Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 августа 2019 г. N Ф03-3009/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
29 апреля 2019 г. |
Дело N А24-5830/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей О.Ю. Еремеевой, Г.Н. Палагеша,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс-ДВ Камчатка",
апелляционное производство N 05АП-2064/2019
на решение от 13.02.2019
судьи Е.Ю. Лебедевой
по делу N А24-5830/2018 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альянс-ДВ Камчатка" (ИНН 4105045856, ОГРН 1164101052301)
о признании заключения администрации Олюторского муниципального района (ИНН 8201001231, ОГРН 1024101418879) от 29.06.2018 N 2047 "О соответствии инвестиционного проекта "Строительство и эксплуатация овощехранилища в Олюторском районе Камчатского края" критериям масштабного инвестиционного проекта" незаконным в части вывода о несоответствии инвестиционного проекта документам территориального планирования муниципального уровня и Правилам землепользования и застройки,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Терминал-Авто" (ИНН 4101166049, ОГРН 1144101004794), акционерное общество "Корякэнерго" (ИНН 8202010020, ОГРН 1058200094204), Агентство инвестиций и предпринимательства Камчатского края (ИНН 4101175050, ОГРН 1164101052720), акционерное общество "Корпорация развития Камчатского края" (ИНН 4101156308, ОГРН 1134101001132),
при участии:
от ООО "Альянс-ДВ Камчатка": Оселедец А.Ю., по доверенности от 18.04.2019 сроком действия на 1 год, удостоверение адвоката; Рыбачук А.Л., по доверенности от 18.04.2019 сроком действия на 1 год, удостоверение адвоката;
от АО "Корякэнерго": Волгаева А.А., по доверенности от 09.01.2019 сроком действия по 31.12.2019, паспорт;
от ООО "Терминал-Авто": Адамчук В.В., по доверенности от 28.04.2019 сроком действия на 1 год, паспорт;
от администрации Олюторского муниципального района, Агентства инвестиций и предпринимательства Камчатского края, АО "Корпорация развития Камчатского края": в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альянс-ДВ Камчатка" (далее - заявитель, общество, ООО "Альянс-ДВ Камчатка") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным заключения администрации Олюторского муниципального района (далее - администрация) от 29.06.2018 N 2047 "О соответствии инвестиционного проекта "Строительство и эксплуатация овощехранилища в Олюторском районе Камчатского края" критериям масштабного инвестиционного проекта" в части вывода о несоответствии инвестиционного проекта документам территориального планирования муниципального уровня и Правилам землепользования и застройки.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Терминал-Авто" (далее - ООО "Терминал-Авто"), акционерное общество "Корякэнерго" (далее - АО "Корякэнерго"), Агентство инвестиций и предпринимательства Камчатского края (далее - агентство), акционерное общество "Корпорация развития Камчатского края" (далее - АО "КРКК").
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 13.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Альянс-ДВ Камчатка" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, в оспариваемом заключении администрация необоснованно указала на то, что инвестиционный проект не соответствует документам территориального планирования муниципального уровня и Правилам землепользования и застройки, поскольку в настоящее время такие документы не утверждены. Считает, что администрация уклонилась от доказывания обстоятельств невозможности предоставления испрашиваемых земельных участков либо несоответствия характеристик земельных участков заявленным целям использования. Настаивает на том, что земельные участки находятся в пределах береговой полосы и относятся к землям населенных пунктов.
Администрации, агентство, АО "КРКК", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие их представителей по имеющимся в материалах дела документам.
В судебном заседании представители ООО "Альянс-ДВ Камчатка" доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, дали аналогичные пояснения, ходатайствовали о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а именно: копии адвокатского запроса от 15.03.2019 N 31 и копии ответа от 09.04.2019 N 05-39/512 с приложением схемы.
Данное ходатайство было судом апелляционной инстанции рассмотрено и на основании статей 159, 268 АПК РФ удовлетворено, в результате чего в материалы дела были приобщены дополнительные документы, как связанные с фактическими обстоятельствами спора.
