г. Пермь |
|
29 апреля 2019 г. |
Дело N А60-62474/2018 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Грибиниченко О.Г.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон,
апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Расчетный правильный центр",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 14 января 2019 года по делу N А60-62474/2018,
принятое судьей Ивановой С.О. в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Расчетный правильный центр" (ИНН 6679110653, ОГРН 1176658087297)
к Региональной энергетической комиссии Свердловской области (ИНН 6671113500, ОГРН 1026605237944)
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Расчетный правильный центр" (далее - заявитель, общество) просит признать незаконным постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 23.10.2018 N 260 о признании ООО "РПЦ" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст.14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей 00 копеек.
Не согласившись с принятым судом решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. В апелляционной жалобе заявитель приводит доводы о том, что не является субъектом административного правонарушения, ссылаясь на наличие агентского договора, заключенного между ООО "РПЦ" и ООО "ЦРМО", в соответствии с которым ООО "РПЦ" обязуется совершать от своего имени ряд юридических и фактических действий, перечисленных в договоре, в том числе проводить начисление за услуги ЖКХ, формировать и печатать документы на оплату услуг ЖКХ. Формирование платежных документов производилось в строгом соответствии с указаниями принципала, к 01.08.2018общество привело применение спорных тарифов в соответствие, поэтому на момент проверки правонарушение уже было прекращено, что исключает ответственность за совершение длящегося правонарушения. кроме того, податель жалобы считает, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу в установленные определением о принятии апелляционной жалобы к производству (до 25.04.2019), просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание проведено без вызова сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с распоряжением N 121 от 19.08.2018 г. РЭК Свердловской области в отношении ООО "РПЦ" проведена плановая документарная проверка соблюдения установленного порядка ценообразования, порядка формирования и применения регулируемых цен (тарифов) и факторов, на них влияющих.
По результатам проверки составлен акт от 10.09.2018 N 121.
В акте отражено, что в нарушение требований ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 38, п. 54, пп "в" п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (с изменениями), пп. "е" п. 4, п. 8 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации", постановления РЭК Свердловской области от 24.05.2017 N 35-ПК "Об утверждении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Свердловской области" (п. 2 Главы 1 "Розничные цены на природный газ, реализуемый населению Свердловской области") ООО "РПЦ" производило начисления платы гражданам за отопление и горячую воду (в части нагрева) по тарифам, не подлежащим применению, что образует состав административного правонарушения как "иное нарушение установленного порядка ценообразования", а именно: по поручению ООО "Центр развития муниципальных образований" (агентский договор N 07/18 от 01.04.2018 на оказание услуг по начислению и приему платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги) при начислении платы гражданам, проживающим в жилом доме по адресу: г. Екатеринбург, ул. Соболева, д. 12, заявитель производил начисления платы за отопление и горячую воду (в части нагрева) по тарифам в размерах: на отопление: 1 771,71 руб./Гкал, ГВС нагрев: 1 771,71 руб./Гкал вместо предъявления платы за природный газ по утвержденной для АО "Екатеринбурггаз" розничной цене в размере 4 402,87 руб./тыс.куб.м (поскольку жилой дом, расположенный по указанному адресу, имеет крышную газовую котельную, посредством которой осуществляется теплоснабжение и горячее водоснабжение дома).
Данное обстоятельство явилось основанием для составления в отношении "РПЦ" протокола об административном правонарушении от 10.09.2018 и вынесения постановления от 23.10.2018 N 260 о признании виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст.14.6 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Полагая, что указанное постановление незаконно, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу о доказанности состава административного правонарушения в действиях заявителя. Вместе с тем, суд посчитал, что возможно снизить размер штрафа ниже низшего предела (до 50 000 руб.).
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы сторон, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, апелляционный суд полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса" предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют, в том числе, следующие полномочия в области регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса: устанавливают тарифы на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса; принимают решения и выдают предписания в пределах своих полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, которые обязательны для исполнения организациями коммунального комплекса.
Согласно Положению о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утвержденному Указом Губернатора Свердловской области от 13.11.2010 N 1067-УГ, РЭК Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, размеров платы); осуществляет, в том числе, контроль за применением регулируемых комиссией цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, размеров платы) и проводит проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины указанных цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, размеров платы) и правильности их применения; проводит мероприятия по контролю за соблюдением федерального и областного законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, размеров платы).
Согласно п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (с изменениями) (далее - Правила N 354), потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
В силу положений п.54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Розничные цены на природный газ, реализуемый населению, на период с 01.07.2017 по 30.06.2018 утверждены постановлением РЭК Свердловской области от 24.05.2017 N 35-ПК "Об утверждении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Свердловской области".
Розничные цены на природный газ, реализуемый населению, на период с 01.07.2018 утверждены постановлением РЭК Свердловской области от 28.06.2018 N 89-ПК.
На 2017-2018 годы тарифы для МУП "Водоканал" утверждены постановлением РЭК Свердловской области от 13.12.2016 N 172-ПК "Об установлении организациям водопроводно-канализационного хозяйства Свердловской области долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения с использованием метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования на 2017 - 2021 годы"
Обществу обоснованно вменено, что в период с 30.04.2018 по 01.06.2018 (квитанции за апрель-май 2018) оно начислило плату гражданам за отопление и горячую воду в части нагрева по тарифам, не подлежащим применению, что подтверждено материалами дела и не опровергнуто обществом.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, вопреки доводам заявителя, факт правонарушения подтвержден материалами дела и верно квалифицирован по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В постановлении об административном правонарушении исследован вопрос о виновном совершении правонарушения обществом, выводы о вине соответствуют обстоятельствам дела и не подлежат переоценке.
Исследовав и оценив представленные в деле доказательства, апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Доводы общества о том, что оно не является субъектом вмененного правонарушения, рассмотрены апелляционным судом и отклонены.
Субъектом правонарушения по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются юридические лица, руководители и иные работники организаций, а также иные граждане и должностные лица, виновные в нарушении государственной дисциплины цен (тарифов).
Таким образом, любое юридическое лицо, предъявившее к оплате счета по тарифу, не утвержденному в установленном законодательством порядке, может быть субъектом данного правонарушения. Кроме того диспозиция части 2 статьи 14.6 КоАП РФ не предусматривает наличие специального субъекта состава этого административного правонарушения.
Выявленные нарушения являются значительными, поскольку нарушают права граждан на соблюдение порядка ценообразования в соответствии с утвержденными правилами, в связи с чем оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Постановление вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории правонарушений.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, однако с учетом части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер штрафа обоснованно снижен судом первой инстанции ниже низшего предела до 50 000 рублей.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции подлежат отклонению, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, не опровергают правомерных выводов суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 января 2019 года по делу N А60-62474/2018, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Расчетный правильный центр" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.