Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 26 августа 2019 г. N Ф09-5024/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
29 апреля 2019 г. |
Дело N А60-48807/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Борзенковой И.В., Васильевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.,
при участии:
от заявителя ИП Бурма Ольги Михайловны (ИНН 660304327690, ОГРНИП 310660315200010) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области (ИНН 6661102940, ОГРН 1026605228154) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга (ИНН 6661009067, ОГРН 1046604027414) - Чадов К.А., удостоверение, доверенность от 29.01.2018, Пономарев А.В., удостоверение, доверенность от 09.01.2017;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 января 2019 года
по делу N А60-48807/2018,
принятое судьей Ремезовой Н.И.
по заявлению ИП Бурма Ольги Михайловны
к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области, ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга
о признании незаконным требования и решения,
установил:
ИП Бурма Ольга Михайловна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Бурма О.М.) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными: требование ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) от 16.07.2018 N 28671 об уплате страховых взносов в фиксированном размере в Пенсионный фонд России; решение инспекции от 14.08.2018 N 35445 N 35445 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в части суммы 10 924,17 руб., обязании налогового органа возвратить предпринимателю денежные средства в размере 10 924,17 руб., списанные с расчетного счета по инкассовому поручению от 14.08.2018N 71179. Кроме того, заявитель просит взыскать с заинтересованного лица 15 000 руб. в возмещение расходов на оплату услуг представителя (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.01.2019 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконными требование ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга от 16.07.2018 N 28671 об уплате страховых взносов в фиксированном размере в Пенсионный фонд России в части суммы 10 924,17 руб., решение инспекции от 14.08.2018 N 35445 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в части суммы 10 924,17 руб. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата предпринимателю денежных средств в размере 10 924,17 руб., списанных с расчетного счета по инкассовому поручению от 14.08.2018 N 71179. С инспекции в пользу предпринимателя взысканы судебные расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб., представительские издержки в размере 15 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Заявитель жалобы считает, что решение принято с нарушениями норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе налоговый орган настаивает на том, что предприниматель, как плательщик страховых взносов, применяющий упрощенную систему налогообложения, в силу положений статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), обязан исчислять страховые взносы исходя из суммы дохода, превышающего 300 000 руб., не уменьшая доход на величину расходов. По мнению инспекции, является неверным вывод суда о возможности применения по настоящему делу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.11.2016 N 27-П. Так, в решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273 содержится вывод о том, что налоговым законодательством вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают НДФЛ. Норм, распространяющих данный подход на иных плательщиков на других налоговых режимах, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит. Кроме того инспекция считает, что правовая позиция о наличии оснований к доначислению налоговых платежей лишь по итогам налоговой проверки (камеральной или выездной), изложенная в пункте 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 к обстоятельствам настоящего дела не применима. Также отмечает, что в настоящем случае налогоплательщиком не соблюден порядок досудебного урегулирования спора, поскольку как требование об уплате налога, так и решение о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика относятся к числу ненормативных правовых актов, на которые распространяется требование об обязательном соблюдении процедуры досудебного урегулирования спора. Также заинтересованное лицо полагает, что взысканные с него представительские издержки являются чрезмерными, в любом случае подлежали снижению до суммы, не превышающей 10 000 руб.
Письменные отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
В заседании суда апелляционной инстанции представители налогового органа поддержали доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу части 2 статьи 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами установлено и сторонами дела не оспаривается, что ИП Бурма О.М. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, применяет упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
16.07.2018 инспекцией в адрес предпринимателя выставлено требование N 28671 об уплате НДФЛ в размере 1 104 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 по расчету за 2017 г. в сумме 10 924,17 руб. со сроком уплаты до 03.08.2018.
В связи с неисполнение указанного требования в части 10 924,17 руб., налоговым органом вынесено решение от 14.08.2018 N 35445 о взыскании указанной суммы за счет денежных средств на счетах плательщика страховых взносов в банках.
По инкассовому поручению от 14.08.2018 N 71179 денежные средства в сумме 10 924,17 руб. списаны с расчетного счета предпринимателя.
