г. Москва |
|
29 апреля 2019 г. |
Дело N А41-59240/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Коновалова С.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от АО "Метровагонмаш": Искакбеков А.М., представитель по доверенности от 26.04.2018;
от ФГБУ "Селекционногенетический центр "Смена": Васильев Р.В., представитель по доверенности от 29.03.2019;
от Муниципального учреждения Администрация муниципального образования сельское поселение Березняковское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ФГБУ "ФКП Росреестра", в лице филиала Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ТУ ФАУГИ в МО: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Комитета лесного хозяйства МО: Ардатов В.В., представитель по доверенности от 21.12.2018,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-59240/18 по правилам рассмотрения дел в суде первой инстанции по заявлению АО "Метровагонмаш" к ФГБУ "Селекционногенетический центр "Смена", Муниципальному учреждению Администрация муниципального образования сельское поселение Березняковское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, третье лицо: ФГБУ "ФКП Росреестра", в лице филиала Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; ТУ ФАУГИ в МО, Комитет лесного хозяйства МО, о признании,
УСТАНОВИЛ:
АО "Метровагонмаш" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ФГБУ "Селекционногенетический центр "Смена", Муниципальному учреждению Администрация муниципального образования сельское поселение Березняковское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области с требованием о признании недействительными сведений государственного кадастра недвижимости в координатах поворотных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:05:000000080343; 50:05:0000000:78791 и исключить их из ГКН.
В качестве третьих лиц в деле участвуют ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 декабря 2018 года по делу N А41-59240/18 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, истец обжаловал его в апелляционном порядке.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2019 года суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитет лесного хозяйства МО.
Основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции явились следующие обстоятельства.
Комитет является правообладателем смежного земельного участка с КН 50:05:0000000:77466, с которым, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 29.08.2016 по делу N А41-95835/15, установлено пересечение, послужившее основанием для приостановления государственного кадастрового учета и последующего отказа в его проведении.
Учитывая приведенные истцом основания предъявленного иска, а также то обстоятельство, что согласно публичной кадастровой карте правообладателем земельного участка с КН 50:05:0000000:77466 является Лесной фонд в лице Комитета лесного хозяйства МО, обжалуемое решение принято о правах и обязанностях Комитета лесного хозяйства МО, не привлеченного к участию в деле, что в силу п.4 ч.4 ст.270 АПК РФ является безусловным основанием для отмены решения.
В судебном заседании представитель АО "Метровагонмаш" поддержал заявленные требования.
Представитель ФГБУ "Селекционногенетический центр "Смена" возражал против удовлетворения заявленных требований, просил в удовлетворении иска - отказать.
Представители третьих лиц, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Московской области от 29.08.2016 по делу N А41-95835/15 требования ОАО "Метровагонмаш" удовлетворены в части обязания исправить кадастровую ошибку в сведениях путем установления границы земельного участка общей площадью 89756 кв.м. с КН: 50:05:0130448:7, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский р-н, в районе Алексеевского лесничества, категория земель - земли особо охраняемых территорий, с разрешенным использованием: для размещения пионерского лагеря в соответствии с межевым планом; обязания внести в ГКН сведения координат поворотных точек границ земельных участков с КН 50:05:0000000:77466 и 50:05:0130448:7 в соответствии с вариантом 1 экспертного заключения.
10.03.2017 года ОАО "Метровагонмаш" обратилось в ФГБУ "Кадастровая палата Росреестра" с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 50:05:0130448:7 в связи с изменением реестровой ошибки и изменением описания местоположения границ земельного участка.
Уведомлением от 17.03.2017 года ОАО "Метровагонмаш" было извещено о приостановке растрового учета в связи пересечением границ земельных участков с кадастровыми мерами 50:05:0000000:77466; 50:05:000000080343; 50:05:0000000:78791.
Земельный участок с кадастровым номером 50:05:000000080343 поставлен на ГКН 21.03.2016 г.
Земельный участок с кадастровым номером 50:05:0000000:78791 поставлен на ГКН 04.08.2015 г.
В связи с наложением границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:05:0000000:77466, 50:05:000000080343, 50:05:0000000:78791 на границы земельного участка ОАО "Метровагонмаш", 19.06.2017 года решением ФГБ "Кадастровая палата Росреестра" N МО-17РКФ-230169 ОАО "Метровагонмаш" было отказано в проведении государственного кадастрового учета.
Правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:05:000000080343 является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Селекционногенетический центр "Смена". Правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:05:0000000:78791 является Администрация муниципального образования сельское поселение Березняковское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области.
Как указывает Истец, при формировании земельных участков 50:05:000000080343 и 50:05:0000000:78791 с АО "Метровагонмаш" не были согласованы границы.
Истец полагая, что сведения о земельных участков ответчиков подлежат исключению из государственного кадастра недвижимости, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 г. "О государственной регистрации недвижимости" (Далее - Закон о государственной регистрации), государственный кадастр является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 ЗК РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно положениям статьи 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ)
В силу статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 7 Федерального закона N 221-ФЗ).
Исходя из содержания части 3 статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ следует, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона N 221-ФЗ при ведении государственного кадастра недвижимости применяется единая государственная система координат, установленная Правительством Российской Федерации для использования при осуществлении геодезических и картографических работ.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В силу пунктов 8, 9, 10, 11 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ от 13 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов, случая, предусмотренного статьей 60.2 настоящего Федерального закона, или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны.
Согласно статье 61 Федерального закона N 218-ФЗ техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.
Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке.
Согласно пункту 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
При формировании смежных земельных участков с кадастровыми номерами 50:05:000000080343; 50:05:0000000:78791 было необходимо провести согласование с владельцем смежного земельного участка ОАО "Метровагонмаш", как предусмотрено п. 1, 2 ст. 39 Федерального закона РФ 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Учитывая, что в результате отсутствия данного согласования произошло наложение границ земельного участка на объекты недвижимости ОАО "Метровагонмаш", поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 50:05:000000080343; 50:05:0000000:78791 поставлены на кадастровый учет с неправильными данными государственной геодезической сети, так как за основу были взяты старые данные из ГКН по земельному участку ОАО "Метровагонмаш", с кадастровой ошибкой, что подтверждается решением Арбитражного суда Московской области от 29.08.2016 года по делу N А41-95835/15, имеющим преюдициальное значение для настоящего дела, апелляционный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 24 декабря 2019 года по делу N А41-59240/18 отменить.
Признать недействительными сведения государственного кадастра недвижимости о координатах поворотных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:05:000000080343; 50:05:0000000:78791 и исключить их из ГКН.
Взыскать с ФГБУ "Селекционногенетический центр "Смена" в пользу АО "Метровагонмаш" 4 500 руб. государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Взыскать с Муниципального учреждения Администрация муниципального образования сельское поселение Березняковское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области в пользу АО "Метровагонмаш" 4 500 руб. государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.