г. Красноярск |
|
29 апреля 2019 г. |
Дело N А33-26033/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Бабенко А.Н., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лизан Т.Е.,
при участии:
от истца - комитета по управлению муниципальным имуществом г. Канска- Чжан Е.В., представителя по доверенности от 11.05.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Надточий Людмилы Максимовны
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 30 июля 2018 года по делу N А33-26033/2017, принятое судьёй Тимергалеевой О.С.,
установил:
комитет по управлению муниципальным имуществом г. Канска (ИНН 2450002594, ОГРН 1022401363324, далее - КУМИ г.Канска, истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к индивидуальному предпринимателю Надточий Людмиле Максимовне (ИНН 245002800740, ОГРН 312245018500059, далее - ИП Надточий Л.М., ответчик) об обязании:
-демонтировать временный объект движимого имущества (торговый павильон), расположенный на земельном участке с кадастровым номером 24:51:0203125:46, находящийся по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Бородинская, д. N 25 "А";
-передать земельный участок с кадастровым номером 24:51:0203125:46, находящийся по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Бородинская, д. N 25 "А", по акту приема-передачи.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30 июля 2018 года иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
-право на размещение нестационарного торгового объекта не может быть связано с наличием или отсутствием действующего договора аренды земельного участка, поскольку законодатель допускает размещение нестационарного торгового объекта без предоставления земельного участка и установления сервитута.
-реализация схемы размещения НТО осуществляется путем заключения с лицами, осуществляющими деятельность через нестационарные объемы договоров на размещение, при размещении объектов без предоставления земельного участка и установления сервитута.
-полномочия муниципального органа сводятся к принятию решений о соответствии или несоответствии предлагаемого к размещению (продлению) объекта Схеме размещения НТО.
-19.07.2017 ответчик обратился к истцу с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта путем продления (Вх.N 334 от 19.07.2018), заявление по существу не рассмотрено.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2018 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 28.09.2018.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2018 года производство по делу N А33-26033/2017 было приостановлено до вступления в законную силу решения суда по делу NА33-24456/2018.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2019 года производство по апелляционной жалобе по делу N А33-26033/2017 возобновлено, судебное заседание назначено на 27.02.2019.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание откладывалось до 15.04.2019.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 22.04.2019.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей ответчика.
От истца отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не поступал.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Постановлением администрации города Канска от 23.09.2014 N 1544 "О предоставлении земельного участка в аренду ООО "НЛО" обществу с ограниченной ответственностью "НЛО" в аренду без проведения торгов предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов площадью 89,78 кв.м. с кадастровым номером 24:51:0203125:46, находящийся по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Бородинская, 25а, для целей, не связанных со строительством - размещения торгового павильона, сроком до 01.01.2017.
На основании постановления Администрации города Канска от 23.09.2014 N 1544 между структурным подразделением Администрации города Канска - муниципального казенного учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом" (арендодатель) и ООО "НЛО" (арендатор) заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 31.10.2014 N АЗ-245-14 (далее - договор), по условиям пункта 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимают в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:51:0203125:46, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): Красноярский край, г. Канск, ул. Бородинская, 25а (далее - участок), для использования в целях размещения торгового павильона в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, общей площадью 89,78 кв.м. Земельный участок передается по акту приема-передачи, который является неотъемлемой частью договора (приложение N 2).
Срок аренды участка в пункте 2.1 договора установлен с 23.09.2014 по 01.01.2017.
22.12.2014 между ООО "НЛО" и Надточий Людмилой Васильевной заключен договор переуступки прав аренды земельного участка с кадастровым номером 24:51:0203125:0046. Договор зарегистрирован в ЕГРП 03.02.2015 номер регистрации 24-24/016-24/016/003/2015-269/1.
В пункте 4.4.14 договора стороны установили, что после окончания срока действия договора арендатор обязан передать участок арендодателю по акту приема-передачи в состоянии и качестве не хуже первоначального. По акту приема-передачи от 31.10.2014 земельный участок, указанный в пункте 1.1 договора, передан ответчику.
