г. Самара |
|
29 апреля 2019 г. |
А55-21112/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Самара" - представителя Киселевой Е.Н. (доверенность от 01.02.2019 N 003-2019), Малышева Д.С. (доверенность от 18.10.2017 N 091-2017),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - представителя Шепеленко С.В. (доверенность от 05.09.2018 N 8942/5),
от общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" - представителя Журмановой Е.Е. (доверенность от 01.01.2019 N 37),
от публичного акционерного общества "Т Плюс" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Самара"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 января 2019 года по делу N А55-21112/2018 (судья Бойко С.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Самара", г. Самара,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара,
с участием третьих лиц: публичного акционерного общества "Т Плюс", общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания",
о признании незаконными решения о нарушении антимонопольного законодательства и постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Самара" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по делу N 12-9601-17/5 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. N 3742/5 от 23.04.2018), согласно которого ООО "Газпром газораспределение Самара" признано нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (дело N А55-21112/2018).
Кроме того, ООО "Газпром газораспределение Самара" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по делу об административном правонарушении N 292-9601-18/5 от 16.07.2018, которым заявитель был привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 592420 руб. (дело N А55-21495/2018).
Определением суда первой инстанции от 05.09.2018 по делу N А55-21495/2018 вышеназванные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения, присвоив делу единый номер А55-21112/2018.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд первой инстанции привлек к участию в деле публичное акционерное общество "Т Плюс" и общество с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 января 2019 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 22 января 2019 года по делу N А55-21112/2018 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить, указывая на то, что решение суда первой инстанции не основано на полном и всестороннем исследовании обстоятельств по делу, обстоятельства, изложенные в решении суда, не свидетельствуют о наличии в действиях заявителя вменяемого заявителю нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, предусмотренного п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, соответственно, последующее привлечение заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.10 КоАП РФ, является незаконным.
В материалы дела поступили отзывы антимонопольного органа, а также третьего лица, ООО "Средневолжская газовая компания", на апелляционную жалобу заявителя, в которых указанные лица просят суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 22 января 2019 года по делу N А55-21112/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционного суда представители заявителя апелляционную жалобу поддержали, просили ее удовлетворить.
Представители антимонопольного органа, а также третьего лица, ООО "Средневолжская газовая компания" в судебном заседании апелляционного суда возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах, просили суд апелляционной инстанции оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России, Управление) поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" (вх. N 4352 от 09.06.2017), направленное из ФАС России, на действия Общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Самара", выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В заявлении ООО "СВГК" указало на то, что "ООО "Газпром газораспределение Самара" выставляет ПАО "Т Плюс" к оплате оказанные услуги по транспортировке газа, определенные по тарифу, не установленному органом тарифного регулирования.
Решением Самарского УФАС России по делу N 12-9601-17/5 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. N 3742/5 от 23.04.2018), ООО "Газпром газораспределение Самара" признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Кроме того, постановлением Управления по делу об административном правонарушении N 292-9601-18/5 от 16.07.2018, заявитель был привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 592 420 руб.
Считая вышеназванные решение и постановление незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела ООО "Газпром газораспределение Самара" является газораспределительной организацией и оказывает соответствующие услуги по транспортировке газа трубопроводам.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение хозяйствующим субъектом порядка ценообразования.
Часть 1 статьи 5 Закона защите конкуренции предусматривает, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (групп лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определение товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", услуги по транспортировке газа по трубопроводам относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ООО "Газпром газораспределение Самара" включено приказом ФЭК России от от 16.01.2001 N 15/3 в реестр субъектов естественных монополий под номером 63.2.16.
Приказом ФСТ России от 29.05.2015 N 193-э/6 утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Газпром газораспределение Самара" на территории Самарской области.
Для определения положения ООО "Газпром газораспределение Самара" на рынке оказания услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям, принадлежащим Обществу на праве собственности или на ином законном основании, Самарское УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России N 220 от 28.04.2010 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном услуги рынке", провело ретроспективный анализ состояния конкуренции на данном рынке за 2016-2017 г.г.
ООО "Газпром газораспределение Самара" в 2016-2017 г.г. занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по транспортировке газа по распределительным сетям, принадлежащим ему на праве собственности или на ином законном основании на территории Самарской области.
Между ООО "Газпром газораспределение Самара" и ПАО "Т Плюс" заключен договор на оказание услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям N ДГВ-71 от 31.01.2017, по которому ГРО (ООО "Газпром газораспределение Самара") обязуется оказывать Заказчику (ПАО "Т Плюс") услуги по транспортировке газа, поставляемого ООО "Газпром межрегионгаз Самара", по газораспределительным сетям, принадлежащим ГРО на праве собственности или ином законном основании, от выхода газораспределительной станции (ГРС) ООО "Газпром трансгаз Самара" ГРС-16 пгт Алексеевка и ГРС-18 с. Рубежное до границы раздела с газораспределительными сетями ООО "СВГК", а Заказчик обязуется своевременно оплачивать услуги ГРО в соответствии с утвержденными тарифами по транспортировке газа.
