г. Санкт-Петербург |
|
29 апреля 2019 г. |
Дело N А56-138093/2018 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Згурская М.Л.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4498/2019) ООО "Деловые Линии"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.01.2019 по делу N А56-138093/2018 (судья Ю. А. Раннева), принятое
по иску ООО "Конус"
к ООО "Деловые Линии"
о взыскании стоимости поврежденного товара, рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Конус" (ИНН 3663129741, ОГРН 1173668043515, место нахождения: 394090 Воронежская обл., г. Воронеж, ул. Новосибирская, д. 88А, офис 2; далее - ООО "Конус", истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Деловые линии" (ИНН 7826156685, ОГРН 1027810306259, место нахождения: 196210, г. Санкт-Петербург, ул. Стартовая, д. 8, Литер А, офис 132; далее - ООО "Деловые линии", ответчик) о взыскании 36 679 руб. 03 коп. стоимости поврежденного товара.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 10.01.2019 в виде резолютивной части иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ООО "Деловые линии" просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение норм материального права. По мнению подателя жалобы, суд необоснованно возложил на ответчика ответственность за повреждение груза по приемной накладной N 18-01161231874.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 06.07.2018 по накладной (экспедиционной расписке) N 18-01161231874 ответчик принял к для доставки приобретенный истцом у ООО "Димаро" товар по адресу: г.Воронеж, ул.Новосибирская, д.88а, а именно: SPIN NUVOLA NEW ALL - полотно 210/80, производитель RIMADESIO - 1 шт.; SPIN ALL - рама А 210/80, производитель RIMADESIO - 1 шт.; SPIN - часть дверной коробки на 1 ст., алюминий, 210/80, производитель RIMADESIO-1шт.; ручка, SPIN, производитель RIMADESIO - 1 шт.; монтажная фурнитура, SPIN, производитель RIMADESIO - 1 шт.
Как указало ООО "Конус" в исковом заявлении, при приемке товара к перевозке сотрудником ООО "Деловые линии" была частично выкрыта мягкая картонная упаковка, в которой находилось дверное полотно SPIN NUVOLA NEW ALL 210/80, стоимостью 36 679 руб. 03 коп. с целью проверки содержимого.
В соответствии с параграфом 26 раздела 2 "Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом", утвержденных Минавтотранспортом РСФСР от 30.07.1971, грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их от утраты, недостачи, порчи и повреждения при перевозке, должны предъявляться к перевозке в исправной таре, соответствующей государственным стандартам или техническим условиям, а в установленных случаях - в иной исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность. Данное условие является обязанностью грузоотправителя.
В соответствии с требованиями к упаковке мебели и межкомнатных дверей, размещенными на сайте www.delin.ru, перевозчик не принимает к перевозке мебель и межкомнатные двери без соответствующей упаковки, грузоотправитель должен сам упаковать груз надлежащим образом либо поручить упаковку груза экспедитору.
С целью исполнения указанных требований непосредственным грузоотправителем - Карташовым Н.В. заказана дополнительная услуга по жесткой упаковке груза в соответствии с требованиями к упаковке мебели и межкомнатных дверей, установленными ООО "Деловые линии", о чем указано в накладной (экспедиторской расписке) от 06.07.2018 N 18-01161231874.
Груз доставлен в г. Воронеж 10.07.2018. В момент получения груза установлено, что полотно 210/80 SPIN NUVOLA NEW ALL имеет механические повреждения в виде деформации (трещин) стеклянного полотна и нарушения целостности упаковки, о чем составлен коммерческий акт отказа от приема и получения груза от 10.07.2018 N Вж40.
Истец направил в адрес ответчика претензию от 12.07.2018 N 1.
В ответ на претензию истца письмами N 008640137455, N008640136258 ООО "Деловые линии" сообщило истцу о том что, груз по накладной N 18-01161231874 застрахован и документы переданы на рассмотрение страховой компании ООО "Группа Ренессанс Страхование".
Письмом от 23.07.2018 N MASS84368 ООО "Группа Ренессанс Страхование" отказало ООО "Конус" в выплате страхового возмещения в связи с отсутствием оснований для признания заявленного события страховым случаем, поскольку груз изначально был передан к перевозке в нарушенной упаковке и установить, что на груз осуществлено воздействие в процессе его перевозки, не представляется возможным.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "Конус" в суд с настоящим иском.
