г.Самара |
|
29 апреля 2019 г. |
Дело N А65-41089/2018 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Филипповой Е.Г., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского Главного управления Центрального банка Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 февраля 2019 года по делу N А65-41089/2018 (судья Бредихина Н.Ю.), принятое в виде резолютивной части в порядке упрощенного производства
по заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского Главного управления Центрального банка Российской Федерации, Республика Татарстан, г. Казань,
к акционерному обществу "Страховое общество "Талисман", Республика Татарстан, г. Казань,
третье лицо: Воронин В.А., г.Курган,
о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (далее - Национальный банк по Республике Татарстан, банк, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к акционерному обществу "Страховое общество "Талисман" (далее - АО "СО "Талисман", страховщик, общество) о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Воронин В.А.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 февраля 2019 года, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить и принять новый то, что является неверным вывод суда первой инстанции об истечении трехмесячного срока привлечения лица к административной ответственности.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, АО "СО "Талисман" имеет лицензию ОС N 1587-03 на право осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО), выданную Банком России 22.09.2015, без ограничения срока действия.
По результатам рассмотрения управлением службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Уральском федеральном округе обращения (вх. N ОЭТ5-3370 от 23.08.2018) Воронина Владимира Андреевича (далее - Воронин В. А.) в отношении АО "СО "Талисман" на основании пп. 2 п. 4 ст. 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N4015-1), Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" проведена документальная проверка сведений, изложенных в обращении заявителя, на предмет соблюдения страховщиком требований страхового законодательства Российской Федерации.
По результатам проверки и.о. заведующего сектором правового сопровождения надзора за субъектами финансового рынка юридического отдела Национального банка по Республике Татарстан в отношении общества составлен протокол от 05.12.2018 N ТУ-92-ЮЛ-18-21089/1020-1 об административном правонарушении.
Основанием для составления протокола об административном правонарушении послужило обнаружение признаков состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Место совершения административного правонарушения в протоколе указано: ул. Николая Ершова, д.18, г. Казань, 420061 (АО "СО "Талисман").
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО), правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных положением Банка России 19.09.2014 N431-П (далее - Правила ОСАГО).
Пункт 7.2 ст. 15 Закона об ОСАГО предусмотрено, что страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор ОСАГО) в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в установленном порядке.
Требования к использованию электронных документов и порядок обмена информацией в электронной форме, в том числе при заключении договора ОСАГО в виде электронного документа, установлены Указанием Банка России от 14.11.2016 N 4190-У "О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Указание N 4190-У).
В соответствии с п. 22 Указания N 4190-У страховщик обеспечивает бесперебойное функционирование своих информационных систем и средств связи для информационного обмена в соответствии с Указанием N 4190-У.
Исходя из п. 28 Указания N 4190-У страховщик при осуществлении доступа страхователей (лиц, имеющих намерение заключить договор) к разделам сайта страховщика, обеспечивающим заключение договоров, осуществляет сплошную непрерывную регистрацию и хранение в течение одного года следующей информации о действиях страхователей (лиц, имеющих намерение заключить договор) и страховщика, выполняемых с использованием данного сайта в соответствии с Указанием N 4190-У:
- порядковый номер записи действия в автоматизированной системе, программном обеспечении;
- дата (день, месяц, год) и время (часы, минуты, секунды) осуществления действия;
- набор символов, присвоенный лицу, выполняющему действия на сайте, и позволяющий идентифицировать его в автоматизированной системе, программном обеспечении (далее - идентификатор клиента);
- код, соответствующий выполняемому действию;
- идентификационная информация, используемая для адресации устройства, с использованием которого осуществлен доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью заключения договора, которой в зависимости от технической возможности является IP-адрес, МАС-адрес, номер SIM-карты (далее - идентификатор устройства);
- информация, передаваемая страхователем в рамках заключения договоров, в том числе файлы, загруженные пользователем;
- идентификационная информация об ошибках в автоматизированной системе, программном обеспечении.
Информация, указанная в п.28 Указания N 4190-У, подлежит хранению в электронном виде с использованием форматов, указанных в приложении к Указанию.
Заявитель в приложении к обращению представил скриншот экрана, где зафиксировано окно на официальном сайте страховщика, с информацией об ошибке при расчете и предложением перейти на сайт замещающего страховщика.
Как сообщил страховщик, установлено, что заявитель обращался к официальному Интернет-сайту страховщика с целью оформления договора ОСАГО в виде электронного документа 08.08.2018. В ходе оформления полиса ОСАГО произошел сбой, вызванный кратковременным отсутствием связи с сервером корпоративной информационной системы (далее - КИС), на котором, в том числе осуществляется расчет страховой премии. По этой причине заявителю было предложено продолжить заключение договора на официальном сайте РСА. Основанием для запуска сценария перенаправления на сайт РСА послужило возникновение программного исключения при вызове метода расчета премии посредством технологии SOAP (простой протокол доступа к объектам) вследствие недоступности вебсервиса или потери связи с вебсервисом (вх.рег. N 117294 от 14.09.2018, исх. N страховщика 1819 от 12.09.2018). При отправке данных, полученных на сайте, в КИС для расчета тарифа, из-за отсутствия в тот момент связи, от КИС не поступил требуемый ответ. Соответственно пользователю была отображена страница "ошибка при расчете", (вх.рег. N 127874 от 04.10.2018, исх. N страховщика 1935 от 02.10.2018). Причиной угрозы нарушения бесперебойности и непрерывности функционирования сайта явилась потеря связи с КИС. Сбой имел кратковременный характер (вх.рег. N 127874 от 04.10.2018, исх. N страховщика 1935 от 02.10.2018).