Уведомлением от 12.01.2017 N 53 о расторжении договора аренды земельного участка истец уведомил ответчика о том, что в соответствии с утвержденной схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Канска от 29.12.2016 N 1445 и п.п.2.1 договора аренды земельного участка N АЗ-245-14 от 31.10.2014, где срок действия настоящего договора до 01.01.2017, намерен расторгнуть договор аренды N АЗ-245-14 от 31.10.2014 земельного участка кадастровый номер 24:51:0203125:46, общей площадью 89,78 кв.м., находящегося по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Бородинская, N 25а для размещения торгового павильона и передать земельный участок по акту приема-передачи Арендодателю в течение одного месяца со дня получения настоящего уведомления. Уведомление получено ответчиком 23.01.2017, согласно уведомлению с N почтового идентификатора 66360009053442.
ИП Надточий Людмила Максимовна обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Администрации города Канска Красноярского края о признании незаконным бездействия, выраженного в невключении в схему размещения нестационарных торговых объектов (период размещения с 2017 по 2022 годы) оформленной в виде Приложения N 1 к Постановлению администрации города Канска Красноярского края N 1445 от 29.12.2016 года торгового павильона но адресу: Красноярский край, город Канск, ул.Бородинская 25А, вид реализуемой продукции: продукты, как несоответствующее Федеральному закону от 28.12.2009 года N 381-ФЗ, а также возложить на администрацию города Канска Красноярского края обязанность включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Канска Красноярского края (период размещения с 2017 по 2022 годы) оформленной в виде Приложения N 1 к Постановлению администрации города Канска Красноярского края N 1445 от 29.12.2016 года торговый павильон по адресу: Красноярский край, город Канск. ул.Бородинская 25А. вид реализуемой продукции: продукты.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 06.06.2017 по делу N А33-298/2017 заявление удовлетворено частично: бездействие администрации города Канска Красноярского края, выраженное в не включении в схему размещения нестационарных торговых объектов торгового объекта - павильона, принадлежащего индивидуальному предпринимателю Надточий Людмиле Васильевне, по адресу: город Канск, ул. Бородинская, 25а, признано незаконным. На администрацию города Канска Красноярского края возложена обязанность повторно рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя Надточий Людмилы Васильевны от 08.12.2016 года, в соответствии с действующим законодательством и с учетом содержания настоящего судебного акта.
Во исполнение решения Арбитражного суда Красноярского края от 06.06.2017 по делу N А33-298/2017 постановлением администрации города Канска Красноярского края от 15.06.2017 года N529 "О внесении изменений в постановление администрации города Канска от 29.12.2016 N1445" место размещения по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Бородинская, 25 "а" включено в схему размещения нестационарных торговых объектов на период размещения по 01.01.2022 года.
В связи с включением торгового места в схему размещения нестационарных торговых объектов ИП Надточий Людмила Максимовна обратилась в отдел экономического развития и муниципального заказа администрации города Канска с заявлением о выдаче разрешения на размещение нестационарного торгового павильона по адресу: г. Канск, ул. Бородинская, 25 "а".
ИП Надточий Людмила Максимовна отказано в выдаче разрешения на размещение торгового павильона без проведения торгов. Основанием для отказа послужило отсутствие у заявителя действующего договора аренды земельного участка под эксплуатацию нестационарного торгового объекта в нарушение подпункта 2 пункта 4.4 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Канск, утвержденного Постановлением администрации г. Канска Красноярского края от 20.02.2017 N 135.
Полагая, что отказ в выдаче разрешения на размещение нестационарного торгового павильона по адресу: г. Канск, ул. Бородинская, 25 "а", изложенный в протоколе заседания комиссии от 28.06.2017 N 7, не соответствует действующему законодательству, нарушает права и интересы в сфере экономической деятельности, Надточий Л.М. обращалась в суд с заявлением о признании незаконным решения от 28.06.2017, изложенном в протоколе заседания N 7, в части отказа в выдаче разрешения на размещение нестационарного торгового павильона по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, г. Канск, ул. Бородинская, 25А без проведения торгов.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14.12.2017 по делу N А33-17707/2017, оставленным без изменения постановлениями Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.03.2018 и Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Надточий Л.М. о признании незаконным решения от 28.06.2017, изложенном в протоколе заседания N 7, в части отказа в выдаче разрешения на размещение нестационарного торгового павильона по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, г. Канск, ул. Бородинская, 25А без проведения торгов, отказано.
