Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 июля 2019 г. N Ф02-3110/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
29 апреля 2019 г. |
Дело N А33-4280/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "22" апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" апреля 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бутиной И.Н.,
судей: Споткай Л.Е., Хабибулиной Ю.В.,
секретаря судебного заседания Каверзиной Т.П.,
при участии:
от истца - индивидуального предпринимателя Бабиковой Ирины Владимировны:
Мирошниченко Е.В., представителя по доверенности от 19.04.2018, удостоверение адвоката от 10.01.2003 N 457; Ермолаевой Н.С., представителя по доверенности от 19.04.2018, удостоверение адвоката от 13.03.2007 N 1166,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бабиковой Ирины Владимировны
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "21" ноября 2018 года по делу N А33-4280/2018, принятое судьей Тимергалеевой О.С.,
установил:
индивидуальный предприниматель Бабикова Ирина Владимировна (ИНН 246300472239, ОГРН 304246336000437, далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к администрации города Красноярска (ИНН 2451000840, ОГРН 1022402655758, далее - ответчик) о признании недействительной односторонней сделки об отказе от договора на размещение временного сооружения от 21.07.2014 N б/7632, выраженной в письме от 14.04.2017 N 11-2461.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привечены: муниципальное казенное учреждение города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства", общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Сибирское инвестиционное агентство", департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, департамент градостроительства администрации города Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21.11.2018 в иске отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что распоряжением администрации города Красноярска от 01.03.2017 года N 842-недв. муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" передана только автодорога по улице Ладо Кецховели. При этом павильон Бабиковой И.А. не находится на автодороге. Земельный участок с кадастровым N 24:50:02099:0077, который значиться в настоящее время в договоре аренды N491, как занимаемый Бабиковой И.В., согласно представленной ответчиком выписки из ЕГРН об объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером 24:50:0000000:911, не входит в состав данного земельного участка.
Апеллянт также указал, что заявлял ходатайство об истребовании документов о правовом положении указанных земельных участков у ответчика, а также ходатайство о проведении судебной землеустроительной экспертизы, необходимой для установления находится ли нежилое временное строение общей площадью 30 кв.м, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Ладо Кецховели, 30, принадлежащий Бабиковой И.В. на земельном участке с кадастровым номером 24:50:000000:911, однако, суд, в нарушение статьи 7 Арбитражного процессуального кодекса отклонил данные ходатайства.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.02.2019 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 25.03.2019. В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание откладывалось до 22.04.2019. Определением от 22.04.2019 в связи с очередным отпуском судьи Радзиховской В.В. в составе суда произведена замена судьи Радзиховской В.В. на судью Хабибулину Ю.В.
В судебном заседании представители истца поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе; пояснили суду апелляционной инстанции, что спорное строение исключено из схемы размещения нестандартных торговых объектов с 01.01.2018, в последний раз договор аренды земельного участка, расположенного под спорным павильоном, был продлен до июня 2017 года.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет"), отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не представили, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
21.07.2014 Департамент градостроительства администрации города Красноярска (Департамент) и Бабикова Ирина Владимировна (владелец) заключили договор N Б/7632 на размещение временного сооружения, согласно пункту 1.1 которого администрация предоставляет владельцу право размещения временного сооружения: павильон, в соответствии с номером 406 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, утвержденной постановлением администрации города Красноярска от 27.11.2012 N 595, по адресу: г. Красноярск, ул. Ладо Кецховели, 30, и эксплуатировать его в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а владелец обязуется установить и эксплуатировать временное сооружение, в установленном законодательством Российской Федерации и настоящим договором порядке в границах, указанных в ситуационном плане земельного участка, прилагаемом к настоящему договору (приложение N1) и являющимся его неотъемлемой частью.
Пунктом 1.2 договора срок действия договора установлен до 01.07.2015.
В соответствии с пунктом 6.2 договора (в редакции дополнительного соглашения от 26.06.2015 N Б/7604/с) договора в случае отказа администрации от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, установленным пунктами 4.2.2.1 - 4.2.2.5 договор считается расторгнутым.
В силу пункта 4.2.2 договора (в редакции дополнительного соглашения от 26.06.2015 N Б/7604/с) администрация имеет право отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора, уведомив об этом владельца в письменной форме не менее чем за 90 дней до даты расторжения договора, в следующих случаях:
Пункт 4.2.2.1 если владелец в течение срока, установленного пунктом 3.2.1 договора, не обратился за заключением договора аренды земельного участка, используемого для размещения временного сооружения.
Пункт 4.2.2.2 в случае несоответствия установленного временного сооружения схеме размещения временных сооружений.
Пункт 4.2.2.3 в случае нарушения установленных требований к архитектурному облику временного сооружения.
