г. Томск |
|
29 апреля 2019 г. |
Дело N А27-25878/2018 |
Судья Седьмого Арбитражного апелляционного суда Бородулина И.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (07АП-1732/19) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04.02.2019 по делу N А27-25878/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства, (судья Мишина И.В.) по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (650991, г. Кемерово, пр. Советский, 74А, ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040) к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению N 37 "Родничок" (650055, г. Кемерово, ул. Сарыгина, д. 34, корп. Б, ОГРН 1024200717815, ИНН 4209032234) о взыскании штрафа в размере 500 руб.
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению N 37 "Родничок", г. Кемерово (далее - учреждение) о взыскании штрафа в размере 500 руб.
Решением от 04.02.2019 Арбитражного суда Кемеровской области (резолютивная часть от 21.01.2019) заявленные требования удовлетворены частично в сумме 50 руб. В остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Пенсионный фонд, ссылаясь на неверное применение норм материального и процессуального права, просит состоявшийся судебный акт отменить и принять новый судебный акт.
Учитывая, что Пенсионным фондом доказано наличие в действиях страхователя вмененного ему состава правонарушения, так как страхователь своевременно не устранил выявленную Пенсионным фондом ошибки и предоставил дополняющие сведения после истечения пятидневного срока на предоставление уточнений, следовательно доказаны основания для привлечения страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ). Указанный закон не содержит норм, регламентирующих возможность и порядок применения смягчающих ответственность обстоятельств при привлечении к ответственности.
Учреждением отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, 24.01.2018 страхователем по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью (почтовым отправлением) в адрес Пенсионного фонда представлена форма СЗВ-СТАЖ за 2017 год.
В соответствии со статьей 16 Закона N 27-ФЗ Пенсионным фондом проведена сверка представленной 24.01.2018 страхователем формы СЗВ-СТАЖ за 2017 год и представленных в 2017 году форм СЗВ-М.
В результате сверки выявлено, что 02.05.2017 учреждением по телекоммуникационным каналам связи (почтовым отправлением) представлена форма СЗВ-М (исходная) за апрель 2017 года на 34 (тридцать четыре) застрахованных лица, что подтверждается извещением о доставке от 02.05.2017, унифицированном протоколом проверки от 02.05.2017 со статусом "Документ принят".
Однако, в форме СЗВ-М (исходная) за отчетный период - апрель 2017 года отсутствуют сведения об одном застрахованном лице.
25.01.2018 Пенсионным фондом в связи с выявлением несоответствий в представленных страхователем сведениях по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2017 года и сведений, представленных в 2017 году по форме СЗВ-М, в адрес страхователя по телекоммуникационным каналам отправлено уведомление об устранении несоответствий.
16.02.2018 страхователь по телекоммуникационным каналам связи представил форму СЗВ-М (дополняющую) за апрель 2017 года на одно застрахованное лицо впервые, что подтверждается извещением о доставке от 16.02.2018, унифицированном протоколом проверки от 16.02.2018 со статусом "Документ принят".
30.03.2018 специалистом Управления ПФР составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 052S18180007213. Рассмотрение акта назначено на 07.05.2018.
03.04.2018 уведомление о рассмотрении акта направлено в адрес страхователя МБДОУ N 37 "Родничок" заказным письмом. На рассмотрение акта страхователь не явился, письменных возражений не представил.
07.05.2018 Пенсионным фондом вынесено решение N 052819380008132 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление и установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2. статьи 11 названного Закона.
Указанным решением страхователю предложено добровольно уплатить сумму штрафных санкций. Решение о привлечении к ответственности направлено должнику заказным письмом 11.05.2018.
Требование от 05.06.2018 N 052SO1180033763 должнику направлено заказным письмом 07.06.2018, однако денежные средства должником в добровольном порядке не перечислены, что послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя частично заявленные требования и снижая размер штрафа в 10 раз, исходил из принципов, вытекающих из конституционных прерогатив правосудия.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда соглашается на основании следующего.
На основании статьи 1 Закона N 27-ФЗ, статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) учреждение является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования и зарегистрировано в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ учреждение обязано представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 1 Закона N 27-ФЗ определено, что под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимаются организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь предоставляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также о заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Контроль над достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом (статья 15 Закона N 27-ФЗ).
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (действующей с 19.02.2017).
Форма "Сведения о застрахованных лицах" СЗВ-М, по которой страхователи представляют в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п (далее - Постановление N 83п).
В силу положений пункта 1 статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право, в том числе, дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу пункта 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки). В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма. Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя. Представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в лицевые счета застрахованных лиц не вносятся. Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Согласно пункту 39 названной Инструкции за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Материалами дела подтверждается, что уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда (отсутствие в исходной форме СЗВ-М за апрель 2017 года сведений на 1 застрахованное лицо), направлено страхователю по ТКС 25.01.2018.
Страхователь исправил ошибку путем направления в Пенсионный фонд дополняющих сведений по форме СЗВ-М на 1 застрахованное лицо за указанный период (апрель 2017 года) 16.02.2018, то есть за пределами установленного Пенсионным фондом срока.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к правильному выводу о доказанности факта совершения нарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
В то же время суд апелляционной инстанции считает, что при решении вопроса о размере штрафа, подлежащего взысканию, суд первой инстанции правомерно руководствовался принципом справедливости и соразмерности наказания при назначении наказания.
Исходя из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.1998 N 14-П указано, что меры взыскания должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния.
Исходя из указанных нормативных положений и учитывая в качестве смягчающих ответственность обстоятельств организационно-правовую форму и вид деятельности страхователя, фактические обстоятельства по представлению страхователем сведений, хотя и в ненадлежащей форме, суд первой инстанции, руководствуясь принципом справедливости и соразмерности наказания, посчитал возможным снизить размер штрафа до 50 руб. (в 10 раз).
С учетом этого, апелляционный суд, исследовав и оценив обстоятельства дела, также установил наличие обстоятельств, смягчающих ответственность учреждения.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, установив в порядке статьи 71 АПК РФ наличие смягчающих ответственность обстоятельств и меру ответственности за совершение вышеназванного правонарушения, правомерно принял во внимание наличие смягчающих ответственность обстоятельств и принцип справедливости и соразмерности, в связи с чем обоснованно произвел снижение размера штрафных санкций в 10 раз.
Доводы Пенсионного фонда о том, что Закон N 27-ФЗ не содержит норм, регламентирующих возможность и порядок применения смягчающих ответственность обстоятельств, отклоняются апелляционным судом со ссылкой на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Пенсионного фонда в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате заинтересованным лицом, но от уплаты которой оно в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено, не подлежит распределению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04 февраля 2019 года по делу N А27-25878/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.