Полагая, что перечисленные требование в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 по расчету за 2017 г. в сумме 10 924,17 руб. и решение инспекции являются незаконными, ИП Бурма О.М. обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Признав требования предпринимателя обоснованными, суд первой инстанции их удовлетворил.
Заинтересованное лицо по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, настаивает на том, что решение подлежит отмене.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулировался нормами Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", который с 01.01.2017 утратил силу.
С указанного времени порядок исчисления и уплаты страховых взносов регулируется главой 34 НК РФ.
В силу пункта 3 статьи 8 Кодекса под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС), обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 432 суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном Кодексом, недоимку по страховым взносам.
В силу статьи 11 НК РФ недоимка - сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
В соответствии со статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются две категории лиц, являющихся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. К первой категории относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (подпункт 1 пункта 1), ко второй - индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (подпункт 2 пункта 1).
На основании пункта 2 статьи 419 НК РФ, если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 данной статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.
Согласно пункту 3 статьи 420 Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2018) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419, признается минимальный размер оплаты труда, установленный на начало соответствующего расчетного периода. В случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 430 Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2018) установлено, что страховые взносы на ОПС уплачиваются в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке:
в случае если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на ОПС, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на ОПС, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса, плюс 1 процент суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
В соответствии с пунктом 2 статьи 432 Кодекса суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
С учетом МРОТ на 01.01.2017 в размере 7500 руб. минимальный фиксированный размер страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) на 2017 год составил 23 400 руб. (7500 руб. х 26% х 12).
В соответствии с пунктом 9 статьи 430 НК РФ в целях применения положений пункта 1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом:
для плательщиков, уплачивающих налог на доходы физических лиц (НДФЛ), - в соответствии со статьей 210 Кодекса (в части дохода от предпринимательской и (или) иной профессиональной деятельности);
для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 Кодекса.
Согласно данным налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, представленной в материалы дела, сумма дохода предпринимателя за 2017 год составила 5 243 473 руб., сумма расходов - 3 933 893 руб., размер налогооблагаемой базы составляет 1 309 580 руб.
Между тем, как следует из расчета, представленного в апелляционной жалобе, налоговым органом сумма страховых взносов за указанный период исчислена в завышенном размере, без учета расходов, предусмотренных главой 26.2 НК РФ, что повлекло, по мнению заинтересованного лица, недоимку по страховым взносам в размере 10 924,17 руб.
Суд первой инстанции пришел к иным выводам, установив, что задолженность по страховым взносам у предпринимателя отсутствует.
Выводы суда соответствуют нормам материального права.
В Постановлении от 30.11.2016 N 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" Конституционный Суд Российской Федерации (далее - Конституционный Суд) разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на ОПС, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.
Согласно пункту 3 мотивировочной части данного постановления, хотя налоговое законодательство и не использует понятие "прибыль" применительно к налоговой базе для расчета НДФЛ, доход для целей исчисления и уплаты этого налога для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 НК РФ подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.
Аналогичный по существу механизм определения базы для обложения страховыми взносами предусмотрен и главой 34 "Страховые взносы" НК РФ, причем пункт 9 статьи 430 данного Кодекса предписывает учитывать доход именно в соответствии с его статьей 210, которая прямо предусматривает применение профессиональных налоговых вычетов при определении налоговой базы.
Как следует из сформулированной Конституционным Судом в Постановлении от 24 февраля 1998 года N 7-П правовой позиции, в соответствии с которой обеспечение неформального равенства граждан требует учета фактической способности гражданина (в зависимости от его заработка, дохода) к уплате публично-правовых обязательных платежей в соответствующем размере, возложенное на налогоплательщика бремя уплаты такого платежа, как НДФЛ, - исходя из сущности данного вида налога и императивов, вытекающих непосредственно из Конституции Российской Федерации, - должно определяться таким образом, чтобы валовый доход уменьшался на установленные законом налоговые вычеты, а налогом облагался бы так называемый чистый доход.