19.07.2018 Надточий Л.М. обратилась в КУМИ города Канска с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов: продлении срока размещения без проведения торгов.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18 октября 2018 года, оставленным без изменения постановлениями апелляционной и кассационной инстанциями отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Комиссии по размещению нестационарных торговых объектов на территории города Канска, изложенного в протоколе N 16 заседания Комиссии от 08.08.2018 под номером N 2, в части отказа в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта - павильона по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Бородинская, 25а.
В связи с тем, что демонтаж временного сооружения и возврат арендованного земельного участка ответчиком до настоящего времени не осуществлен, Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Канска обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, использованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В силу пунктов 1,2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют деятельность по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, за нарушения которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения поселения относится осуществление земельного контроля за использование земель поселения.
Исходя из Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ), Устава города Канска, принятого Решением сессии Канского городского Совета депутатов от 27.01.1998 N 47-9Р, Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ), администрация города Канска Красноярского края является уполномоченным органом на принятие решения о предоставлении разрешения на размещение нестационарного торгового объекта.
В соответствии с п. 3.30 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом города Канска, утвержденного решением Канского городского Совета депутатов N 11-73 от 15.12.2010 комитет управляет и распоряжается объектами муниципальной собственности и земельными участками, расположенными на территории города Канска, передавая их по договору в аренду и в иное возмездное и безвозмездное пользования, хозяйственное ведение и оперативное управление, доверительное управление другому лицу, в залог в пределах установленных, действующим законодательством Российской Федерации, правовыми актами города. Следовательно, с указанного периода КУМИ г. Канска является арендодателем земельных участков, осуществляя учет земельных участков и начисление арендной платы.
Частью 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: 1) признании судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; 2) самовольного занятия земельного участка; 3) в иных предусмотренных федеральным законом случаях. Действия нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пункт 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 62, пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре только на основании решения суда.
Предметом настоящего иска является требование об обязании демонтировать временный объект движимого имущества (торговый павильон), расположенный на земельном участке с кадастровым номером 24:51:0203125:46, общей площадью 89,78 кв.м., находящегося по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Бородинская, N 25а, и передать земельный участок по акту приема-передачи.
Частью 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610). Согласно части 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.
В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 66 от 11.01.2002 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой", при одностороннем отказе от исполнения договора для того, чтобы договор считался расторгнутым, стороне достаточно уведомить контрагента об отказе от его исполнения. Если арендодатель направлял арендатору предупреждение о прекращении договора, требования абзаца второго пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации считаются соблюденными.
Уведомлением от 12.01.2017 N 53 о расторжении договора аренды земельного участка истец уведомил ответчика о том, что в соответствии с утвержденной схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Канска от 29.12.2016 N 1445 и п.п.2.1 договора аренды земельного участка N АЗ-245-14 от 31.10.2014, где срок действия настоящего договора до 01.01.2017, намерен расторгнуть договор аренды N АЗ-245-14 от 31.10.2014 земельного участка кадастровый номер 24:51:0203125:46, общей площадью 89,78 кв.м., находящегося по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Бородинская, N 25а для размещения торгового павильона и передать земельный участок по акту приема-передачи Арендодателю в течение одного месяца со дня получения настоящего уведомления. Уведомление получено ответчиком 23.01.2017, согласно уведомлению с N почтового идентификатора 66360009053442.
Таким образом, договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 31.10.2014 N АЗ-245-14 расторгнут истцом в установленном законом порядке.