Пункт 4.2.2.4 если договор аренды земельного участка для размещения временного сооружения расторгнут.
Пункт 4.2.2.5 в случае нарушения норм действующего законодательства, обеспечение соблюдения которых предусмотрено договором.
В силу пункта 6.4.1 договора (в редакции дополнительного соглашения от 26.06.2015 N Б/7604/с) основанием для досрочного расторжения договора является наличие у иного лица в отношении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством.
Администрация уведомляет владельца в письменной форме о досрочном расторжении договора не менее чем за девяносто календарных дней до даты расторжения договора (пункт 6.4.4 договора в редакции дополнительного соглашения от 26.06.2015 N Б/7604/с).
Дополнительным соглашением от 28.04.2017 N 2714 срок действия договора продлен до 31.05.2017.
Дополнительным соглашением от 08.02.2017 N Б/87/с срок действия договора продлен до 01.01.2018.
На основании договора на размещение временного сооружения между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска и индивидуальным предпринимателем Бабиковой Ириной Владимировной заключен договор аренды земельного участка от 26.02.2013 N 491, согласно условий пункта 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с учетным номером 02 00 099:0077, находящийся по адресу: г. Красноярск, ул. Ладо Кецховели, 30, для использования в целях размещения временного сооружения: павильона в границах, указанных в плане участка, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 61,91 кв.м (приложение 1). Земельный участок передается по акту приема-передачи.
Приложением к договору аренды земельного участка от 26.02.2013 N 491 является план границ земельного участка, предоставленного в аренду для размещения по ул. Ладо Кецховели, 30 с описанием границ.
Срок договора аренды установлен с 24.01.2013 по 31.10.2013 (пункт 2.1 договора аренды земельного участка от 26.02.2013 N 491).
До указанного периода земельный участок предоставлялся Бабиковой Ирине Владимировне на основании договора аренды от 08.06.2001 N 2868, договора аренды земельного участка от 03.10.2006 N 2077.
Распоряжением администрации города Красноярска от 01.03.2017 N 842-недв администрация города Красноярска предоставила в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:911, местонахождение: Красноярский край, г. Красноярск, автодорога ул. Л. Кецховели от пр. Свободный до ул. Копылова.
Как следует из выписки ЕГРН от 10.04.2018 N 99/2018/92383812 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:911 - размещение автомобильных дорог, их конструктивных элементов, дорожных сооружений при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности движения, временных объектов.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:911 зарегистрировано в ЕГРН 17.11.2009 за муниципальным образованием город Красноярск, право постоянного (бессрочного) пользования МКУ "УДИБ" зарегистрировано в ЕГРН 20.03.2017 согласно выписке из ЕГРН от 05.05.2018.
Согласно сведениям из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в отношении земельного участка с учетным номером 24:50:0200099:0077 указанный участок имеет координаты, сопоставимые с координатами, указанными в плане границ земельного участка по договору аренды земельного участка от 26.02.2013 N 491.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 17.08.2009 на праве собственности муниципальному образованию - город Красноярск принадлежит сооружение дорожного хозяйства, назначение: нежилое, протяженностью 2 510,0 м., адрес объекта: Красноярский край, г. Красноярск, Железнодорожный, Октябрьский район, ул. Ладо Кецховели, в материалах дела имеется кадастровый паспорт сооружения.
Уведомлением от 14.04.2017 N 11-2461 администрация города Красноярска сообщила Бабиковой Ирине Владимировне об отказе от исполнения договора на размещение временного сооружения от 21.07.2014 NБ/7632 с 17.07.2017, в соответствии с пунктом 6.4 договора. В обоснование одностороннего отказа от исполнения договора администрация города Красноярска ссылается на предоставление земельного участка, на котором расположено временное сооружение, в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" на основании распоряжения администрации города Красноярска от 01.03.2017 N 842-недв.
Претензией истец просил возобновить действие договора от 21.07.2014 N Б/7632.
Согласно заключению ООО "Кадастровый центр" павильон частично расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0200099:1938.
Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0200099:1938 распоряжением администрации города Красноярска от 19.04.2018 N 1635-недв предоставлен ООО Управляющей компании "Сибирское инвестиционное агентство", подписан договор от 07.09.2015 N 7-18 о развитии застроенной территории.
Индивидуальный предприниматель Бабикова Ирина Владимировна, полагая свои права нарушенными, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, установив наличие у ответчика права на одностороннее расторжение договора в случае предоставления земельного участка, на котором размещается временное сооружение, иному лицу в постоянное (бессрочное) пользование, пришел к выводу о правомерности такого отказа.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В силу положений статей 153, 154, 156 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. К односторонним сделкам соответственно применяются общие положения об обязательствах и о договорах, поскольку это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу сделки.