Таким образом, страховщик не обеспечил бесперебойное функционирование своих систем и средств связи для информационного обмена в момент обращения заявителя на сайт страховщика с целью заключения договора ОСАГО в виде электронного документа, чем допустил нарушение требований, утвержденных п. 22 Указания N 4190-У.
Как указывает страховщик (вх.рег. N 127874 от 04.10.2018, исх. N страховщика 1935 от 02.10.2018 и вх.рег. N 144500 от 06.11.2018, исх. N 2180 от 02.11.2018), сбой, вызванный кратковременным отсутствием связи с сервером КИС, залогирован на сайте компании. В сеансовой информации данный сбой не залогирован. Отображение страницы, зафиксированной в скриншоте "ошибка при расчете", также залогировано на сайте компании. В сеансовой информации данное действие не залогировано.
Таким образом, страховщик не осуществил сплошную непрерывную регистрацию и хранение в течение одного года информации о действиях страхователя, выполняемых с использованием сайта страховщика в соответствии с требованиями, утвержденными п. 28 Указания N 4190-У, а именно: не обеспечил регистрацию и хранение идентификационной информации об ошибках в автоматизированной системе, программном обеспечении и о действиях заявителя.
В силу пп. 1 п. 5 ст. 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1) субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.
Согласно п. 1 ст. 30 Закона N 4015-1 надзор за деятельность субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых указанным Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
В соответствии с п. 1 ст. 32 Закона N 4015-1 право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. Соответственно, соблюдение лицензионных требований, прежде всего, означает соблюдение норм, указанных выше законов.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, установленных специальным разрешением (лицензией), образует состав административного правонарушения по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в ч. 3 ст. 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона N 99-ФЗ соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований, и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Общие требования о лицензировании, предъявляемые к субъектам страхового дела, установлены Законом N 4015-1.
Согласно Закону N 4015-1 деятельность по осуществлению страхования является лицензируемой.
В соответствии с п. 5 ст. 30 Закон N 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.
Дополнительные требования к осуществлению деятельности в сфере страхования определены также в специальных законах о страховании, в том числе в Федеральном законе от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и положении о Правилах ОСАГО.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Кроме того, административный орган указал на то, что АО "СО "Талисман" ранее привлекалось к административной ответственности за совершение однородных правонарушений по делам N А72-1686/2017 (назначен штраф в размере 31 000 руб.); N А65-3536/2017 (назначен штраф в размере 31 000 руб.), N А65-29644/2017 (назначен штраф в размере 35 000 руб.), N А65-6237/2018 (назначен штраф в размере 36 000 руб.), N А65-9092/2018 (назначен штраф в размере 30 000 руб.), N А65-9521/2018 (назначен штраф в размере 32 000 руб.), N А65-19035/2018 (назначен штраф в размере 34 000 руб.).
Между тем правонарушение было совершено 08.08.2018, заявление о привлечении АО "НАСКО" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ поступило в арбитражный суд 20.12.2018 и рассмотрено судом 26.02.2019, то есть после истечения предусмотренного ст.4.5 КоАП РФ трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно п. 6 ч. 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных ст. 4.5 КоАП РФ, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении и в силу статьи 206 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении требований о привлечении лица к административной ответственности.
Следовательно, суд первой инстанции, с учетом того, что на момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, истек, принял правильное решение об отказе в привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В пункте 13.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указывается на то, что в постановлении о прекращении производства по делу не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении. При наличии таких выводов в обжалуемом постановлении судья, с учетом положений статьи 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности, обязан вынести решение об изменении постановления, исключив из него указание на вину этого лица (пункт 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).
С учетом изложенного суд не вправе исследовать вопрос о виновности страховщика - АО "СО "Талисман" в совершении указанного правонарушения в связи с прекращением производства по административному делу по причине истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Доводы административного органа о том, что неверным является вывод суда об истечении трехмесячного срока привлечения лица к административной ответственности, суд апелляционной инстанции отклоняет, исходя из правовой позиции, сформированной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 3 от 15.01.2019. В данном случае предметом противоправного посягательства являются общественные отношения в сфере лицензирования, а не страхования. Соответственно административный орган обратился в суд за привлечением страховщика к административной ответственности за нарушение законодательства о лицензировании. При этом нарушение лицом, привлекаемым к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, законодательства о страховании охватывается событием правонарушения, выразившегося именно в нарушении законодательства о лицензировании.
На основании изложенного решение суда от 26 февраля 2019 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного органа - без удовлетворения.
Положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за подачу заявления о привлечении к административной ответственности не предусмотрена, соответственно не подлежит уплате госпошлина за подачу апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам данной категории.
Руководствуясь статьями 229, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 февраля 2019 года по делу N А65-41089/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.