Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 сентября 2019 г. N Ф02-3961/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
29 апреля 2019 г. |
Дело N А33-19919/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "22" апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" апреля 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бутиной И.Н.,
судей: Споткай Л.Е., Усиповой Д.А.,
секретаря судебного заседания Каверзиной Т.П.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кашитского Руслана Ивановича
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "30" октября 2018 года по делу N А33-19919/2018, принятое судьей Лесковым Р.В.,
установил:
индивидуальный предприниматель Кашитский Руслан Иванович (ИНН 245710569786, ОГРН 304245705600081, далее - истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска (ИНН 2466216619, ОГРН 1082468060476, далее - Департамент, ответчик) о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения договора на размещение от 05.08.2014 N К/6983, выраженного в уведомлении администрации города Красноярска от 26.04.2018 N 1594-дг.
Определением от 01.08.2018 исковое заявление принято к производству суда, возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация г. Красноярска, МКУ г. Красноярска "Управление дорог и благоустройства".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30.10.2018 в иске отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что вывод суда о расположении павильона истца на земельном участке, который предоставлен МКУ "УДИБ" не подтвержден материалами дела.
По мнению апеллянта, разрешенное использование земельного участка - для размещения объектов транспорта, не запрещает размещение на нем нестационарного торгового объекта и не объясняет муниципальные нужды в передаче данного земельного участка в постоянное безвозмездное пользование МКУ г. Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства". Более того, исключение из схемы размещения и передача участка в постоянное (бессрочное) пользование не подтверждает нужду в освобождении земельного участка от временного сооружения.
Действия ответчика по одностороннему отказу от исполнения договора являются недобросовестными.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.01.2019 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 01.03.2019. В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание откладывалось до 27.03.2019, 22.04.2019.
Определением от 22.04.2019 в связи с очередным отпуском судьи Белан Н.Н. в составе суда произведена замена судьи Белан Н.Н. на судью Споткай Л.Е.
Ответчик и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет"), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между Департаментом градостроительства администрации города Красноярска и предпринимателем Кашитским Р.И. заключен договор на размещение временного сооружения от 05.08.2014 N К/6983 со сроком действия, с учетом дополнительного соглашения от 15.11.2017 N К/17518/с до 01.01.2020.
Согласно условиям договора от 05.08.2014 N К/6983 департамент градостроительства администрации города Красноярска представляет право размещения временного сооружения: павильон N 380 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, утвержденной Постановлением администрации г. Красноярска от 27.11.2012 N 595 по адресу: г. Красноярск, ул. Красная площадь, 3а, площадью - 20,02 кв.м.
Согласно пункту 6.4.1 (в редакции дополнительного соглашения от 16.06.2015 N К/6781/с) договора от 05.08.2014 N К/6983 основанием для досрочного расторжения договор является наличие у иного лица в отношении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством. Администрация уведомляет владельца в письменной форме о досрочном расторжении договора не менее чем за 90 календарных дней до даты расторжения договора.
Распоряжением администрации города Красноярска от 15.12.2015 N 6425-недв МКУ "УДИБ" в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены земельные участки в соответствии с перечнем согласно приложению, в том числе земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:378 по адресу: г. Красноярск, Красная площадь.
Согласно выписке из ЕГРН от 04.09.2018 N 99/2018/159430403 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:378 площадью 8759 кв.м, по адресу: г. Красноярск, Красная площадь, вид разрешенного использования - размещение автомобильных дорог, их конструктивных элементов, дорожных сооружения при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности движения, зарегистрирован на праве собственности за муниципальным образованием город Красноярск, право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано 21.03.2016 за МКУ г. Красноярска "УДИБ".
Согласно сведениям из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:378 площадью 8759 кв.м, по адресу: г. Красноярск, Красная площадь, находится в территориальной зоне: Зона застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж-3); Зона территориальной объектов автомобильного транспорта (ИТ); Зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4).
