН 2466216619, ОГРН 1082468060476, далее - Департамент, ответчик) о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения договора на размещение от 28.02.2014 N В/691, выраженного в уведомлении администрации города Красноярска от 05.07.2017 N 11-4924; незаконным отказа Департамента градостроительства администрации города Красноярска во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярск и продлении договора размещения временных сооружений, выраженного в ответе от 07.05.2018 N Т-1835-ек, и обязании администрацию города Красноярска включить в схему и продлить договор на размещение павильона под номером 1453 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 3.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярка, муниципальное казенное учреждение города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 31.10.2018 в иске отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что в ходе рассмотрения дела истцом было представлено заключение кадастрового инженера, согласно которому, временное сооружение истца расположено на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400146:816 и не находится на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0000000:197238. Однако данное заключение не принято судом во внимание.
По мнению апеллянта, сооружение дорожного хозяйства, используемое по соответствующему назначению неограниченным кругом лиц на бесплатной основе, не может быть передано на праве оперативного управления МКУ "УДИБ", поскольку такое имущество предназначено для общего пользования, а закрепление его за казенным учреждением не соотносится с предметом и целями деятельности учреждения. Таким образом, передача в постоянное бессрочное пользование земельного участка, на котором расположен объект дорожного хозяйства, неправомерна.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.01.2019 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 25.02.2019. В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание откладывалось до 27.03.2019, 22.04.2019.
Определением от 25.03.2019 в связи с очередным отпуском судьи Хабибулиной Ю.В. в составе суда произведена замена судьи Хабибулиной Ю.В. на судью Споткай Л.Е.
Ответчик и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет"), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
28.02.2014 департамент градостроительства администрации города Красноярска (администрация) и Волощук Лариса Ринатовна (владелец) заключили договор N В/691 на размещение временного сооружения (далее - договор), согласно пункту 1.1 которого администрация предоставляет владельцу право размещения временного сооружения: павильона (далее - временное сооружение), в соответствии с номером 1453 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, утвержденной постановлением администрации города Красноярска от 27.11.2012 N 595 в редакции постановления администрации города Красноярска от 03.10.2013 N 523 (далее - схема), по адресу: г. Красноярск, Партизана Железняка, 3, эксплуатировать его в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а владелец обязуется установить и эксплуатировать временное сооружение, в установленном законодательством Российской Федерации и настоящим договором порядке в границах, указанных в ситуационном плане земельного участка, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью (приложение 1).
Дополнительным соглашением от 31.03.2017 N К/1950/с к договору по тексту договора на размещение временного сооружения слова "Волощук Лариса Ринатовна" заменены словами "Костнер Лариса Ринатовна" в соответствующем падеже.
Дополнительным соглашением от 31.07.2017 N Т/4873/с к договору по тексту договора на размещение временного сооружения слова "Костнер Лариса Ринатовна" заменены словами "индивидуальный предприниматель Точилова Елена Николаевна" в соответствующем падеже.
Пунктом 1.2 договора срок действия договора установлен до 31.12.2016.
Дополнительным соглашением от 31.03.2017 N К/1950/с к договору срок действия договора продлен до 01.01.2018.
В соответствии с пунктом 5.2 договора в случае отказа администрации от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, установленным пунктами 3.1.2.1 - 3.1.2.5 договор считается расторгнутым.
В соответствии с пунктом 5.2 (в редакции дополнительного соглашения от 30.11.2015 N В/5962/с) договора в случае отказа администрации от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, установленным пунктами 3.2.2.1 - 3.2.2.5 договор считается расторгнутым.
В силу пункта 5.3.1 договора (в редакции дополнительного соглашения от 30.11.2015 N В/5962/с) основанием для досрочного расторжения договора является наличие у иного лица в отношении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством.
Администрация уведомляет владельца в письменной форме о досрочном расторжении договора не менее чем за девяносто календарных дней до даты расторжения договора (пункт 5.3.4).