ООО "Терминал-Авто" в представленном в материалы дела отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая оценка, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит.
Представитель АО "Корякэнерго" в судебном заседании также выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Администрация и агентство в письменных отзывах, приобщенных судебной коллегией к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ, с доводами жалобы не согласились, решение суда первой инстанции просили оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
29.05.2018 общество обратилось в агентство с заявлением о рассмотрении инвестиционного проекта "Строительство и эксплуатация овощехранилища в Олюторском муниципальном районе Камчатского края", претендующего на признание масштабным инвестиционным проектом.
Согласно данному проекту и приложенным к нему документам инвестиционный проект заявителя предполагает строительство и эксплуатацию в селе Тиличики Олюторского района Камчатского края овощехранилища для сезонного хранения овощей с целью круглогодичного обеспечения населения отдаленных населенных пунктов свежими овощами, в том числе:
- строительство здания овощехранилища для единовременного хранения до 2500 тонн овощей (картофель, морковь, лук, свекла, капуста);
- строительство сопутствующей инфраструктуры (стоянка и проезды для автотранспорта и пр.);
- покупка и установка климатического оборудования для создания температурных условий для длительного хранения овощей с сохранением их полезных свойств; - покупка и установка оборудования для приемки, обработки и упаковки свежих овощей;
- покупка контейнеров для хранения овощей;
- покупка погрузочно-разгрузочной техники;
- обустройство земельного участка, прилегающего в береговой полосе, для стоянки плавучего понтона и перевалки грузов с пришвартованных к этому понтону судов на берег с последующим помещением доставленных грузов (продуктов) в овощехранилище.
Предполагаемый объем инвестиций - 135,955 млн. руб. Реализация проекта запланирована на двух земельных участках в кадастровом квартале 82:03:000009: земельный участок N 1 - площадью 1721 кв. м, земельный участок N 2 - площадью 683 кв. м, прилагающих к земельному участку с кадастровым номером 82:03:000009:2190.
Сопроводительным письмом от 08.06.2018 исх. N 38.02.-1831 агентство инвестиций направило проект с приложенными к нему документами в Министерство сельского хозяйства и пищевой промышленности Камчатского края (далее - Минсельхоз Камчатского края) для подготовки заключения, содержащего выводы о соответствии проекта приоритетам, целям и задачам, определенным в документах стратегического планирования Камчатского края и о соответствии заявленного объема инвестиций на реализацию проекта требуемому объему, а также в администрацию для подготовки заключения, содержащего выводы о соответствии проекта приоритетам, целям и задачам, определенным в документах стратегического планирования и (или) программах комплексного социально-экономического развития Олюторского муниципального района, о согласованности инвестиционного проекта с документами территориального планирования муниципального уровня и документацией по планировке территории (в случае, если в отношении территории, в границах которой расположены земельные участки, утверждена документация по планировке территории) и о возможности предоставления земельных участков, указанных в заявлении, в аренду без проведения торгов в целях реализации масштабного инвестиционного проекта.
Кроме того, в связи с тем, что агентство не располагает сведениями о нахождении земельных участков в государственной собственности Камчатского края, инвестиционный проект с приложенными к нему документами направлены в Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края (далее - Минимущество Камчатского края) для подготовки заключения о наличии возможности предоставления земельных участков, указанных в заявлении, в аренду без проведения в целях реализации масштабного инвестиционного проекта, а также в Министерство строительства Камчатского края (далее - Минстрой Камчатского края) для подготовки заключения о согласованности проекта с документами территориального планирования регионального уровня и (или) документацией по планировке территории в отношении объектов регионального значения (в случае, если земельные участки находятся в государственной собственности Камчатского края).
26.06.2018 в агентство поступил ответ Минимущества Камчатского края от 26.06.2018 исх. N 60.03/807 о том, что испрашиваемые заявителем земельные участки не находятся в собственности Камчатского края, и ответ Минстроя Камчатского края от 26.06.2018 исх. N 32/1823 об отсутствии полномочий давать заключение о согласованности с документами территориального планирования регионального уровня, так как земельные участки находятся в муниципальной собственности.
