Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 11 июля 2019 г. N Ф09-4178/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
29 апреля 2019 г. |
Дело N А71-22961/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Гладких Е.О., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Директум" (ИНН 1835056809, ОГРН 1031801962092):представители не явились;
от заинтересованного лица Пермской таможни (ИНН 5902290177, ОГРН 1025900913884): Трефилова О.А. по доверенности от 28.12.2018, Фалетова А.А. по доверенности от 17.08.2018;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Директум"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 11 февраля 2019 года по делу N А71-22961/2018,
принятое судьей Зориной Н.Г.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Директум"
к Пермской таможне
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Директум" (далее - заявитель, ООО "Директум") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Пермской таможни (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 13.11.2018 N 10411000-1279/2018 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Директум" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на то, что таможенным органом фактически было выявлено одно нарушение, состоящее из нескольких эпизодов, которые выявлены в ходе одной проверки, проведенной одним и тем контролирующим органом в отношении одного и того же юридического лица, и образует одно событие административного правонарушения; кроме того, указывает, что ООО "Директум" является субъектом среднего предпринимательства, в связи с чем может быть назначено наказание в виде предупреждения; также полагает возможным применение ст. 2.9 КоАП РФ.
Пермская таможня с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласна по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного органа поддержали позицию, содержащуюся в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что должностным лицом Пермской таможни при осуществлении контроля за своевременностью представления статистических форм установлено следующее.
16.08.2018, 17.08.2018, 20.08.2018 ООО "Директум" с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в электронной форме представило 22 статистические формы учета перемещения товаров в виде электронных документов, заверенных электронной подписью.
Поскольку согласно представленным документам товар был отгружен 10.10.2017; 12.10.2017; 23.10.2017; 30.10.2017; 10.11.2017; 01.12.2017; 05.12.2017; 18.01.2018; 07.02.2018; 05.02.2018; 02.03.2018; 22.03.2018; 29.03.2018; 10.04.2018; 11.04.2018; 19.04.2018; 14.05.2018; 07.05.2018; 22.06.2018; 06.07.2018; 20.07.2018, то статистические формы за отгрузки товаров, осуществленные в октябре 2017 года, должны быть представлены в таможенный орган до 13.11.2017; в ноябре 2017 года - до 12.12.2017 включительно; в декабре 2017 года - до 18.01.2018 включительно; в январе 2018 года - до 12.02.2018 включительно; в феврале 2018 года - до 14.03.2018 включительно; в марте 2018 года - до 11.04.2018 включительно; в апреле 2018 года - до 15.05.2018 включительно; в мае 2018 года - до 13.06.2018 включительно; в июне 2018 года - до 11.07.2018 включительно; в июле 2018 года - до 10.08.2018 включительно. Между тем ООО "Директум" представило статистические формы учета 16.08.2018, 17.08.2018, 20.08.2018, то есть с нарушением срока, установленного п. 7 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза".
В связи с чем должностным лицом Пермской таможни в отношении ООО "Директум" составлен протокол от 20.09.2018 N 10411000-1279/2018 об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ; и по результатам рассмотрения административного дела вынесено постановление от 13.11.2018 N10411000-1279/2018 о привлечении ООО "Директум" к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб. за нарушение сроков представления каждой статистической формы.
ООО "Директум", не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводам о наличии состава административного правонарушения, а также об отсутствии повторного привлечения к административной ответственности за одно и то же событие нарушения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2, ч. 3 ст. 104 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (действовавшего в спорный период) российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров.
Порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения определяются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время аналогичные нормы содержатся в ч.2. ч. 3 ст. 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В п. 5 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" также предусмотрено, что российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
Согласно п. 6 указанных Правил статистическая форма заполняется на товары независимо от вида транспорта, которым они перевозятся, и представляется заявителем. Статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Согласно п. 7 указанных Правил статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается факт несвоевременного представления в таможенный орган 22 статистических форм учета по отгрузкам товаров.
Доводы заявителя о том, что фактически выявлено одно нарушение, состоящее из нескольких эпизодов, и образующее одно событие административного правонарушения, судом отклоняются, поскольку в рассматриваемом случае заявителем с нарушением срока представлено 22 статистические формы учета перемещения товаров по разным отчетным месяцам, по разным контрактам. Таким образом, представление каждой статистической формы учета перемещения товаров является самостоятельным юридическим фактом, и, соответственно, является самостоятельным событием правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Доказательств, подтверждающих, что юридическим лицом своевременно предпринимались исчерпывающие меры по соблюдению требований действующего законодательства, материалы дела не содержат.
Таким образом, состав административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, установлен.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности не допущено. Протокол об административном правонарушении от 20.09.2018 составлен в присутствии представителя ООО "Директум" Ковриго Е.В., действующего на основании доверенности от 05.06.2018. Постановление о привлечении к административной ответственности от 13.11.2018 вынесено в отсутствие представителя ООО "Директум", при этом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении юридическое лицо извещено надлежащим образом путем направления телеграммы, которая получена 02.11.2018.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Наказание за каждое нарушение назначено в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, то есть в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
Доводы ООО "Директум" о замене назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение на основании ст. 4.1.1. КоАП РФ судом отклоняются по следующим основаниям.
В ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным ст. 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с настоящей статьей. Ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (далее - уполномоченный орган).
В п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" предусмотрено, что содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях исключаются из указанного реестра 10 августа текущего календарного года в случае, если такие юридические лица перестали отвечать условиям, установленным ст. 4 настоящего Федерального закона.
Согласно данным единого государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (https://rmsp.nalog.ru) сведения о внесении заявителя в единый государственный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства не найдены.
Из письма Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике следует, что сведения о ООО "Директум" исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в связи с превышением предельной, среднесписочной численности работников организации за предшествующий календарный год.
При этом представленные ООО "Директум" в материалы дела документы данный вывод не опровергают и не подтверждают соблюдение условий отнесения данного общества к субъектам малого или среднего предпринимательства, установленных в ч. 1.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; ссылки заявителя на ч. 4 ст. 4 данного Федерального закона отклоняются, поскольку данная норма регулирует изменение категории субъекта малого или среднего предпринимательства, а не критерии отнесения к субъектам малого или среднего предпринимательства.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, на момент вынесения оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности заявитель не отвечал критериям, установленным ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
В связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что совокупность обстоятельств для замены штрафа на предупреждение в порядке ст. 4.1.1 КоАП РФ отсутствует.
Правовых оснований для назначения наказания ниже низшего предела санкции в порядке ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ также не имеется, поскольку санкция ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ не превышает сто тысяч рублей.
Доводы заявителя о признании правонарушения малозначительным рассмотрены судом и отклоняются исходя из следующего.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В п. 18, п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Между тем в рассматриваемом случае каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судами первой инстанции не установлено.
С учетом характера правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 февраля 2019 года по делу N А71-22961/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Директум" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Е.О. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.