Согласно положениям пункта 6 Федерального закона от 07.05.2013 N 100 "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) об основаниях и о последствиях недействительности сделок (статьи 166 - 176, 178 - 181) применяются к сделкам, совершенным после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.6 "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута", положения которой вступили в силу с 01.03.2015.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края установлен приказом министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 N 05-95 "Об установлении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края" (далее - Порядок N 05-95).
Согласно пунктам 4, 6 Порядка N 05-95 схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в целях повышения доступности товаров для населения. Схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными, пожарными, санитарными и экологическими нормами и правилами, правилами продажи отдельных видов товаров, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования.
Схема утверждается правовым актом органа местного самоуправления, принимаемым в порядке, установленном уставом муниципального образования (пункт 9 Порядка N 05-95).
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 45 Устава города Красноярска установлено, что администрация города в лице уполномоченных органов организует и осуществляет в рамках своей компетенции муниципальный контроль. Реализуя указанные полномочия, администрация города определяет структуру, полномочия, функции и порядок деятельности уполномоченных органов, принимает административные регламенты проведения контрольных проверок, организует мониторинг эффективности муниципального контроля, осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 7, 45, 58, 59 Устава города Красноярска, порядок выдачи разрешения на размещение временных сооружений был урегулирован в постановлении администрации г. Красноярска от 09.02.2010 N 55 "Об утверждении Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска".
Постановлением администрации города Красноярска от 29.08.2014 N 538 "О признании утратившими силу правовых актов администрации города" постановление администрации города от 09.02.2010 N 55 "Об утверждении Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска" признано утратившим силу.
С целью совершенствования процесса размещения временных сооружений на территории города Красноярска, в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" постановлением администрации города Красноярска от 28.11.2014 N 809 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска (далее - Положение N 809), которое устанавливает порядок размещения временных сооружений, в том числе нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Красноярска (пункт 1 Положения N 809).
Статьей 10 Положения N 809 предусмотрено, что договор на размещение временного сооружения заключается на срок, определенный схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска, схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска.
Постановлением администрации города Красноярска от 27.11.2012 N 595 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска" утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов, согласно которой под N 406 был включен спорный павильон по адресу г. Красноярск, ул. Ладо Кецховели, 30 на срок до 01.01.2018.
В силу пункта 20 Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 28.11.2014 N 809, основанием для досрочного расторжения договора на размещение временного сооружения является, в том числе наличие у иного лица в отношении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком, либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством. Уполномоченный орган уведомляет владельца временного сооружения в письменной форме о досрочном расторжении договора на размещение временного сооружения не менее чем за девяносто календарных дней до даты расторжения договора.
Предметом спора в рамках настоящего дела является установление законности уведомления администрации города Красноярска от 14.04.2017 N 11-2461 об отказе от договора на размещение временного сооружения от 21.07.2014 N Б/7632.
В соответствии с пунктом 6.2 договора (в редакции дополнительного соглашения от 26.06.2015 N Б/7604/с) договора в случае отказа администрации от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, установленным пунктами 4.2.2.1 - 4.2.2.5 договор считается расторгнутым.
В силу пункта 6.4.1 договора (в редакции дополнительного соглашения от 26.06.2015 N Б/7604/с) основанием для досрочного расторжения договора является наличие у иного лица в отношении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством.
Таким образом, право уполномоченного органа на досрочное расторжение договора на размещение временного сооружения предусмотрено как упомянутым Положением N 809, так и договором.
Как установлено судом, распоряжением администрации города Красноярска от 01.03.2017 N 842-недв администрация города Красноярска предоставила в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:911, местонахождение: Красноярский край, г. Красноярск, автодорога ул. Л. Кецховели от пр-та Свободный до ул. Копылова.
Как следует из выписки ЕГРН от 10.04.2018 N 99/2018/92383812 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:911 - размещение автомобильных дорог, их конструктивных элементов, дорожных сооружений при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности движения, временных объектов.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:911 зарегистрировано в ЕГРН 17.11.2009 за муниципальным образованием город Красноярск, право постоянного (бессрочного) пользования МКУ "УДИБ" зарегистрировано в ЕГРН 20.03.2017 согласно выписке из ЕГРН от 05.05.2018.
Согласно части 1 статьи 57 Кодекса ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.
Факт нахождения павильона истца в границах предоставленного МКУ города Красноярска "УБИБ" земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:911 подтверждается представленной администрацией города Красноярска схемой наложения границ указанного земельного участка с границами земельного участка, на котором размещен павильон истца, сведениями из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в отношении земельного участка с учетным номером 24:50:0200099:0077, документами по оформлению прав на земельный участок под размещение торгового павильона по адресу: ул. Ладо Кецховели, 30, с планом границ земельного участка, предоставляемого в аренду Бабиковой И.В. под торговый павильон, и каталогом координат границ земельного участка, передаваемого Бабиковой И.В. под торговый павильон по адресу: Ладо Кецховели, 30.