Также 27.06.2018 в агентство поступило положительное заключение Минсельхоза Камчатского края, согласно которому инвестиционный проект соответствует "Стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2025 года", "Стратегии развития сельского хозяйства Камчатского края до 2025 года" и о соответствии заявленного объема инвестиций на реализацию инвестиционного проекта требуемому объему.
При этом 29.06.2018 в агентство поступило отрицательное заключение администрации Олюторского муниципального района N 2047, содержащее выводы о несоответствии проекта документам территориального планирования муниципального уровня и правилам землепользования и застройки, а также предложение реализовать проект на другом земельном участке с кадастровым номером 82:03:000009:23 в рамках того же кадастрового квартала на существующей инвестиционной площадке.
31.07.2018 состоялось заседание отраслевой группы Инвестиционного совета в Камчатском крае по развитию агропромышленного комплекса, в ходе проведения которого проект заявителя поддержан, но на основании заключения администрации от 29.06.2018 N 2047 принято решение о признании проекта не соответствующим критерию "Согласованность с документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории".
Решением отраслевой группы, оформленное протоколом от 31.07.2018 N 4, инициатору проекта рекомендовано совместно с администрацией рассмотреть иной вариант размещения овощехранилища и при необходимости обратиться в заявлением повторно.
Полагая, что заключение администрации в части вывода о несоответствии инвестиционного проекта документам территориального планирования муниципального уровня и Правилам землепользования и застройки является незаконным и нарушающим права общества, последнее обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзывах на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности закреплены в статье 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Так, в случае предоставления земельного участка в аренду земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ).
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Перечень случаев заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, определен пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ и включает в себя, в том числе, предоставление земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации (подпункт 3).
На территории Камчатского края такие критерии установлены Законом Камчатского края от 30.07.2015 N 662 "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых на территории Камчатского края предоставляются земельные участки в аренду без проведения торгов" (далее - Закон N 662).
Согласно положениям статьи 4 данного Закона масштабный инвестиционный проект для предоставления земельного участка в аренду юридическому лицу без проведения торгов в целях, реализации этого проекта должен одновременно соответствовать следующим критериям:
1) соответствие приоритетам, целям и задачам, определенным в документах стратегического планирования Камчатского края, в документах стратегического планирования муниципального образования в Камчатском крае, на территории которого планируется осуществить реализацию этого проекта;
2) согласованность с документами территориального планирования регионального или муниципального уровня и (или) документацией по планировке территории;
3) наличие объема инвестиций не менее значений, установленных в данном пункте для определенных видов экономической (иной) деятельности в зависимости от территории муниципального образования, на которой планируется реализация инвестиционного объекта.
Гарантии государственной поддержки инвестиционной деятельности в Камчатском крае, формы и условия предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности в Камчатском крае установлены Законом Камчатского края от 22.09.2008 N 129 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Камчатском крае" (далее - Закон N 129).
В соответствии с частью 1 статьи 6 указанного Закона государственная поддержка инвестиционной деятельности в Камчатском крае может осуществляться в форме финансовых и нефинансовых мер.
Пунктом 1(2) части 3 статьи 6 Закона N 129 определено, что государственная поддержка инвестиционной деятельности в Камчатском крае в форме нефинансовых мер может осуществляться путем предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39(6) ЗК РФ.
По правилам части 1 статьи 5(2) Закона N 129 инвестиционный проект признается масштабным инвестиционным проектом в порядке, установленном Постановлением Правительства Камчатского края.
По исполнение указанной нормы права, а также положений Закона N 662 Постановлением Правительства Камчатского края от 31.08.2015 N 312-П утверждено Положение о признании инвестиционного проекта масштабным инвестиционным проектом в Камчатском крае (далее - Положение N 312-П).