На основании договора на размещение временного сооружения от 28.02.2014 N В/691 между департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (арендодатель) и Волощук Ларисой Ринатовной заключен договор аренды земельного участка от 04.05.2016 N 477, согласно условий пункта 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с учетным номером 04 00 146:0130, находящийся по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Партизана Железняка, 3, для использования в целях размещения временного сооружения: павильона в границах, указанных в плане Участка, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 28 кв.м. (приложение 1). Земельный участок передается по акту приема-передачи.
Срок договора аренды установлен с 22.04.2016 по 30.12.2016 (пункт 2.1 договора аренды земельного участка от 04.05.2016 N 477).
В материалы дела представлена схема сопоставления границ земельного участка, занятого временным сооружением, с границами земельного участка, занятого объектом МКУ "УДИБ" (автодорога), согласно которой временное сооружение истца расположено на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0000000:197238.
Распоряжением администрации города Красноярска от 27.06.2017 N 2942-недв администрация города Красноярска предоставила в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:197238, местонахождение: Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, улично-дорожная сеть по ул. Партизана Железняка.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 23.07.2018 N 99/2018/135480408 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:197238 - автомобильный транспорт (код - 7.2).
Право постоянного (бессрочного) пользования МКУ "УДИБ" на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:197238 зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 22.06.2017 согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 23.07.2018. В пределах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:197238 расположен в том числе объект недвижимости с кадастровым номером 24:50:0000000:2003.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 23.07.2018 N 99/2018/135480408 объект недвижимости с кадастровым номером 24:50:0000000:2003 - сооружение протяженностью 3 328 м., площадью застройки 145 132,8 кв.м., назначение: нежилое, транспортное, автомобильного транспорта, по адресу: г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1965 года постройки, право муниципальной собственности на автодорогу зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 27.11.2008. Указанное дорожное сооружение закреплено на праве оперативного управления МКУ города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства", право оперативного управления зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 28.10.2015.
В соответствии со сведениями из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, перспектива застройки части земельного участка, на котором располагается спорное временное сооружение, согласно проекту планировки - тротуары, пешеходные дорожки.
В материалы дела представлено землеустроительное дело в отношении спорного объекта, со схемой привязки; Устав МКУ города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства".
Согласно утвержденному Департаментом городского хозяйства города Красноярска титульному списку объектов капитального ремонта улиц, дорог города Красноярска за счет средств бюджета на 2017 год, в составе подлежащих капитальному ремонту улиц указана ул. Партизана Железняка, где расположен павильон истца.
Уведомлением от 05.07.2017 N 11-4924 администрация города Красноярска сообщила об отказе от исполнения договора на размещение временного сооружения от 28.02.2014 NВ/691 с 07.10.2017, в соответствии с пунктом 5.3.1. договора. В обоснование одностороннего отказа от исполнения договора администрация города Красноярска ссылается на предоставление земельного участка, на котором расположено временное сооружение, в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" на основании распоряжения администрации г. Красноярска от 27.06.2017 N2942-недв.
Письмом от 07.02.2018 N 177-ек администрация города Красноярска сообщила истцу, что постановлением администрации города Красноярска от 29.12.2017 N 859 внесены изменения в постановление администрации города Красноярска от 27.11.2012 N 595 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска", павильон истца исключен из схемы нестационарных торговых объектов. Действие договора на размещение временного сооружения от 28.02.2014 N В/691 прекращено 01.01.2018, в связи с чем администрация уведомила Точилову Е.Н. о том, что уведомление от 05.07.2017 N 11-4924 о досрочном расторжении договора на размещение временного сооружения теряет юридическую силу.
Истец, полагая свои права нарушенными, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении требований к Администрации, суд первой инстанции, установив наличие у Администрации права на одностороннее расторжение договора в случае предоставления земельного участка, на котором размещается временное сооружение, иному лицу в постоянное (бессрочное) пользование, пришел к выводу о правомерности такого отказа; отказывая в удовлетворении требований к Департаменту, суд пришел к выводу, что оспариваемый отказ Департамента во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска и в продлении срока размещения павильона соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В силу положений статей 153, 154, 156 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. К односторонним сделкам соответственно применяются общие положения об обязательствах и о договорах, поскольку это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу сделки.