Согласно пункту 2.3 договора N ДГВ-71 от 31.01.2017, годовой объем транспортировки газа на 2017 г. составляет 513152,0 тыс.м3.
Пункт 5.1 договора N ДГВ-71 от 31.01.2017 предусматривает, что стоимость услуг по транспортировке газа, оказанных ГРО за расчетный период, определяется по установленному уполномоченным органом для ГРО тарифу на указанный вид услуг учетом НДС, исходя из общего объема газа, указанного в акте выполненных работ (услуг) по транспортировке газа за соответствующий расчетный период, оформленном соответствии с пунктом 4.4 настоящего договора.
Из пункта 5.2 данного договора следует, что расчеты производятся по тарифу на услуги по транспортировке газа, утвержденному уполномоченным органом. В случае, если на момент заключения настоящего договора ГРО не имеет утвержденного тарифа на услуги по транспортировке газа для соответствующей группы потребителей, расчеты по договору осуществляются по тарифу, обеспечивающему получение ГРО экономически обоснованной тарифной выручки, который по состоянию на 01.01.2017 составляет 175,91 руб. за 1000 м3 газа (без НДС). Дополнительно к тарифу на услуги по транспортировке газа для соответствующей группы потребителей, Заказчик оплачивает ГРО специальную надбавку к тарифам на услуги по транспортировке газа для финансирования программы газификации Самарской области, утвержденной Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области 02.10.2014 N 246, в расчете на объем транспортированного газа, которая на момент заключения договора составляет 55,88 руб. за 1000 м3 (без учета НДС).
ООО "Газпром газораспределение Самара" пояснило, что основанием для заключения соответствующего договора послужило получение Обществом запроса ПАО "Т Плюс" N 138-00197 от 16.01.2017.
Соответственно, оферта договора N ДГВ-71 от 31.01.2017 подготавливала ООО "Газпром газораспределение Самара".
06.02.2017 ПАО "Т Плюс" представило в адрес ООО "Газпром газораспределение Самара" протокол разногласий к договору на оказание услуг и транспортировке газа по газораспределительным сетям N ДГВ-71 от 31.01.2017, в котором предлагало ООО "Газпром газораспределение Самара" изложить пункт 5.2 договора в следующей редакции: "Дополнительно к тарифу на услуги по транспортировке газа для соответствующей группы потребителей, при наличии утвержденного тарифа, Заказчик оплачивает ГРО специальную надбавку к тарифам на услуги по транспортировке газа для финансирования программы газификации Самарской области, утвержденной Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 02.10.2014 N 246, в расчете на объем транспортированного газа, которая на момент заключения договора составляет 55,88 руб. за 1000 м3 (без учета НДС)".
На основании части 1 статьи 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях, применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Из имеющихся в деле актов выполненных работ (услуг) по транспортировке газа и счетов-фактур по договору N ДГВ-71 от 31.01.2017 следует, что ООО "Газпром газораспределение Самара" оказывало и выставляло к оплате счета-фактуры за услуги по транспортировке газа тарифной группы 2 и транспортировке газа в транзитном потоке.
На основании подпункта "г" пункта 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к распределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
Приказом ФСТ России от 29.05.2015 N 193-э/б утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Газпром распределение Самара" на территории Самарской области. При этом заявителю установлены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (руб/1000 м3) по группам потребителей с объемом потребления газа (млн.м3/год): свыше 500; от 100 до 500 включительно.
Кроме того, тариф ООО "Газпром газораспределение Самара" на услуги по транспортировке газа в транзитном потоке (руб/1000 м3) составляет 175,91.
Обстоятельства дела указывают на то, что ООО "Газпром газораспределение Самара" целенаправленно включило в договор с ПАО "Т Плюс" условие об оплате специальной надбавки.
Пункт 18 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 15.12.2009 N 411-э/7 (далее - Методические указания) предусматривает, что на транспортировку газа, проходящего по газораспределительным сетям данной газораспределительной организации ( ГРО ) и предназначенного для газоснабжения конечных потребителей, не входящих в зону обслуживания данной ГРО устанавливается отдельный тариф.
Однако тарифы на транспортировку газа для конечных потребителей 1, 2 групп потребителей для ООО "Газпром газораспределение Самара" не установлены.
