г. Красноярск |
|
29 апреля 2019 г. |
Дело N А33-30522/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "22" апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" апреля 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Усиповой Д.А., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ржихановой Е.Л.,
при участии: от заявителя (краевого государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"): Якубова А.И., представителя по доверенности от 09.01.2018 N 1,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "20" февраля 2019 года по делу N А33-30522/2018, принятое судьёй Куликовской Е.А.,
установил:
краевое государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования" (ИНН 2464028666, ОГРН 1022402306904, далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Красноярска (межрайонному) (ИНН 2464038946,ОГРН 1022402296861, далее - ответчик, Пенсионный фонд) о признании недействительными решений от 09.07.2018 N N 205S19180012400, 205S19180012422, 205S19180012396, 205S19180012389, 205S19180012451, 205S19180012413, 205S19180012414, 205S19180012415, 205S19180012417, 205S19180012443, 205S19180012452, 205S19180012419, 205S19180012401, 11.07.2018 N205S19180012646.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "20" февраля 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом Пенсионный фонд, обратился с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Пенсионный фонд указывает на то, что в случае представления страхователем сведений на застрахованных лиц, в отношении которых в ранее представленных за аналогичный период сведениях о работающих у страхователя застрахованных лицах сведения представлены не были, и срок их представления истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N27-ФЗ).
Заявитель письменный отзыв в материалы дела не представил.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пенсионный фонд, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет"), в судебное заседание не явился, явку своих представителей не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя Пенсионного фонда.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
КГАУ ДПО "Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования" своевременно представлены в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь - декабрь 2017 года (тип формы исходная).
21.02.2018 учреждением направлены в Пенсионный Фонд сведения на застрахованных лиц по форме СЗВ-М "доп" за январь - декабрь 2017 года. Дополняющие формы СЗВ-М за январь - декабрь 2017 года были представлены после получения от пенсионного фонда протокола проверки годовой формы СЗВ-СТАЖ с указанием на расхождения с имеющимися данными по ежемесячным формам СЗВ-М.
По результатам проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2-22 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ Пенсионным фондом составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.05.2018 NN 205S18180011205, 205S18180011195, 205S18180011165, 205S18180011177, 205S18180011210, 205S18180011162, 205S18180011214, 205S18180011225, 205S18180011186, 205S18180011233, 205S18180011245, 205S18180011256, 205S18180011465, 205S18180011259.
По результатам рассмотрения материалов проверки Пенсионным Фондом вынесены решения от 09.07.2018 N N 205S19180012400, 205S19180012422, 205S19180012396, 205S19180012389, 205S19180012451, 205S19180012413, 205S19180012414, 205S19180012415, 205S19180012417, 205S19180012443, 205S19180012452, 205S19180012419, 205S19180012401, от 11.07.2018 N205S19180012646 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, согласно которым страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Не согласившись с указанными решениями, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта на основании следующего.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона N 27-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 2.2 части 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из толкования данной нормы следует, что законодателем установлено два состава правонарушения, влекущих привлечение к ответственности страхователя за ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица: непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона; представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
При рассмотрении споров, связанных с привлечением страхователя к ответственности по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ, следует учитывать, что статьей 15 указанного Федерального закона страхователю предоставлено право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации, то есть, корректировать ранее представленные сведения.
В силу статьи 19 Федерального закона N 27-ФЗ инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Следовательно, в соответствии с положениями Федерального закона N 27-ФЗ и Инструкции N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
Как следует из материалов дела, заявитель первоначально представил сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исходная" за январь-декабрь 2017 года в установленный законом срок.
Дополняющие формы СЗВ-М за январь - декабрь 2017 года были представлены после получения от Пенсионного фона протокола проверки годовой формы СЗВ-СТАЖ с указанием на расхождения с имеющимися данными по ежемесячным формам СЗВ-М.
Пенсионным фондом не отрицается тот факт, что формы СЗВ-М тип "дополняющая" за январь-декабрь 2017 года, содержащие сведения о застрахованных лицах, представлены страхователем в течение пяти рабочих дней после получения протокола проверки о выявленных расхождениях с отчетностью по форме СЗВ-СТАЖ.
Таким образом, после обнаружения ошибки Пенсионным фондом, заявитель реализовал право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что позволяет не применять финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что, в конечном итоге, способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
По итогам оценки представленных в материалы дела доказательств в их совокупности и взаимной связи, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необоснованном привлечении ответчика к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Отсутствие состава правонарушения, вмененного страхователю решениями от 09.07.2018 N N 205S19180012400, 205S19180012422, 205S19180012396, 205S19180012389, 205S19180012451, 205S19180012413, 205S19180012414, 205S19180012415, 205S19180012417, 205S19180012443, 205S19180012452, 205S19180012419, 205S19180012401, от 11.07.2018 N205S19180012646, является основанием для удовлетворения требований заявителя.
Доводы Пенсионного фонда об обратном основаны на неверном толковании вышеуказанных норм права.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения отсутствуют.
При подаче апелляционной жалобы пенсионный фонд на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены и не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "20" февраля 2019 года по делу N А33-30522/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
Д.А. Усипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.