Хотя Конституционный Суд отметил отличительные признаки налогов и страховых взносов, обусловливающие их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяющие рассматривать страховой взнос на ОПС, учитывающийся на индивидуально-возмездной основе, как налоговый платеж, который не имеет адресной основы и характеризуется признаками индивидуальной безвозмездности и безвозвратности (определение от 05.02. 2004 N 28-О), отдельные правовые позиции Конституционного Суда, касающиеся налогообложения, применимы и в отношении страховых взносов (определение от 15.01.2009 N242-О-П).
Это, во всяком случае, относится и к требованию экономической обоснованности установления расчетной базы для обложения страховыми взносами по ОПС, зависящей от размера доходов индивидуального предпринимателя и предполагающей при определении их размера учет документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. В противном случае не исключена ситуация, когда размер страховых взносов, подлежащих уплате, исказит смысл и назначение предусмотренной федеральным законодателем его дифференциации в зависимости от доходов индивидуального предпринимателя, повлечет их избыточное финансовое обременение, а следовательно, - нарушение баланса публичных интересов и интересов субъектов предпринимательской деятельности. Тем самым нарушались бы гарантированные Конституцией Российской Федерации свобода экономической деятельности и принцип неприкосновенности частной собственности (статья 8; статья 34, часть 1; статья 35, часть 1).
Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСН с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов", изложенная выше Конституционным Судом правовая позиция обоснованно применена судом первой инстанции и в рассматриваемой ситуации.
Аналогичная правовая позиция отражена в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017.
Доводы заявителя жалобы о том, что правовая позиция Конституционного Суда, изложенная в Постановлении от 30.11.2016 N 27-П, к рассматриваемым правоотношениям не подлежит применению, так как заявитель использует УСН, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Довод о том, что по настоящему делу следует применить правовую позицию, изложенную в письме Минфина России от 12.02.2018 N 03-15-07/8369, в признании недействующим которого отказано решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273, подлежит отклонению.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273 указано, что поскольку оспариваемое письмо Министерства финансов Российской Федерации, в силу требований статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 13 АПК РФ, статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не относится к числу нормативных правовых актов, применяемых судами, арбитражными судами при рассмотрении и разрешении соответствующих дел, то содержащиеся в нем разъяснения не являются обязательными для судов.
В соответствии с частью 1 статьи 13 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.
Согласно части 2 указанной статьи арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Таким образом, в целях определения размера подлежащих уплате заявителем страховых взносов за 2017 год, подлежал учету ее доход за этот период, уменьшенный на величину расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.
Относительно доводов жалобы о несоблюдении заявителем обязательного досудебного урегулирования спора, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В силу пункта 2 ст. 138 НК РФ (в редакции от 02.07.2013, действующей с 01.01.2014) акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 Кодекса, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
Таким образом, с 01.01.2014 Налоговым кодексом Российской Федерации по требованиям о признании недействительным любого ненормативного акта налогового органа и любого действия (бездействия) его должностного лица установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора путем обжалования такого акта в вышестоящий налоговый орган.
Действительно ни требование, ни решение инспекции заявителем в вышестоящий орган не обжалованы.
Между тем, суд апелляционной инстанции полагает необходимым учесть следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.07.2015 по делу N 306-ЭС15-1364, А55-12366/2012 по смыслу пункта 8 части 2 статьи 125, части 7 статьи 126, пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ претензионный порядок урегулирования спора в судебной практике рассматривается в качестве способа, позволяющего добровольно без дополнительных расходов на уплату госпошлины со значительным сокращением времени восстановить нарушенные права и законные интересы. Такой порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что суть претензионного порядка заключается не в исполнении истцом некой формальности, а в предоставлении сторонам дополнительной возможности разрешить спор вне суда, либо, в случае не достижения соглашения, иметь заранее сформированную в досудебном порядке позиции, которые и будут предметом судебного разбирательства.