Уведомлением от 26.04.2018 N 1594дг департамент градостроительства администрации г. Красноярска на основании пункта 6.4.1 договора от 05.08.2014 N К/6983 (дополнительное соглашение от 16.06.2015 NК/6781/с) уведомил предпринимателя Кашитского Р.И. о досрочном расторжении указанного договора с 26.07.2018, так как временное сооружение входит в границы земельного участка, предоставленного МКУ г. Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" на основании распоряжения от 15.12.2015 N 6425-недв. "О предоставлении МКУ "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства". Предпринимателю Кашитскому Р.И. предложено обратиться в департамент градостроительства с заявлением о предоставлении компенсационного места размещения временного сооружения.
Постановлением от 24.08.2018 N 544 строка N 380 исключена из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Красноярска, утвержденной Постановлением администрации г. Красноярска от 27.11.2012 N 595.
Полагая, что уведомление от 26.04.2018 N 1594дг об одностороннем отказе от исполнения договора на размещение от 05.08.2014 NК/6983 противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, установив наличие у ответчика права на одностороннее расторжение договора в случае предоставления земельного участка, на котором размещается временное сооружение, иному лицу в постоянное (бессрочное) пользование, пришел к выводу о правомерности такого отказа.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В силу положений статей 153, 154, 156 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. К односторонним сделкам соответственно применяются общие положения об обязательствах и о договорах, поскольку это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу сделки.
Согласно положениям пункта 6 Федерального закона от 07.05.2013 N 100 "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) об основаниях и о последствиях недействительности сделок (статьи 166 - 176, 178 - 181) применяются к сделкам, совершенным после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.6 "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута", положения которой вступили в силу с 01.03.2015.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края установлен приказом министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 N 05-95 "Об установлении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края" (далее - Порядок N 05-95).
Согласно пунктам 4, 6 Порядка N 05-95 схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в целях повышения доступности товаров для населения. Схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными, пожарными, санитарными и экологическими нормами и правилами, правилами продажи отдельных видов товаров, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования.
Схема утверждается правовым актом органа местного самоуправления, принимаемым в порядке, установленном уставом муниципального образования (пункт 9 Порядка N 05-95).
Постановлением администрации г. Красноярска от 09.02.2010 N 55 "Об утверждении Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска", действовавшим в период заключения договора от 05.08.2014 N К/6983, установлено, что временные сооружения должны размещаться в одноэтажном исполнении, без подвального этажа, без организации котлована, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.3.4 настоящего Положения. Размещение временных сооружений на территории города Красноярска, за исключением нестационарных торговых объектов, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска (пункт 1.2).
В случае размещения временных сооружений без проведения аукциона в случаях, указанных в пунктах 1.2, 1.9 настоящего Положения, уполномоченный орган заключает договор на размещение временного сооружения без проведения аукциона. Договор на размещение временного сооружения заключается на срок, определенный схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска либо схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска.
В соответствии с указанными нормативными актами был заключен договор на размещение временного сооружения от 05.08.2014 N К/6983 на срок до 01.01.2020 (с учетом дополнительного соглашения).
Предметом спора в рамках настоящего дела является установление законности уведомления Департамента градостроительства администрации города Красноярска от 26.04.2018 N 1594дг об отказе от договора на размещение временного сооружения от 05.08.2014 N К/6983 в одностороннем порядке, его соответствие требованиям пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Уведомление от 26.04.2018 N 1594дг является односторонней сделкой, направленной на прекращение прав и обязанностей сторон по договору на размещение временного сооружения от 05.08.2014 N К/6983.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Постановлением администрации г. Красноярска от 28.11.2014 N 809 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска (далее - Постановление от 28.11.2014 N 809).
Согласно подпункту 1 пункта 20 Постановления от 28.11.2014 N 809 основанием для досрочного расторжения договора на размещение временного сооружения является наличие у иного лица в отношении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком, либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством.
Уполномоченный орган уведомляет владельца временного сооружения в письменной форме о досрочном расторжении договора на размещение временного сооружения не менее чем за девяносто календарных дней до даты расторжения договора.
Согласно пункту 6.4.1 (в редакции дополнительного соглашения от 16.06.2015 N К/6781/с) договора на размещение договора на размещение основанием для досрочного расторжения договор является наличие у иного лица в отношении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством. Администрация уведомляет владельца в письменной форме о досрочном расторжении договора не менее чем за 90 календарных дней до даты расторжения договора.
Таким образом, право уполномоченного органа на досрочное расторжение договора на размещение временного сооружения предусмотрено как упомянутым Положением N 809, так и договором.