Согласно положениям пункта 6 Федерального закона от 07.05.2013 N 100 "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) об основаниях и о последствиях недействительности сделок (статьи 166 - 176, 178 - 181) применяются к сделкам, совершенным после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.6 "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута", положения которой вступили в силу с 01.03.2015.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края установлен приказом министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 N 05-95 "Об установлении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края" (далее - Порядок N 05-95).
Согласно пунктам 4, 6 Порядка N 05-95 схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в целях повышения доступности товаров для населения. Схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными, пожарными, санитарными и экологическими нормами и правилами, правилами продажи отдельных видов товаров, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования.
Схема утверждается правовым актом органа местного самоуправления, принимаемым в порядке, установленном уставом муниципального образования (пункт 9 Порядка N 05-95).
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 45 Устава города Красноярска установлено, что администрация города в лице уполномоченных органов организует и осуществляет в рамках своей компетенции муниципальный контроль. Реализуя указанные полномочия, администрация города определяет структуру, полномочия, функции и порядок деятельности уполномоченных органов, принимает административные регламенты проведения контрольных проверок, организует мониторинг эффективности муниципального контроля, осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 7, 45, 58, 59 Устава города Красноярска, порядок выдачи разрешения на размещение временных сооружений был урегулирован в постановлении администрации г. Красноярска от 09.02.2010 N 55 "Об утверждении Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска".
Постановлением администрации города Красноярска от 29.08.2014 N 538 "О признании утратившими силу правовых актов администрации города" постановление администрации города от 09.02.2010 N 55 "Об утверждении Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска" признано утратившим силу.
С целью совершенствования процесса размещения временных сооружений на территории города Красноярска, в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" постановлением администрации города Красноярска от 28.11.2014 N 809 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска (далее - Положение N 809), которое устанавливает порядок размещения временных сооружений, в том числе нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Красноярска (пункт 1 Положения N 809).
Статьей 10 Положения N 809 предусмотрено, что договор на размещение временного сооружения заключается на срок, определенный схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска, схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска.
Постановлением администрации города Красноярска от 27.11.2012 N 595 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска" в редакции постановления администрации города Красноярска от 03.10.2013 N 523 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов, согласно которой под N 1453 был включен спорный павильон по адресу г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 3 на срок до 01.01.2018.
В силу пункта 20 Положения N 809 основанием для досрочного расторжения договора на размещение временного сооружения является, в том числе наличие у иного лица в отношении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком, либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством. Уполномоченный орган уведомляет владельца временного сооружения в письменной форме о досрочном расторжении договора на размещение временного сооружения не менее чем за девяносто календарных дней до даты расторжения договора.
Предметом спора в рамках настоящего дела является установление законности уведомления администрации города Красноярска от 05.07.2017 N 11-4924 об отказе от исполнения договора на размещение временного сооружения от 28.02.2014 NВ/691.
Судом установлено, что право уполномоченного органа на досрочное расторжение договора на размещение временного сооружения предусмотрено как упомянутым Положением N 809, так и договором (пункт 5.3.1).
Распоряжением администрации города Красноярска от 27.06.2017 N 2942-недв администрация города Красноярска предоставила в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:197238, местонахождение: Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, улично-дорожная сеть по ул. Партизана Железняка.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 23.07.2018 N 99/2018/135480408 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:197238 - автомобильный транспорт (код - 7.2).
Право постоянного (бессрочного) пользования МКУ "УДИБ" на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:197238 зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 22.06.2017 согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 23.07.2018.
