Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 июля 2019 г. N Ф04-2976/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
29 апреля 2019 г. |
Дело N А27-18953/2018 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Бородулиной И.И.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А.М., без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кемеровский областной кадастровый центр" (N 07АП-2370/2019) на решение от 28.01.2019 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18953/2018 (судья Потапов А.Л.), по иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонного) (650991, г. Кемерово, пр. Советский, д. 74 А ГСП-1, ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040) к обществу с ограниченной ответственностью "Кемеровский областной кадастровый центр" (650002, г. Кемерово, ОГРН 1124205003592, ИНН 4205239260) о взыскании 14 550,36 рублей,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее по тексту - истец, пенсионный фонд, орган ПФР) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Кемеровский областной кадастровый центр" (далее по тексту - ответчик) ущерба в размере 14 550,36 рублей.
Решением от 28.01.2019 Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены, с ответчика в доход соответствующего бюджета взыскан ущерб в размере 14 550,36 рублей, а также в доход федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины по иску.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчика обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что законом перечень обстоятельств, в связи с которыми УПФР обязан пересмотреть ранее вынесенное решение о начислении индексации, не установлен и не связан только с уточнением работодателем ранее предоставленных сведений путем предоставления нового отчета за спорный период. Оспариваемое решение перекладывает на работодателя вину пенсионного фонда за ненадлежащий контроль за расходованием средств пенсионного обеспечения. На момент принятия решения о выплате сумм страховой пенсии пенсионный фонд располагал сведениями о том, что Кривцова К.Н. не является неработающим пенсионером, следовательно, основания для проведения индексации пенсии с 01.04.2017 отсутствовали.
В отзыве на апелляционную жалобу, истец доводы апеллянта отклонил за необоснованностью, указав, что обстоятельства, на которые ссылается ответчик, не свидетельствуют о надлежащем исполнении страхователем обязанностей по достоверному представлению сведений за спорный период, поскольку сведения за предыдущие и последующие периоды не устраняют недостоверность или неполноту, допущенную страхователем в отношении застрахованного лица в предшествующих периодах. Несвоевременное представление ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период в отношении Кривцовой К.Н. повлекло неправомерную выплату пенсии в завышенном размере и возникновение материального ущерба.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 06.02.2017 страхователем по телекоммуникационным каналам связи в пенсионный фонд были представлены сведения по форме СЗВ-М (тип формы - исходная) за отчетный период - январь 2017, в которых сведения на Кривцову Н.П., являвшуюся работником ответчика, не представлены. При этом по состоянию на декабрь 2016 Кривцова Н.П. являлась работающим пенсионером.
Дополнительно, 26.02.2018 страхователем были представлены сведения по форме СЗВ-М (тип формы - дополняющая) на три застрахованных лица, работающих по договору, в том числе и на Кравцову Н.П. за отчетный период январь 2017, из которых следовало, что Кравцова Н.П. не прекращала трудовую деятельность с января 2017.
В связи с несвоевременным предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Кривцовой Н.П. пенсионным фондом была выплачена сумма индексации размера пенсии в размере 14 550,36 руб. за период с 01.04.2017 по 31.03.2018.
Полагая, что переплата пенсии в указанном размере произошла по причине несвоевременного представления ООО "Кемеровский областной кадастровый центр" сведений по форме СЗВ-М за январь 2017 года на Кривцову К.Н., пенсионный фонд, после неисполнения ответчиком направленной в его адрес претензии, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае имеется состав правонарушения со стороны ответчика, повлекший убытки в виде излишней выплаты застрахованному лицу (пенсионеру) страховой пенсии.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции не обоснованными и не соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем первым статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Как следует из положений Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" индексации подлежат страховые пенсии только не работающим пенсионерам.
В силу пункта 6 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1-3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1-3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи (пункт 7 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
В пункте 4 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ указано, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Аналогичные положения содержатся и в части 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены "Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии" (далее - Правила).
Согласно пункту 84 Правил выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Из пункта 85 Правил следует, что определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В пункте 86 Правил предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26. Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1-3 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
В отсутствие хотя бы одного из указанных условий обязанность лица возместить причиненный вред не возникает.
Таким образом, истец, требуя возмещения ущерба, в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать наличие всех указанных элементов ответственности в их совокупности.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, с февраля 2017 года сведения по форме СЗВ-М, включая сведения в отношении работающего пенсионера Кривцовой Н.П., представлялись с пенсионный фонд ежемесячно в установленные сроки.
Следовательно, решения о перерасчете пенсии и выплата пенсии за период с 01.04.2017 по 31.03.2018 были вынесены пенсионным фондом при наличии у него сведений об осуществлении пенсионером Кривцовой Н.П. оплачиваемой трудовой деятельности и пенсионный фонд не был лишен возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за февраль, март, апрель 2017 год, полученных 01.03.2017, 03.04.2017, 03.05.2017 соответственно, пенсионный фонд, получив сведения по форме СЗВ-М за февраль 2017 год, где содержала информация о том, что Кривцова Н.П. осуществляет свою трудовую деятельность, не должен был принимать решение об индексации трудовой пенсии Кривцовой Н.П. как неработающему пенсионеру.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что выплата проиндексированных пенсий за период с 01.04.2017 по 31.03.2018 производилась пенсионным фондом при наличии сведений об осуществлении Кривцовой Н.П. трудовой деятельности и не связана с действиями ответчика по несвоевременному представлению соответствующих сведений, то есть отсутствует причинно-следственная связь между действиями общества по представлению сведений за январь 2017 год по форме СЗВ-М и возникновением у пенсионного фонда убытков, основания для привлечения общества к ответственности в виде взыскания убытков в размере необоснованно выплаченной части страховой пенсии работающих пенсионеров в связи с несвоевременным представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета отсутствуют.
При таких обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Ссылка пенсионного фонда на положения статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ апелляционным судом отклоняется, поскольку согласно ей физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения указанных обязанностей и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному орган), производящем) выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В данном случае достоверность представленных обществом сведений за январь 2017 год не оспаривается, установлен только факт их несвоевременного предоставления.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.01.2019 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18953/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении иска Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонного) к обществу с ограниченной ответственностью "Кемеровский областной кадастровый центр" о взыскании 14 550,36 рублей отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонного) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Кемеровский областной кадастровый центр" расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 2000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.