Вопреки доводам апеллянта об отсутствии факта наложения границ упомянутых участков, данный факт истцом не опровергнут.
Уведомлением от 14.04.2017 N 11-2461 администрация города Красноярска сообщила истцу о том, что земельный участок, на котором расположено временное сооружение, распоряжением администрации города Красноярска предоставлен в постоянное бессрочное пользование МКУ города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства", а также об отказе от исполнения договора на размещение временного сооружения в одностороннем порядке.
На момент рассмотрения дела распоряжение администрации города Красноярска от 01.03.2017 N 842-недв незаконным или недействительным не признано.
На основании изложенного, а также руководствуясь положениями статьи 310, пунктов 1, 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно признал наличие оснований (при предварительном уведомлении истца в установленные сроки) для расторжения договора на право размещения временного сооружения в одностороннем порядке и исключения его из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска в связи с предоставлением земельного участка, на котором он находятся, учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, указывая также на то обстоятельство, что предоставление права на размещение временного сооружения не устанавливает безусловный приоритет прав его владельца перед правами иных лиц, в том числе собственника земельного участка, населения города, в интересах которого реализуется компетенция органов местного самоуправления.
В материалы дела представлен утвержденный Департаментом городского хозяйства города Красноярска титульный список объектов капитального ремонта улиц, дорог города Красноярска за счет средств бюджета на 2017 год, в составе подлежащих капитальному ремонту улиц указана ул. Ладо Кецховели на участке от ул. Мечникова до ул. Революции, где расположен павильон истца.
Указанное позволяет прийти к выводу, что предоставление земельного участка МКУ города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" на праве постоянного бессрочного пользования связано с реализацией муниципальных нужд по осуществлению дорожной деятельности.
Руководствуясь положениями пунктов 5, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", учреждение, которому на основании распоряжения был передан земельный участок, в рамках мероприятий, включенных в названные программы, организовало проведение работ по благоустройству и ремонту дорог, реализуя как полномочия собственника по содержанию муниципального имущества, так и публичные полномочия органа местного самоуправления по осуществлению вопросов местного значения.
Суд также учитывает, что вид разрешенного использования земельного участка - для размещения объектов транспорта, что объясняет муниципальные нужды в передаче данного земельного участка в постоянное безвозмездное пользование МКУ города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства".
Также, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) под полосой отвода автомобильной дороги понимаются земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса; под объектами дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования.
Частью 3 статьи 25 Федерального закона N 257-ФЗ установлено, что в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса.
Поскольку материалами дела подтверждается и истцом не опровергнуто, что торговый объект последнего расположен в границах полосы отвода автомобильных дорог, находящихся на земельных участках, переданных в постоянное (бессрочное) пользование учреждению, при отсутствии доказательств отнесения этого временного сооружения к объекту дорожного сервиса, администрацией правомерно совершены действия по приведению цели использования соответствующих земельных участков в соответствии с установленными законом требованиями.
Коллегия судей также принимает во внимание, что в соответствии с пунктом 21 Положения N 809 администрацией в уведомлении от 14.04.2017 N 11-2461 истцу предложено обратиться в департамент социально-экономического развития с заявлением о предоставлении компенсационного места размещения временного сооружения и заключении договора на его размещение, что подтверждается доказательствами по делу и истцом не опровергнуто.
Учитывая наличие у ответчика права на одностороннее расторжение договора в случае предоставления земельного участка, на котором размещается временное сооружение, иному лицу в постоянное (бессрочное) пользование, а также то обстоятельство, что павильон истца был исключен из схемы нестационарных торговых объектов с 31.12.2017, доказательства повторного включения павильона истца в схему размещения нестационарных объектов на территории г. Красноярска не представлено, оснований для удовлетворения требования индивидуального предпринимателя Бабиковой Ирины Владимировны о признании недействительным одностороннего отказа от договора на размещение временного сооружения от 21.07.2014 N б/7632, выраженного в письме от 14.04.2017 N 11-2461, у суда первой инстанции не имелось, в иске отказано правомерно.
Доводы апеллянта об отклонении ходатайств истца об истребовании доказательств и назначении судебной экспертизы в нарушение норм процессуального законодательства, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку совокупность доказательств, представленных в материалы дела сторонами, позволило суду рассмотреть спор по существу и принять по делу законный и обоснованный судебный акт.
В целом доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, при этом не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "21" ноября 2018 года по делу N А33-4280/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
И.Н. Бутина |
Судьи |
Л.Е. Споткай |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.