Факт нахождения павильона истца в границах предоставленного МКУ города Красноярска "УБИБ" земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:197238 подтверждается представленной администрацией города Красноярска схемой сопоставления границ земельного участка, занятого временным сооружением, с границами земельного участка, занятого объектом МКУ "УДИБ" (автодорога), согласно которой временное сооружение истца расположено на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0000000:197238.
Вопреки доводам апеллянта о том, что временное сооружение истца не находится на земельном участке, переданном в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" упомянутых участков, данный факт истцом надлежащими доказательствами не опровергнут.
Уведомлением от 05.07.2017 N 11-4924 администрация города Красноярска сообщила о том, что земельный участок, на котором расположено временное сооружение, распоряжением администрации города Красноярска предоставлен в постоянное бессрочное пользование МКУ города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства", а также об отказе от исполнения договора на размещение временного сооружения в одностороннем порядке.
На момент рассмотрения дела распоряжение администрации города Красноярска от 27.06.2017 N 2942-недв незаконным или недействительным не признано.
На основании изложенного, а также руководствуясь положениями статьи 310, пунктов 1, 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 20 Положения N 809, суд первой инстанции правомерно признал наличие оснований (при предварительном уведомлении истца в установленные сроки) для расторжения договора на право размещения временного сооружения в одностороннем порядке и исключения его из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска в связи с предоставлением земельного участка, на котором он находится, учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, указывая также на то обстоятельство, что предоставление права на размещение временного сооружения не устанавливает безусловный приоритет прав его владельца перед правами иных лиц, в том числе собственника земельного участка, населения города, в интересах которого реализуется компетенция органов местного самоуправления.
В материалы дела представлен утвержденный Департаментом городского хозяйства города Красноярска титульный список объектов капитального ремонта улиц, дорог города Красноярска за счет средств бюджета на 2017 год, в составе подлежащих капитальному ремонту улиц указана ул. Партизана Железняка, где расположен павильон истца.
Указанное позволяет прийти к выводу, что предоставление земельного участка МКУ города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" на праве постоянного бессрочного пользования связано с реализацией муниципальных нужд по осуществлению дорожной деятельности.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что градостроительная необходимость исключения временного сооружения истца из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска продиктована положениями Федерального закона от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 - 2020 годов"; распоряжения Правительства Красноярского края от 01.09.2014 N 635-р "Об утверждении комплексной региональной программы "Благоустройство и инфраструктурное развитие города Красноярска в период подготовки к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года"; приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 18.04.2017 N 5), подпрограмма "Благоустройство дворовых и общественных территорий муниципальных образований" государственной программы Красноярского края "Содействие органам местного самоуправления в формировании современной городской среды", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 29.08.2017 N 512-п; программой мероприятий по инфраструктурному развитию и улучшению внешнего облика города Красноярска в целях подготовки к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в городе Красноярске, утвержденной постановлением администрации г. Красноярска от 02.06.2017 N 337; муниципальной программой "Обеспечение граждан города Красноярска жилыми помещениями и объектами инженерно-транспортной и коммунальной инфраструктуры" на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов, утвержденной постановлением администрации г. Красноярска от 13.11.2017 N 735; муниципальной программой "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и дорожного комплекса города Красноярска на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов", утвержденной постановлением администрации г. Красноярска от 13.11.2017 N 736; муниципальной программой "Повышение эффективности деятельности городского самоуправления по формированию современной городской среды на 2018 - 2022 годы", утвержденной постановлением администрации г. Красноярска от 01.11.2017 N 718.
Руководствуясь положениями пунктов 5, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", учреждение, которому на основании распоряжения был передан земельный участок, в рамках мероприятий, включенных в названные программы, организовало проведение работ по благоустройству и ремонту дорог, реализуя как полномочия собственника по содержанию муниципального имущества, так и публичные полномочия органа местного самоуправления по осуществлению вопросов местного значения.
Суд также учитывает, что вид разрешенного использования земельного участка - для размещения объектов транспорта, что также объясняет муниципальные нужды в передаче данного земельного участка в постоянное безвозмездное пользование МКУ города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства".