Из материалов дела (с учетом фактических обстоятельств, установленных в рамках дел N N А33-298/2017,А33-17707/2017) следует, что на момент обращения ИП Надточий Л.М. (26.06.2017) в отдел экономического развития и муниципального заказа администрации города Канска с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов по адресу: г. Канск, ул. Бородинская, N 25а, договор аренды земельного участка от 31.10.2014 NАЗ-245-14 прекращен в связи с истечением срока его действия.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов установлены статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", согласно пункту 1 которой размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
На момент обращения ИП Надточий Л.М. (26.06.2017) в отдел экономического развития и муниципального заказа администрации города Канска с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов по адресу: г. Канск, ул. ул. Бородинская, N 25а, порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Канск был регламентирован постановлением администрации г. Канска Красноярского края от 20.02.2017 N 135 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Канск" (далее - Порядок N 135).
Раздел 4 Порядка N 135 предусматривал процедуру выдачи разрешений на размещение нестационарных торговых объектов.
Подпунктом 2 пункта 4.4 Порядка N 135 предусмотрено, что основанием для отказа в продлении срока размещения нестационарного торгового объекта, в числе прочего, является расторгнутый с заявителем договор на размещение нестационарного торгового объекта, в отношении которого поступило обращение, либо наличие оснований для расторжения договора, предусмотренных настоящим Порядком и договором.
19.07.2018 Надточий Л.М. обратилась в КУМИ города Канска с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов: продлении срока размещения без проведения торгов.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18 октября 2018 года, оставленным без изменения постановлениями апелляционной и кассационной инстанциями отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Комиссии по размещению нестационарных торговых объектов на территории города Канска, изложенного в протоколе N 16 заседания Комиссии от 08.08.2018 под номером N 2, в части отказа в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта - павильона по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Бородинская, 25а.
В силу пункта 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом, для использования земель в указанных целях не требуется получение разрешения уполномоченного органа.
Следовательно, само по себе утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов и включение в нее мест размещения, в том числе, по результатам рассмотрения обращений хозяйствующих субъектов, не требует предварительного решения вопроса о предоставлении конкретным хозяйствующим субъектам земельных участков под размещение таких объектов.
Размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ (часть 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно положениями пунктов 2, 3 статьи 10, пункта 2 части 3 статьи 17 Федерального закона N 381-ФЗ порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. А непосредственно сама схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772) оговаривают цели размещения нестационарных торговых объектов в рамках объектов государственной собственности, вместе с тем, основанием для отказа в согласовании включения в схему размещения называют только отсутствие неиспользуемых земельных участков (зданий, сооружений) либо наличие установленных законодательством ограничения в их обороте.
Положениями статьи 3 Федерального закона N 381-ФЗ определено, что правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется также и законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом "к" статьи 4 Закона Красноярского края от 30.06.2011 N 12-6090 "Об отдельных вопросах государственного регулирования торговой деятельности на территории Красноярского края" установление порядка разработки и утверждения органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, схемы размещения нестационарных торговых объектов, отнесено к компетенции органа исполнительной власти края в области государственного регулирования торговой деятельности.
В соответствии с вышеизложенными нормами закона Министерством промышленности и торговли Красноярского края издан Приказ от 27.11.2013 N 05-95 "Об установлении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края" (далее - Порядок N05-95)
Порядок N 05-95 определяет процедуру разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема) органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края (далее - орган местного самоуправления) на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в целях повышения доступности товаров для населения (пункты 2, 4 Порядка N 05-95)
Пункт 5 Порядка N 05-95 устанавливает следующие требования к содержанию схемы: тип нестационарных торговых объектов (павильон, киоск, автомагазин, товар, торговая площадка, другое); адресный ориентир расположения нестационарных торговых объектов; количество нестационарных торговых объектов по каждому адресному ориентиру; площадь земельного участка, здания, строения, сооружения или их части, занимаемую нестационарным торговым объектом; вид реализуемой нестационарным торговым объектом продукции; период размещения нестационарных торговых объектов.
Пунктом 6 Приказа N 05-95 определено, что Схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными, пожарными, санитарными и экологическими нормами и правилами, правилами продажи отдельных видов товаров, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования.