В силу части 2 названного Положения в целях признания инвестиционного проекта масштабным инвестиционным проектом инвестор, являющийся юридическим лицом, представляет в Агентство инвестиций и предпринимательства Камчатского края заявление о рассмотрении инвестиционного проекта, претендующего на признание масштабным инвестиционным проектом, по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению, а также документы, предусмотренные перечнем согласно приложению 2 к настоящему Положению.
Как уже отмечалось ранее, 29.05.2018 ООО "Альянс-ДВ Камчатка" обратилось в агентство с заявлением о рассмотрении инвестиционного проекта "Строительство и эксплуатация овощехранилища в Олюторском муниципальном районе Камчатского края", претендующего на признание масштабным инвестиционным проектом.
Согласно проекту и приложенным к нему документам инвестиционный проект заявителя предполагает строительство и эксплуатацию в селе Тиличики Олюторского района Камчатского края овощехранилища для сезонного хранения овощей с целью круглогодичного обеспечения населения отдаленных населенных пунктов свежими овощами.
Предполагаемый объем инвестиций - 135,955 млн. руб. Реализация проекта запланирована на двух земельных участках в кадастровом квартале 82:03:000009: земельный участок N 1 - площадью 1721 кв. м, земельный участок N 2 - площадью 683 кв. м, прилагающих к земельному участку с кадастровым номером 82:03:000009:2190.
По правилам части 3 Положения N 312-П агентство в отношении инвестиционного проекта, претендующего на признание масштабным инвестиционным проектом:
1) в течение 3 рабочих дней со дня представления инвестором заявления и документов согласно приложению 2 к настоящему Положению проверяет наличие полного комплекта указанных документов и их соответствие приложениям 1 и 2 к настоящему Положению. В случае отсутствия полного комплекта указанных документов агентство возвращает документы не позднее 5 рабочих дней со дня представления их инвестором и письменно извещает его о причинах возврата;
2) в течение 5 рабочих дней со дня представления инвестором заявления и документов согласно приложению 2 к настоящему Положению направляет их, в том числе в орган местного самоуправления муниципального образования в Камчатском крае, на территории которого планируется осуществить реализацию инвестиционного проекта, для подготовки заключения в соответствии с частями 5 - 8 настоящего Положения (подпункт "б").
Из материалов дела усматривается, что в полном соответствии с указанной нормой агентство, проверив заявление общества и приложенные к нему документы на предмет комплектности, письмом от 08.06.2018 исх. N 38.02-1831 направило их, в том числе в администрацию.
В свою очередь, орган местного самоуправления, как установлено пунктом 5 Положения N 312-П, на территории которого планируется осуществить реализацию инвестиционного проекта, в течение 15 рабочих дней со дня поступления документов в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 или подпунктом "б" пункта 2 части 4 настоящего Положения подготавливает заключение, содержащее следующие выводы:
1) о соответствии инвестиционного проекта приоритетам, целям и задачам, определенным в документах стратегического планирования и (или) программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования в Камчатском крае, на территории которого планируется осуществить реализацию данного проекта;
2) о согласованности инвестиционного проекта с документами территориального планирования муниципального уровня и документацией по планировке территории (в случае, если в отношении территории, в границах которой расположен земельный участок, утверждена документация по планировке территории);
3) о возможности предоставления земельного участка, указанного в заявлении, в аренду без проведения торгов в целях реализации масштабного инвестиционного проекта.
Органы местного самоуправления городского или сельского поселения в Камчатском крае подготавливают указанное заключение совместно с органом местного самоуправления соответствующего муниципального района в Камчатском крае.
В случае невозможности предоставления указанного в заявлении земельного участка либо несоответствия характеристик земельного участка заявленным целям, орган местного самоуправления, на территории которого планируется осуществить реализацию инвестиционного проекта, по согласованию с инвестором предлагает иной вариант предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов и прилагает к заключению схему расположения данного земельного участка (в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок) либо кадастровый паспорт земельного участка (часть 6 Положения N 312-П).