Более того, в соответствии с Генеральным планом городского округа города Красноярска, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 N 7-107, и Правилами землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122 (далее - Правила), павильон истца расположен в территориальной зоне инфраструктуры транспорта (ИТ), то есть в зоне территорий объектов автомобильного транспорта (статья 32 Правил), что подтверждается выпиской из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 06.08.2018.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) под полосой отвода автомобильной дороги понимаются земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса; под объектами дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования.
Частью 3 статьи 25 Федерального закона N 257-ФЗ установлено, что в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса.
Поскольку материалами дела подтверждается и истцом не опровергнуто, что торговый объект последнего расположен в границах полосы отвода автомобильных дорог, находящихся на земельных участках, переданных в постоянное (бессрочное) пользование учреждению, при отсутствии доказательств отнесения этого временного сооружения к объекту дорожного сервиса, администрацией правомерно совершены действия по приведению цели использования соответствующих земельных участков в соответствии с установленными законом требованиями.
Коллегия судей также принимает во внимание, что в соответствии с пунктом 21 Положения N 809 администрацией в уведомлении от 05.07.2017 N 11-4924 истцу предложено обратиться в департамент социально-экономического развития с заявлением о предоставлении компенсационного места размещения временного сооружения и заключении договора на его размещение, что подтверждается доказательствами по делу и истцом не оспорено.
Учитывая наличие у ответчика права на одностороннее расторжение договора в случае предоставления земельного участка, на котором размещается временное сооружение, иному лицу в постоянное (бессрочное) пользование, а также то обстоятельство, что павильон истца был исключен из схемы нестационарных торговых объектов с 01.01.2018, доказательства повторного включения павильона истца в схему размещения нестационарных объектов на территории г. Красноярска не представлено, оснований для удовлетворения истца о признании недействительным одностороннего отказа от договора на размещение временного сооружения от 28.02.2014 N В/691, выраженного в уведомлении администрации города Красноярска от 05.07.2017 N 11-4924, у суда первой инстанции не имелось.
Одновременно истцом заявлено требование о признании незаконным отказа департамента градостроительства администрации города Красноярска во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Красноярск и продлении договора размещения временных сооружений, выраженного в ответе от 07.05.2018 N Т-1835-ек, и обязании администрацию города Красноярска включить в схему и продлить договор на размещение павильона под номером 1453 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 3.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ администрации во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска и в продлении срока размещения павильона соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Как следует из материалов дела, письмом от 07.05.2018 N Т-1835-ек Точиловой Е.Н. отказано во включении временного сооружения в схему нестационарных торговых объектов на территории города и продлении срока размещения временного сооружения в связи с тем, что земельный участок, на котором расположен временный объект, предназначен для эксплуатации сооружения дорожного хозяйства, в связи с чем внесено изменение в схему, утвержденную постановлением администрации города Красноярска от 27.11.2012 N 595 в части исключения строки 1453.
Принимая во внимание, что уведомлением от 05.07.2017 N 11-4924 администрация города Красноярска сообщила об отказе от исполнения договора на размещение временного сооружения, который признан судом правомерным, а также то обстоятельство, что после утверждения Генерального плана городского округа города Красноярска от 13.03.2015 N 7-107 и Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск от 07.07.2015 N В-122 размещение спорного павильона в территориальной зоне объектов автомобильного транспорта не соответствует целевому назначению и разрешенному использованию земельного участка, коллегия судей соглашается с выводом суда первой инстанции о законности отказа администрации во включении временного сооружения в схему нестационарных торговых объектов на территории города и в продлении Точиловой Е.Н. срока размещения временного сооружения, изложенного в письме от 07.05.2018 N Т-1835-ек.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, в удовлетворении иска судом первой инстанции правомерно отказано в полном объеме.
Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, при этом не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "31" октября 2018 года по делу N А33-13956/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
И.Н. Бутина |
Судьи |
О.Ю. Парфентьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.