Таким образом, положения части 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, направленные на регулирование порядка размещения нестационарных торговых объектов, содержится отсылочную норму на Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
При этом, указанный Закон не регламентирует порядок предоставления мест размещения нестационарных торговых объектов конкретным лицам (субъектам предпринимательской деятельности), а определяет требования к процедуре утверждения схемы размещения самих нестационарных торговых объектов с целью обеспечения устойчивого развития территории и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Судом обоснованно указано, что анализ содержания положений статьи 39.33, 39,36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 10, 17 Федерального закона N 381-ФЗ, а также Постановления Администрации города Канска от 15.02.2018 N 119, принятого в рамках предоставленных статьей 3 названного закона полномочий, позволяет прийти к выводу, что процедура размещения хозяйствующим субъектом принадлежащего ему нестационарного торгового объекта в определенном месте состоит из двух последовательных этапов: 1.утверждение места размещения неперсонифицированного нестационарного торгового объекта, что происходит путем включения его в Схему, утвержденную органом местного самоуправления, 2.предоставление определённому хозяйствующему субъекту торговой деятельности права размещения нестационарного торгового объекта в месте, указанном в Схеме.
С учетом положений пункта 5 Порядка N 05-95 о содержании схемы размещения нестационарных торговых объектов и подлежащих отражению в ней сведений, включение определенного месте размещения нестационарного торгового объекта в схему производится не персонифицировано.
Положения части 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, направленные на регулирование порядка размещения нестационарных торговых объектов, содержится отсылочную норму на Федеральный закон N 381-ФЗ.
Вместе с тем, указанный закон не регламентирует порядок предоставления мест размещения нестационарных торговых объектов конкретным лицам (субъектам предпринимательской деятельности), а определяет требования к процедуре утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов с целью обеспечения устойчивого развития территории и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Исходя из положений Федерального закона N 381-ФЗ, с учетом определения Конституционного суда от 29.01.2015 N 225-О, следует вывод, что порядок утверждения схемы подчиняется целям достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли и направлен на обеспечение населения торговыми услугами, но не регламентирует порядок предоставления конкретным хозяйствующим субъектам прав на осуществление предпринимательской деятельности в определенном месте.
Следовательно, само по себе указание адреса в утвержденной органом местного самоуправления схеме не позволяет сделать вывод о конкретном хозяйствующем субъекте, осуществляющем предпринимательскую торговую деятельность по указанному адресу. Наличие нестационарного объекта в схеме размещения само по себе также не предоставляет какого-либо преимущества лицу, нестационарный объект которого находился ранее на том же месте.
Действующие нормативное правовое регулирование и сложившаяся судебная практика позволяет выделить две правовых ситуации при рассмотрении заявлений о включении в схему нестационарных торговых объектов:
- наличие у заявителя законного права на размещение нестационарного торгового объекта на конкретном земельном участке на момент утверждения Схемы, вследствие чего у органа местного самоуправления возникает обязанность включить объект в схему размещения нестационарных торговых объектов и не препятствовать реализации прав хозяйствующего субъекта в продолжении законной эксплуатации ранее размещенного по соовтетсвующему адресу торгового объекта (при наличии действующего договора аренды либо безвозмездного пользования земельным участком, при наличии ранее выданного разрешения заключенного договора на размещение объекта с неистекшим сроком действия),
- обращение любого иного заинтересованного лица вне зависимости от наличия у него прав на земельный участок, что при отсутствии объективных препятствии для размещения нестационарного торгового объекта в предложенном месте также влечет необходимость внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Однако в последнем случае включение в схему места размещения объекта не идентично предоставлению права на размещение в указанном месте нестационарного торгового объекта конкретного субъекта без соблюдения публичных процедур.
В случае отсутствия у субъекта предпринимательской деятельности прав на земельный участок, предоставление ему права на размещение нестационарного торгового объекта на земельный участке, находящимся в государственной или муниципальной собственности, должно быть осуществлено с учетом недопустимого нарушения установленного пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 03.07.2016 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрета на предоставление государственных или муниципальных преференций в нарушение требований, установленных главой 5 указанного Федерального закона.