В соответствии с частью 7 этого Положения заключение органа местного самоуправления, на территории которого планируется осуществить реализацию инвестиционного проекта, должно содержать следующую информацию в отношении земельного участка:
1) о кадастровом номере земельного участка (при наличии);
2) о площади земельного участка;
3) о категории земель, в границах которых находится испрашиваемый земельный участок;
4) о муниципальном образовании в Камчатском крае, в границах которого расположен земельный участок, а также о наименовании населенного пункта, если участок расположен в границах населенного пункта;
5) о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок, и градостроительном регламенте данной зоны (с указанием основных, дополнительных и условно-разрешенных видов разрешенного использования, установленных для данной территориальной зоны), в случае, если земельный участок расположен в границах территории, для которой разработаны и утверждены Правила землепользования и застройки;
6) о правах на земельный участок, в том числе, если в отношении земельного участка выдано разрешение на использование в соответствии главой V.6 ЗК РФ, о существующих ограничениях (обременениях) земельного участка;
7) об ограничениях использования испрашиваемого земельного участка (территории), в том числе об ограничениях в использовании в связи с расположением участка в границах: зон с особыми условиями использования территорий (санитарно-защитные зоны, охранные зоны, зоны санитарной охраны, запретные зоны и районы, водоохранные зоны/прибрежные защитные полосы/береговые полосы водных объектов и другие зоны); охотничьих угодий; территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также об ограничениях в использовании земельного участка в связи с видами разрешенного использования смежных или рядом расположенных земельных участков и объектов, находящихся на таких участках;
8) о том, утверждена или разрабатывается ли в отношении территории, в границах которой расположен земельный участок, документация по планировке территории, проект межевания территории;
9) расположен ли земельный участок в границах территории опережающего социально-экономического развития "Камчатка";
10) иную информацию относительно земельного участка, необходимую для принятия решения в отношении заявления.
Как следует из материалов дела, в результате рассмотрения инвестиционного проекта общества администрация пришла к выводу о его несоответствии документам территориального планирования муниципального уровня и Правилам землепользования и застройки.
В качестве обоснования для такого вывода администрация сослалась на обстоятельство того, что на территории, в границах которой расположены испрашиваемые земельные участки, не разработан проект планировки территории.
Повторно оценив и исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ конкретные обстоятельства и доказательства дела в их совокупности и взаимосвязи, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что у администрации имелись фактические и законные основания для выдачи отрицательного заключения от 29.06.2018 N 2047 по вышеуказанной причине на основании следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Согласно части 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Из буквального содержания указанной нормы права следует, что утверждение документации по планировке территории осуществляется в целях придания соответствующей документации юридической силы и позволяет идентифицировать на местности элементы планировочной структуры с применением определенных режимов и ограничений.
Частью 4 статьи 41 ГрК РФ установлено, что видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.
При этом проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (часть 6 статьи 41 ГрК РФ).
Статьи 42 и 43 ГрК РФ определяют цели, состав и содержание проектов планировки и межевания территории.
В соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны (часть 1 статьи 43 ГрК РФ).
Согласно части 5 статьи 46 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Из материалов дела судебной коллегией установлено, что земельные участки площадью 1721 кв. м и 683 кв. м, на которых в соответствии с инвестиционным проектом общество планирует осуществлять строительство и эксплуатацию овощехранилища, расположены на территории Олюторского муниципального района в селе Тиличики в пределах кадастрового квартала 82:03:000009, категория земель относится к землям населенных пунктов.
Как подтверждается имеющимися в материалах дела схемами расположения земельных участков и фрагментом карты градостроительного зонирования, испрашиваемые заявителем земельные участки площадью 1721 кв. м и 683 кв. м, расположены в границах территориальной зоны ЕЛРЗ1 (зона естественного ландшафта).
Учитывая, что статус масштабного инвестиционного проекта присваивается исключительно в целях последующего предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, согласованность с документами территориального планирования регионального или муниципального уровня и (или) документацией по планировке территории является одним из наиболее значимых критериев.
Между тем, как следует из материалов дела и заявителем не оспаривается, в отношении территории, в границах которой расположены испрашиваемые земельные участки, проект планировки территории уполномоченным органом не утвержден.