Суд, признав заявленные ООО "Конус" требования обоснованными по праву и по размеру, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене.
Статьей 803 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьей 6 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ) предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из содержания статьи 7 Закона N 87-ФЗ, экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Согласно пункту 1 статьи 393 ГК РФ должник обязуется возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Под убытками в силу пункта 2 статьи 15 ГК РФ следует понимать расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как следует из материалов дела, груз принят без внутренней проверки содержимого в упаковке, о состоянии упаковки также имеется соответствующая отметка в приемной накладной: "нарушение целостности".
ООО "Деловые Линии" оказало по желанию грузоотправителя дополнительную услугу по жесткой упаковки груза.
В накладной N 18-01161231874 имеется отметка о том, что груз принят к перевозке в деформированной упаковке, с нарушением ее целостности. Кроме того, груз принят к перевозке по количеству грузовых мест, без досмотра содержимого, с объявленной стоимостью (ценностью) 2 850 руб. Сопроводительные документы на груз также отсутствовали.
Вопреки доводам истца, досмотр груза при приемке не является обязанностью экспедитора. Для приемки груза с досмотром внутреннего содержимого принимаемого к перевозке груза сторонами должно быть заключено дополнительное соглашение, в котором оговариваются обязательства сторон при приеме груза с досмотром внутреннего содержимого.
Груз по спорной накладной выдан 10.07.2018 представителю грузополучателя Резниченко А. С. в полном объеме, никакие акты с участием перевозчика-экспедитора при выдаче груза не составлялись.
Согласно статье 38 Закона N 259-ФЗ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях, предусмотренных названным Законом.
Порядок составления актов и проставления отметок в документах, указанных в части 1 статьи 38 Закона N 259-ФЗ, устанавливается правилами перевозок грузов, правилами перевозок пассажиров.
Пунктом 79 Правил N 272 установлено, что в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза составляется акт.
Согласно пункту 81 Правил N 272 отметки в транспортной накладной и заказе-наряде о составлении акта осуществляют должностные лица, уполномоченные на составление актов.
В силу пункта 80 Правил N 272 акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом; при невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток; в случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования.
Таким образом, факт повреждения или недостачи груза при грузоперевозке в силу статьи 68 АПК РФ должен быть подтвержден двусторонним коммерческим актом, составленным автотранспортной организацией и грузополучателем, с подробным описанием повреждений или недостатков груза, его стоимости и приложением перечня товаросопроводительных документов.
Согласно представленному в материалы дела коммерческому акту отказа от приема и получения груза от 10.07.2018 N Вж269 по желанию получателя произведен досмотр содержимого груза в жесткой упаковке без повреждений, выявлено нарушение целостности 1 места. Описание обнаруженных повреждений груза и их фактический размер в коммерческом акте не отражены.
При таких обстоятельствах, из представленных в материалы дела доказательств следует, что груз был выдан представителю истца в том состоянии, в котором принят ответчиком от грузоотправителя.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, апелляционная инстанция приходит к выводу, что истцом не представлено доказательств, достаточных для применения к ответчику меры ответственности в виде возмещения убытков.
Суд отказал ответчику в удовлетворении ходатайства о привлечении ООО "Группа Ренессанс Страхование" к участию в деле в качестве соответчика.
Оснований для отмены решения суда в указанной части не имеется.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене, а заявленные ООО "Конус" требования - оставлению без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.01.2019 по делу N А56-138093/2018 отменить.
Отказать ООО "Деловые линии" в удовлетворении ходатайства о привлечении ООО "Группа Ренессанс Страхование" к участию в деле в качестве соответчика.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Конус" (ИНН 3663129741, ОГРН 1173668043515, место нахождения: 394090 Воронежская обл., г. Воронеж, ул. Новосибирская, д. 88А, офис 2) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Деловые линии" (ИНН 7826156685, ОГРН 1027810306259, место нахождения: 196210, г. Санкт-Петербург, ул. Стартовая, д. 8, Литер А, офис 132) 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.