Между тем из позиции налогового органа не усматривается намерения урегулировать возникший спор, в том числе по возврату денежных средств в размере 10 924,17 руб., списанных с расчетного счета по инкассовому поручению во внесудебном порядке,
Заинтересованное лицо и в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе настаивало на том, что у заявителя имеется недоимка по страховым взносам, соответственно, оспоренные налогоплательщиком в суде требования и решение инспекции являются законными.
Соответственно, отмена решения суда первой инстанции и оставление настоящего заявления без рассмотрения не может являться обоснованным, как не отвечающее целям и задачам досудебного урегулирования спора.
Более того, заявление предпринимателя содержало помимо прочего требование к налоговому органу возвратить предпринимателю денежные средства в размере 10 924,17 руб.
При этом в соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 20.07.2016 N 304-КГ16-3143, в том случае, когда налогоплательщик инициирует процедуру истребования излишне взысканного налога, суд также решает вопрос о законности ненормативного правового акта, но по ее результатам возможно обязание налогового органа возвратить налог, уже взысканный в излишней сумме на основании незаконного акта, без его признания недействительным.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога.
Пунктом 1 статьи 78 НК РФ предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном указанной статьей.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (пункт 6 статьи 78).
Согласно пункту 7 статьи 78 Кодекса заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Суд первой инстанции, оценивая требование и решение инспекции с точки зрения их соответствия положениям Кодекса, признал позицию налогового органа ошибочной, указав, что в данном случае при расчете суммы страховых взносов следовало учитывать позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П.
Таким образом, принимая во внимание наличие доказательств, подтверждающих взыскание излишне взысканной суммы страховых взносов в бюджет, выводы суда о необходимости ее возврата налогоплательщику как излишне уплаченной являются обоснованными.
С учетом принятия вышеуказанного Постановления Конституционного Суда РФ на момент уточнения заявленных требований (17.12.2018) срок на подачу предпринимателем заявления, в том числе о возврате излишне уплаченных страховых взносов не пропущен.
Несоблюдение предпринимателем досудебного порядка урегулирования спора в силу пункта 65 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" не препятствует рассмотрению судами имущественных требований о возврате (возмещении) сумм налогов, положения Кодекса не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров. Поэтому указанные имущественные требования налогоплательщик может предъявить в суд независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов и по основаниям, в том числе необоснованности начисления сумм налога, пеней, штрафа.
Доводы заинтересованного лица о том, что взысканные с него судебные представительские издержки являются чрезмерными, отклоняются.
Как следует из материалов дела, в обоснование требований о возмещении расходов на оплату услуг представителя, понесенных при рассмотрении настоящего спора, заявителем представлены подписанный с ООО "Право-Плюс" (исполнитель) договор от 30.07.2018 N 15/2018, квитанция к ПКО от 31.07.2018 N 15 на сумму 15 000 руб.
Во исполнение условий договора исполнителем составлено и подано в суд заявление о признании незаконным требования об уплате страховых взносов, уточнение требований к заявлению, Карнишина Н.А., действующая по доверенности от 15.03.2018 и от 15.01.2019 представляла интересы заявителя в судебных заседаниях от 17.12.2018 и от 23.01.2019.
Суд первой инстанции, оценив условия договора об оказании юридических услуг, учитывая объем оказанных представителем заявителя услуг, удовлетворил требование о взыскании представительских издержек в полном объеме, отметив, что в настоящем деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что заявленные требования явно превышают разумные пределы.
Оснований полагать указанные выводы ошибочными, вопреки позиции апеллянта, апелляционный суд не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы инспекции о завышенном размере взысканных с нее судебных издержек отклонены апелляционным судом как не подтвержденные со стороны заинтересованного лица соответствующими доказательствами (пункт 1 статьи 65 АПК РФ, пункт 11 Постановления от 21.01.2016 N 1).
Ни с отзывом на заявление, ни с апелляционной жалобой налоговый орган не представил никаких доказательств, свидетельствующих о том, что заявленная к возмещению сумма представительских издержек является чрезмерной и неразумной
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов.
В силу статьи 333.37 НК РФ инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 января 2019 года по делу N А60-48807/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.