Соответственно в отсутствие утвержденного проекта планировки территории у органа местного самоуправления отсутствовала объективная возможность оценить инвестиционный проект на соответствие документам территориального планирования муниципального уровня, равно как и сделать вывод о том, что проект сопоставляется с данными документами.
При таких обстоятельствах коллегия апелляционного суда полагает, что в заключении от 29.06.2018 N 2047 "О соответствии инвестиционного проекта "Строительство и эксплуатация овощехранилища в Олюторском районе Камчатского края" критериям масштабного инвестиционного проекта" администрация обоснованно указала на несоответствие инвестиционного проекта документам территориального планирования муниципального уровня и Правилам землепользования и застройки.
Довод апелляционной жалобы в данной части об обратном коллегия отклоняет как несостоятельный, поскольку в силу прямого указания подпункта 2 пункта 5 Положения N 312-П орган местного самоуправления подготавливает заключение, в котором делает вывод о согласованности инвестиционного проекта с документами территориального планирования муниципального уровня и документацией по планировке территории в случае, если в отношении территории, в границах которой расположен земельный участок, утверждена документация по планировке территории.
В связи с этим, в случае если соответствующая документация не утверждена, данное обстоятельство свидетельствует о несогласованности проекта с такой документацией.
Также признавая необоснованным утверждение общества о том, что администрация уклонилась от доказывания обстоятельств невозможности предоставления испрашиваемых земельных участков либо несоответствия характеристик земельных участков заявленным целям использования, коллегия считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 8 Положения N 312-П к заключению, предусмотренному частью 7 настоящего Положения, органом местного самоуправления, на территории которого планируется осуществить реализацию инвестиционного проекта, должна быть приложена схема расположения испрашиваемого участка, выполненная в электронном и бумажном формате, содержащая сведения о местоположении участка, площади участка, категории земель участка, виде разрешенного использования, координатах характерных точек границ земельного участка в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости на территории Камчатского края.
В рассматриваемом случае испрашиваемые заявителем земельные участки в пределах кадастрового квартала 82:03:000009 являются несформированными, их площадь (ориентировочно) и расположение указаны непосредственно самим заявителем.
В соответствии с действующим земельным законодательством первоначальным этапом в процедуре предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является образование земельных участков.
В силу пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с ГрК РФ;
2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 этой же статьи ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
При этом подготовка схемы расположения земельного участка, в силу положений пункта 2 статьи 11.10 ЗК РФ, осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
Таким образом, учитывая, что именно в документации по планировке территории в значительной степени учтены все особенности существующей территории, в том числе с точки зрения образования земельных участков, то в отсутствие утвержденного проекта планировки территории, в границах которой расположены испрашиваемые земельные участки, вопрос об их предоставлении заявителю в заявленных целях рассмотрен быть не может.
По изложенному судебная коллегия считает, что заключение администрации от 29.06.2018 N 2047 в части вывода о несоответствии инвестиционного проекта документам территориального планирования муниципального уровня и Правилам землепользования и застройки, не противоречит закону и не нарушает права и законные заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Делая данный вывод, судебная коллегия также принимает во внимание, что в заключении орган местного самоуправления предложил заявителю возможность реализации инвестиционного проекта на другом земельном участке с кадастровым номером 82:03:000009:23.
Что касается доводов администрации и третьего ООО "Терминал-Авто" о том, что испрашиваемые земельные участки расположены за пределами береговой полосы на водном объекте, равно как и утверждения заявителя о том, что земельные участки находятся в пределах границ территории опережающего социально-экономического развития "Камчатка", то данные обстоятельства выходят за пределы рассмотрения настоящего спора, в связи с чем судом апелляционной инстанции не оцениваются.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Соответственно основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя, а в оставшейся части подлежат возврату из бюджета как излишне уплаченные в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 13.02.2019 по делу N А24-5830/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Альянс-ДВ Камчатка" из федерального бюджета 1 500 (одну тысячу пятьсот) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 185 от 06.03.2019 при подаче апелляционной жалобы.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.