Исходя из принципов тарифообразования услуг на транспортировку газа (пункт 29 Методических указаний), объем транспортировки газа конкретному конечному потребителю должен быть учтен при расчете тарифа на транспортировку для ГРО только один раз. Использование данных объектов при определении тарифов транспортировку для нескольких ГРО возможно только в том случае, если данный объем учитывается для одной ГРО для определения уровня тарифа на транспортировку, а для других ГРО - для определения транзитного тарифа. Объекты ПАО "Т Плюс" непосредственно присоединены газораспределительным сетям ООО "СВГК", при этом суммарная протяженность транспортировки газа за период 2015-2017 гг. не изменилась. Поскольку объекты ПАО "Т Плюс" непосредственно не присоединены к газораспределительным сетям ООО "Газпром газораспределение Самара", стоимость услуг Общества по транспортировке газа должна рассчитываться по установленному транзитному тарифу.
Таким образом, услуги, предоставляемые ООО "Газпром газораспределение Самара" Публичному акционерному обществу "Т Плюс", независимо от схем газоснабжения являются услугами по транспортировке газа в транзитном потоке и не могут в актах выполненных работ и счетах-фактурах выделяться отдельно как услуги по транспортировке газа по 2 тарифной группе.
Следовательно, действия ООО "Газпром газораспределение Самара" при заключении договора, выставлении ПАО "Т Плюс" актов выполненных работ и счетов по транспортировке газа потребителю 2 тарифной группы в отсутствие утвержденного регулирующим органом тарифа для конечных потребителей 1, 2 групп, свидетельствуют о нарушении установленного нормативными правовыми акта порядка ценообразования.
В результате действий ООО "Газпром газораспределение Самара", выражающихся в заключении с ПАО "Т Плюс" договора N ДГВ-71 от 31.01.2017, оказании ПАО "Т Плюс" услуг по транспортировке газа применением тарифа для 2 группы конечных потребителей вместо транзитного тарифа ПАО "Т Плюс" в период с ноября 2016 г. по май 2017 г. частично не производило оплату услуг по транспортировке газа, оказанных ООО "СВГК" по утвержденным Обществу тарифам.
Из пояснений ООО "СВГК" следует, что общая сумма просроченной оплаты за услуги ООО "СВГК", оказанные потребителю в полном объеме и надлежащим образом в ноябре 2016 г. - мае 2017 г., составила 121018184,80 руб., период просрочки оплаты - более 6 месяцев, что является для ООО "СВГК", осуществляющего свою деятельность только на территории Самарской области, крупным ущербом.
Оценивая обстоятельства дела, суд первой инстанции правомерно признал обоснованной позицию Самарского УФАС России о наличии в действиях ООО "Газпром распределение Самара" злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, что является нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку они имеют своим результатом ущемление интересов ООО "СВГК".
В соответствии с пунктом 3 решения Управления по делу N 12-9601-17/5 о нарушении антимонопольного законодательства, материалы вышеназванного дела были преданы для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении был составлен 14.06.2018.
Постановлением Управления по делу об административном правонарушении N 292-9601-18/5 от 16.07.2018, заявитель был привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 592 420 руб.
Заявитель о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела N 292-9601-18/5 был извещен надлежащим образом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
В силу ст. 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Событие вмененного в вину заявителю правонарушения подтверждается материалами дела N 12-9601-17/5 о нарушении антимонопольного законодательства, а также установлено вступившим в законную силу решением Жигулевского городского суда Самарской области от 24.10.2018 по делу по жалобе заместителя генерального директора - главного инженера ООО "Газпром газораспределение Самара" на постановление Самарского УФАС России о привлечении его к административной ответственности по делу N 526-9601/18/5.
В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На заявителе лежит обязанность по соблюдению Закона о защите конкуренции, и им не представило доказательств, подтверждающих, что нарушение указанного закона допущено вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств.
Таким образом, привлечение ООО "Газпром газораспределение Самара" к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правомерным.
Оценивая обстоятельства дела, судебная коллегия суда апелляционной инстанции полагает правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ООО "Газпром газораспределение Самара" требований.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Судом первой инстанции при полном и всестороннем изучении обстоятельств по данному делу был сделан правомерный вывод о том, что действия Заявителя при заключении договора на транспортировку газа с ПАО "Т Плюс", выставлении актов выполненных работ и счетов за услуги по транспортировке газа потребителю 2 тарифной группы (ПАО "Т Плюс") в отсутствие утвержденного регулирующим органом тарифа для данной группы потребителей, являются нарушением установленного действующим законодательством порядка ценообразования.
Как указывает ООО "СВГК" в отзыве на жалобу и следует из материалов дела, ООО "СВГК" имеет заключенный договор N 00/9032-2014/7000-FA070/02-002/0001-2014 от 05.12.2013 г. на транспортировку природного газа с ПАО "Т Плюс" (Потребитель (Конечный потребитель) газа) сроком действия с 01.01.2014 г. по 31.12.2019 г., согласно условиям которого оплата услуг ООО "СВГК" производится по тарифу на транспортировку до конечных потребителей (с учетом специальной надбавки для финансирования программы газификации). Размер тарифной ставки на оказываемые услуги по договору ежегодно определяется сторонами в дополнительных соглашениях к договору в соответствии с утвержденными тарифами.
