г. Саратов |
|
29 апреля 2019 г. |
Дело N А06-12332/2018 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Котляровой А.Ф., рассмотрев без вызова сторон, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Царевская"
на резолютивную часть решения Арбитражного суда Астраханской области от 20 февраля 2019 года по делу N А06-12332/2018, принятую в порядке упрощенного производства (судья Рыбников А.Н.)
по исковому заявлению публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" (ОГРН 1053000000041, ИНН 3017041554)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Царевская" (ОГРН 1093017003408, ИНН 3017062240)
о взыскании долга в сумме 160.812 руб. 13 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" (далее по тексту - истец, ПАО "АЭК") обратилось в арбитражный суд Астраханской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Царевская" (далее по тексту - ответчик, ООО "УК "Царевская") о взыскании задолженности по оплате электроэнергии в сумме 160 812,13 руб.
Исковое заявление рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощённого производства по правилам статей 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
20.02.2019 изготовлена резолютивная часть решения Арбитражного суда Астраханской области, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
ООО УК "Царевская", не согласившись с решением суда, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что заключенного договора энергоснабжения для освещения мест общего пользования между истцом и ответчиком не имеется. Ранее, формой управления вышеуказанным многоквартирными домами являлась непосредственная форма управления, при которой собственниками помещений были заключены договоры на поставку электроэнергии непосредственно с РСО. Следовательно, оплата услуг по поставке электроэнергии, в том числе на общедомовые нужды, производится собственниками непосредственно в РСО. Таким образом, ООО УК "Царевская" исполнителем коммунальных услуг в целях удовлетворения общедомовых нужд не является и обязательства по их оплате не несет.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2019 лицам, участвующим в деле, в срок не позднее 18.04.2019 предложено представить отзыв на апелляционную жалобу.
Публикация данного судебного акта в сети Интернет произведена 20.03.2019.
ПАО "АЭК" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В соответствии с пунктом 5 статьи 228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Апелляционная жалоба рассматривается в арбитражном суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 272.1 АПК РФ (пункт 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268-272.1 АПК РФ.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, ООО УК "Царевская" осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, д.126/87 к.2, ул. Боевая, 126/87 к.5, ул. Боевая, 126/87 к.7, ул. Боевая, 126/87 к.10, ул. Боевая, 126/87 к.8, ул. Боевая, 126/87 к.4, ул. Боевая, 126/87 к.9, ул. Боевая, 126/87 к.1, ул. Боевая, 126/87 к.6 (сведения размещенные на официальном сайте государственной корпорации - фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Реформа ЖКХ).
Договор энергоснабжения для освещения мест общего пользования между истцом и ответчиком не заключался.
Жилые дома, расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, д.126/87 к.2, ул.Боевая, 126/87 к.5, ул.Боевая, 126/87 к.7, ул.Боевая, 126/87 к.10, ул.Боевая, 126/87 к.8, ул.Боевая, 126/87 к.4, ул.Боевая, 126/87 к.9, ул.Боевая, 126/87 к.1, ул.Боевая, 126/87 к.6 не оборудованы общедомовыми приборами учета. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определен в соответствии с формулой 10, 17 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011.
Количество электроэнергии, потребленной на ОДН в июле 2018 года в МКД, расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, д. 126/87 корп. 2 составило: общая площадь МКД (информация с официального сайта фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Реформа ЖКХ) 3 658,8 кв.м - 3 243,6 кв.м площадь квартир (информация, представляемая жильцами МКД, занесенная в базу данных Третьего лица) = 415,2 кв.м
Норматив на ОДН в месяц на 1 кв.м составлял 1,94 кВт - установлен в приложении N 2 к постановлению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства АО N 16 от 30.05.17.
С учетом повышающего коэффициента, норматив потребления электроэнергии составил: 1,94 кВт х 1,5= 2,9 кВт.
Таким образом, количество электроэнергии, потребленной для содержания общего имущества в МКД, расположенном по адресу г. Астрахань, ул. Боевая, д. 126/87 корп. 2 составило: 415,2 кв.м х 2,9 кВт = 1 208,23 кВт
Тариф, установленный постановлением Службы по тарифам АО N 280 в июле 2018 был 4,72 руб. за 1 кВт.
Сумма электроэнергии, потребленной для содержания общего имущества в МКД, расположенном по адресу г. Астрахань, ул. Боевая, д. 126/87 корп. 2 составила: 1 208,23 кВт х4,72 руб. = 5 702,86 руб.
В связи с тем, что в августе 2018 года общая площадь МКД, площадь жилых помещений, норматив на ОДН и тариф на электроэнергию остались неизменными, то сумма электроэнергии, потребленной для содержания общего имущества в МКД, расположенном по адресу г. Астрахань, ул. Боевая, д. 126/87 корп. 2 в августе 2018 года, так же как и в июле 2018 г. составила 5 702, 86 руб.