В силу положений Федерального закона N 381-ФЗ, нормативное регулирование вопросов порядка предоставления конкретным субъектам права на размещение принадлежащего им объектов в рамках утвержденной схемы размещения нестационарных объектов отнесено к компетенции органа исполнительной власти субъектов федерации и (или) органов местного самоуправления.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается, что на момент обращения заявителя жалобы (26.06.2017) в отдел экономического развития и муниципального заказа администрации города Канска с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов по адресу: г. Канск, ул. ул. Бородинская, N 25а, порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Канск был регламентирован постановлением администрации г. Канска Красноярского края от 20.02.2017 N 135 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Канск".
Согласно указанному Порядку разрешение на размещение нестационарного торгового объекта выдается субъекту без проведения торгов на это же место, в случае если субъект имел заключенный договор аренды земельного участка под эксплуатацию нестационарного торгового объекта, и он расторгнут (не прекратил свое действие) до утверждения настоящего порядка, и эти объекты включены в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов; субъект имеет действующее разрешение на размещение нестационарного торгового объекта и действующий договор на размещение нестационарного торгового объекта, заключенные в установленном порядке, заявление подано до истечения срока действия разрешения и договора не позднее, чем за 2 месяца до истечения срока действия схемы нестационарных объектов; при предоставлении компенсационного (свободного места) в случае исключения места размещения нестационарного торгового объекта из Схемы размещения в порядке, предусмотренном действующим законодательством и при согласии субъекта. В иных случаях размещение нестационарного торгового объекта производится по итогам проведения торгов в виде аукциона (пункты 4.3, 4.5 Порядка).
В настоящее время на территории города Канска действует новый порядок размещения нестационарных объектов, утвержденный постановлением администрации г. Канска Красноярского края от 15.02.2018 N 119 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Канск" (постановление администрации г. Канска от 20.02.2017 N 135 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Канск"), содержащий аналогичные положения.
С учетом изложенных обстоятельств, включение в схему размещения нестационарных торговых объектов места, на котором расположен павильон ответчика, с учетом отсутствия на указанную дату законных оснований для пользования предпринимателем земельным участком по адресу г. Канск, ул. Бородинская, д. N 25 "А", не влечет автоматического предоставления ИП Надточик Л.М. права на размещение своего объекта по указанному адресу и размещению объекта на неограниченный срок.
Поскольку срок договора аренды земельного участка истек, ответчик обязан освободить земельный участок от временного сооружения и возвратить земельный участок по акту приема передачи арендодателю в соответствии с условиями договора аренды.
Согласно статье 622 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Доказательства того, что земельный участок в настоящее время освобожден и возвращен муниципальному образованию г. Канск, в материалы дела не представлены.
Частью 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действия, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пункт 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 62, пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре только на основании решения суда.
Постановлением администрации г.Канска от 15.02.2018 N 119 признано утратившим силу Постановление N 135 от 20.02.2018, утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) на территории муниципального образования г.Канск, согласно пунктов 1.2 и 1.3 которого, размещение НТО на территории города Канска осуществляется в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на платной основе, без предоставления земельного участка, на основании договора на размещение торгового объекта.
ИП Надточий Л.М. обратилась в МКУ КУМИ г.Канска с заявлением от 19.07.2018 о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта (вх.N 334).
По результатам рассмотрения заявления ИП Надточий Л.М., комиссией по размещению НТО на территории г.Канска 08.08.2018 принято решение об отказе в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов в связи с несоответствием пп.1. п.4.3. Порядка N 119.
Указанное решение Комиссии по размещению нестационарных торговых объектов на территории города Канска от 08.08.2018, изложено в протоколе N 16 заседания Комиссии от 08.08.2018 под номером N 2.