31.01.2017 г. между ООО "Газпром газораспределение Самара" (ГРО) и ПАО "Т Плюс" (Потребитель) также был заключен договор N ДГВ-71 на оказание услуг по транспортировке газа.
В соответствии с пунктом 12 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утв. Приказом ФСТ России от 15.12.2009 N 411-Э/7, на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям газораспределительной организации ( ГРО) до сетей конечного потребителя (здесь и далее под ними понимаются юридические и физические лица, использующие газ в качестве топлива и (или) сырья) устанавливается тариф на транспортировку до конечных потребителей (далее - тариф на транспортировку). В зависимости от объемов потребления газа конечными потребителями размер тарифа на транспортировку устанавливается дифференцированно по группам конечных потребителей согласно приложению N 1 к Методическим указаниям. Согласно пункту 18 Методических указаний, на транспортировку газа, проходящего по газораспределительным сетям ГРО и предназначенного для газоснабжения конечных потребителей, не входящих в зону обслуживания данной ГРО (транспортировка газа в транзитном потоке), устанавливается отдельный тариф (транзитный тариф).
ООО "Газпром газораспределение Самара", как и ООО "СВГК", является газораспределительной организацией и оказывает услуги по транспортировке газа по трубопроводам.
В соответствии с тарифно-балансовым решением приказом ФСТ России от 21.04.2015 г. N 98-э/З утверждены тарифы для ООО "СВГК", приказом ФСТ России от 29.05.2015 г. N 193-э/6 утверждены тарифы для ООО "Газпром газораспределение Самара".
Согласно указанному тарифно-балансовому решению ООО "СВГК" взимает плату за оказанные услуги по транспортировке газа конечным потребителям, запитанным от закольцованной системы газопроводов г. Самары, по установленному тарифу на транспортировку до конечных потребителей, а ООО "Газпром газораспределение Самара" - по установленному транзитному тарифу. Правомерность и обязательность применения данного подхода также подтверждена разъяснениями ФАС России и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 08.06.2017 года по делу N А55-2164/2017, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций.
При этом, ООО "Газпром газораспределение Самара" не имеет утвержденных тарифов на транспортировку до конечных потребителей 1-й и 2-й групп (точки подключения ПАО "Т Плюс") в связи с отсутствием в зоне обслуживания данной ГРО соответствующих конечных потребителей.
Тем не менее, как было указано выше, между ООО "Газпром газораспределение Самара" (ГРО) и ПАО "Т Плюс" (Потребитель) был заключен договор N ДГВ-71 от 31.01.2017 г. на оказание услуг по транспортировке газа. Из условий данного договора следовало, что оказываемые услуги должны быть оплачены ПАО "Т Плюс" по тарифам на транспортировку газа конечным потребителям, с учетом специальной надбавки к указанным тарифам для финансирования программы газификации.
Как указано выше, для ООО "Газпром газораспределение Самара" не были установлены тарифы на услуги по транспортировке газа для 1-й и 2-й группы потребителей, а был установлен только транзитный тариф, соответственно стоимость его услуг должна рассчитываться по установленному транзитному тарифу.
Предметом спора по данному делу является обжалование решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 12-9601-17/5, принятого в связи со злоупотреблением ООО "Газпром газораспределение Самара" доминирующим положением и постановления Самарского УФАС России по делу N 292-9601-18/5 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, а не обжалование действий (бездействия) органа регулирования тарифов (ФАС России) по не установлению тарифов для ООО "Газпром газораспределение Самара" на услуги по транспортировке газа для 1-й и 2-й группы потребителей, а соответственно указанные заявителем в жалобе обстоятельства, касающиеся вопросов установления тарифа, не имеют значение для рассмотрения настоящего дела.
Ссылки подателя жалобы на пункт 24 Методических указаний и письмо ФАС России от 19.12.2017 г. N АГ/89447/17 не доказывают отсутствие нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и подлежат отклонению.
Ссылка заявителя на сложность и неоднозначность ситуации, сложившейся в сфере транспортировки газа по газораспределительным сетям потребителям, так называемого "Самарского кольца", подтверждаемой, по мнению заявителя, записью совещания в ФАС России по вопросу применения тарифов на транспортировку газа по газораспределительным сетям с участием представителей ООО "СВГК" и ООО "Газпром газораспределение Самара", не может являться основанием для отступления от обязательных запретов, установленных частью 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 января 2019 года по делу N А55-21112/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.