Аналогичным способом был произведен расчет количества и суммы электроэнергии, потребленной на ОДН в июле - августе 2018 года в остальных МКД, управление которыми осуществляет ответчик.
Согласно расчёту истца, сумма задолженности за июль, февраль 2018 года составила 160 812 руб. 13 коп.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием об оплате, которая последним оставлены без ответа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд Астраханской области.
Суд первой инстанции удовлетворил иск, признав его обоснованным.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Спорные отношения регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации "Энергоснабжение".
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) энергию, а абонент - оплачивать принятую энергию.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции указанный договор не был подписан сторонами.
Между тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статьям 155 и 161 Жилищного кодекса Российской Федерации абонентами, приобретающими электрическую энергию в целях предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме (собственники, наниматели), являются управляющие организации многоквартирными домами (за исключением непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений), товарищества собственников жилья, жилищный кооператив или специализированный потребительский кооператив.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) "исполнитель" это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Пунктом 13 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В пункте 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14, разъяснено, что коммерческая организация не вправе понуждать потребителя к заключению такого договора. В тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако, от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду следующее.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому, данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Таким образом, между истцом и ответчиком фактически сложились договорные отношения по поставке электроэнергии, в которых ответчик является потребителем таких услуг.
Как установлено судом первой инстанции, истец в июле - августе 2018 года осуществил поставку ответчику электроэнергии.
Расчет электроэнергии произведен истцом в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Правилами N 354.
В соответствии с абзацем 3 пункта 42 Правил N 354 при наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4 (1) приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента. Применение повышающих коэффициентов к нормативам потребления является мерой стимулирования к выполнению обязательных требований по установке приборов учета в многоквартирных домах, которые установлены Федеральным законом N 261-ФЗ.
Повышающий коэффициент в размере 1,5 установлен п.п. "ж" п. 22 Правил обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утв. Постановлением Правительства РФ N 124 от 14.02.2012.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирном жилом доме (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). А именно, расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электроэнергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном жилом доме, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Соответствующие изменения были внесены в Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила N 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), а также в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По общему правилу части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном жилом доме, управление которым осуществляется управляющей организацией (в том числе ТСЖ), плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 статьи 155 и статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации, касающейся особенности уплаты взносов на капитальный ремонт.
Между тем, в связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации (в том числе ТСЖ), но не ресурсоснабжающей организации.
Доводы апеллянта о наличии у собственников помещений договоров на поставку электроэнергии непосредственно с РСО и оплате услуг по поставке электроэнергии, в том числе на общедомовые нужды непосредственно в РСО, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Независимо от решения собственников помещений в многоквартирном доме, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Сам по себе факт отсутствия договорных отношений между ПАО "АЭК" и ООО УК "Царевская" в рассматриваемом случае не изменяет статуса ООО УК "Царевская" по отношению к собственникам помещений в многоквартирном доме как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 161, пунктами 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу в многоквартирном доме; она же принимает от жителей многоквартирного дома плату за содержание жилого помещения.
Исходя из положений пунктов 21, 21(1) Правил N 124, управляющая организация даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги; наличия заключенных договоров между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Нормы пунктов 7.1 статьи 155, статьи 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и нормы пунктов 14, 15 и 17 Правил N 354 не предоставляют ресурсоснабжающей организации права начислять и требовать от жителей многоквартирного дома плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме при наличии выбранной управляющей компании, так как такая ресурсоснабжающая организация не является лицом, ответственным за содержание общего имущества.
Следовательно, общество на основании указанных норм права обязано заключать договор ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей организацией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Аналогичная позиция изложена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 16.07.2018 N 308-ЭС18-3279, от 11.09.2018 N 307-КГ19-13001.
Исходя из вышеизложенных норм права, суд апелляционной инстанции считает, что обязанность по оплате ресурсоснабжающей организации объема ОДН лежит на ООО "УК "Царевская" и довод ответчика о том, что он не являлся в спорном периоде исполнителем коммунальной услуги подлежит отклонению.
Согласно расчета истца, сумма задолженности за потребленную электроэнергию составила 160 812,13 руб.
Данный расчет суммы задолженности проверен и признан верным. Контррасчет в материалы дела не представлен.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Из положений части 3.1. статьи 70 АПК РФ следует, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Ответчиком в материалы дела не представлено доказательств оплаты оказанных истцом услуг, указанная задолженность им по существу не оспорена.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции установил факт и объем потребленной ответчиком в спорный период электроэнергии, ее стоимость, а также отсутствие доказательств, свидетельствующих о своевременной оплате ответчиком, в связи с чем, пришел к обоснованному выводу о том, что требование истца о взыскании с ответчика суммы задолженности подлежит удовлетворению в заявленном размере.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, оснований для его переоценки не имеется.
Разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 АПК РФ не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
резолютивную часть решения от Арбитражного суда Астраханской области от 20 февраля 2019 года по делу N А06-12332/2018, принятую в порядке упрощённого производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
А.Ф. Котлярова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.