ИП Надточий Людмила Максимовна обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации города Канска Красноярского края о признании незаконным решения Комиссии по размещению нестационарных торговых объектов на территории города Канска, изложенного в протоколе N 16 заседания Комиссии от 08.08.2018 под номером N 2 в части отказа в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта - павильона по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Бородинская, 25А.
В соответствии пунктом 1.3 действующего Порядка размещение НТО на территории города Канска осуществляется на основании договора на размещение торгового объекта, при этом отказ органа местного самоуправления в заключении договора оспаривался в рамках дела N А33-24456/2018.
Требования по делам А33-26033/2017 и N А33-24456/2018 являются взаимосвязанными, а обстоятельства, устанавливаемые по делу N А33-24456/2018 - юридически значимыми для рассмотрения спора по настоящему делу.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 18 октября 2018 года по делу N А33-24456/2018 в удовлетворении заявления ИП Надточий Л.М. к Администрации города Канска Красноярского края о признании незаконным решения Комиссии по размещению нестационарных торговых объектов на территории города Канска, изложенного в протоколе N16 заседания Комиссии от 08.08.2018 под номером N2 в части отказа в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта - павильона по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Бородинская, 25А, отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из законности оспариваемого решения и отсутствия нарушения им прав и законных интересов ИП Надточий Л.М. Порядок размещения НТО на местном уровне установлен Порядком разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края (утв. Приказом Министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 N 05-95), Порядком N 119.
Исходя из содержания вышеизложенных норм права, суды сделали верный вывод о том, что процедура размещения хозяйствующим субъектом принадлежащего ему НТО в определенном месте основывается как на общих положениях ЗК РФ, так и на требованиях законодательства о торговой деятельности, к нормам которого в положениях ЗК РФ имеется прямая отсылка, а также в рассматриваемом случае - правовых актов органов государственной власти Красноярского края и муниципальной власти г.Канска.
Предоставление определённому хозяйствующему субъекту торговой деятельности права размещения НТО возможно только при условии размещения торгового объекта в месте, указанном в соответствующей схеме, при этом в схему, утвержденную органом местного самоуправления, включается место размещения именно неперсонифицированного НТО.
Исходя из положений Федерального закона N 381-ФЗ, с учетом определения Конституционного суда от 29.01.2015 N 225-О, суды правильно указали, что порядок утверждения Схемы размещения НТО подчиняется целям достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли и направлен на обеспечение населения торговыми услугами, но не регламентирует порядок предоставления конкретным хозяйствующим субъектам прав на осуществление предпринимательской деятельности в определенном месте. Само по себе указание адреса в утвержденной органом местного самоуправления схеме не позволяет сделать вывод о конкретном хозяйствующем субъекте, осуществляющем предпринимательскую торговую деятельность по указанному адресу. Наличие НТО в схеме размещения само по себе также не предоставляет какого-либо преимущества лицу, НТО которого находился ранее на том же месте.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В связи с отсутствием у заявителя жалобы действующего договора аренды земельного участка под эксплуатацию нестационарного торгового объекта (иного вещного права на земельный участок), суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца в полном объем, поскольку реализация прав ответчика на размещение временных сооружений должна осуществляться в установленном законе и положением порядке на равных условиях с другими заявителями в отношении утвержденного места размещения временного сооружения в схеме, тогда как бездействие ответчика по не освобождению земельного участка от временного сооружения и не возврату арендованного земельного участка после истечения срока договора аренды противоречат условиям и обязательствам арендатора по договору аренды земельного участка и положениям статей 1, 10, 309, 310, 622 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод ответчика о том, что право на размещение нестационарного торгового объекта, не может быть связано с наличием или отсутствием действующего договора аренды земельного участка, поскольку законодатель допускает размещение нестационарного торгового объекта без предоставления земельного участка и установления сервитута, реализация схемы размещения НТО осуществляется путем заключения с лицами, осуществляющими деятельность через нестационарные объемы договоров на размещение, при размещении объектов без предоставления земельною участка и установления сервитута, основаны на неверном понимании истцом норм материального права и по существу сводятся к несогласию с решением суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "30" июля 2018 года по делу N А33-26033/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.