Судом установлено, что распоряжением администрации города Красноярска от 15.12.2015 N 6425-недв принято решение предоставить в постоянное бессрочное пользование муниципальному казённому учреждению г. Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" земельный участок (кадастровый номер 24:50:0000000:378), на котором размещалось место размещения временного сооружения под номером 380.
Согласно выписке из ЕГРН от 04.09.2018 N 99/2018/159430403 земельный участок КН 24:50:0000000:378 площадью 8759 кв.м, по адресу: г. Красноярск, Красная площадь, вид разрешенного использования - размещение автомобильных дорог, их конструктивных элементов, дорожных сооружений при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности движения, зарегистрирован на праве собственности за МО г. Красноярск, право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано 21.03.2016 за МКУ г. Красноярска "УДИБ".
Как следует из оспариваемого отказа, Департамент градостроительства Администрации города Красноярска направила индивидуальному предпринимателю Кашитскому Р.И. уведомление об одностороннем отказе от исполнения договоров на размещение временных сооружений в связи с предоставлением земельного участка, на котором расположены временные сооружения, в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному казённому учреждению г. Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" на основании распоряжения администрации города Красноярска от 15.12.2015 N 6425-недв.
На момент рассмотрения дела распоряжение администрации города Красноярска от 15.12.2015 N 6425-недв незаконным или недействительным не признано.
На основании изложенного, а также руководствуясь положениями статьи 310, пунктов 1, 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно признал наличие оснований (при предварительном уведомлении истца в установленные сроки) для расторжения договора на право размещения временного сооружения в одностороннем порядке и исключения его из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска в связи с предоставлением земельного участка, на котором он находятся, учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, указывая также на то обстоятельство, что предоставление права на размещение временного сооружения не устанавливает безусловный приоритет прав его владельца перед правами иных лиц, в том числе собственника земельного участка, населения города, в интересах которого реализуется компетенция органов местного самоуправления.
Арбитражным судом первой инстанции также учтен вид разрешенного использования земельного участка - размещение автомобильных дорог, их конструктивных элементов, дорожных сооружений, что объясняет муниципальные нужды в передаче данного земельного участка в постоянное безвозмездное пользование МКУ г. Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства".
Доказательством того, что муниципальное образование нуждается в освобождении земельного участка от временного сооружения, является также то обстоятельство, что временное сооружение 380 исключено из схемы размещения временных сооружений.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что градостроительная необходимость исключения временного сооружения истца из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска продиктована положениями Федерального закона от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 - 2020 годов"; распоряжения Правительства Красноярского края от 01.09.2014 N 635-р "Об утверждении комплексной региональной программы "Благоустройство и инфраструктурное развитие города Красноярска в период подготовки к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года"; приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 18.04.2017 N 5), подпрограмма "Благоустройство дворовых и общественных территорий муниципальных образований" государственной программы Красноярского края "Содействие органам местного самоуправления в формировании современной городской среды", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 29.08.2017 N 512-п; программой мероприятий по инфраструктурному развитию и улучшению внешнего облика города Красноярска в целях подготовки к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в городе Красноярске, утвержденной постановлением администрации г. Красноярска от 02.06.2017 N 337; муниципальной программой "Обеспечение граждан города Красноярска жилыми помещениями и объектами инженерно-транспортной и коммунальной инфраструктуры" на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов, утвержденной постановлением администрации г. Красноярска от 13.11.2017 N 735; муниципальной программой "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и дорожного комплекса города Красноярска на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов", утвержденной постановлением администрации г. Красноярска от 13.11.2017 N 736; муниципальной программой "Повышение эффективности деятельности городского самоуправления по формированию современной городской среды на 2018 - 2022 годы", утвержденной постановлением администрации г. Красноярска от 01.11.2017 N 718.
В соответствии с пунктом 21 Положения N 809 в случае расторжения договора по инициативе уполномоченного органа по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 2 пункта 20 Положения, владелец временного сооружения вправе до даты расторжения договора обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении компенсационного места размещения временного сооружения аналогичного вида со схожими параметрами (площадью) в пределах города Красноярска без проведения аукциона.
Учитывая наличие у ответчика права на одностороннее расторжение договора в случае предоставления земельного участка, на котором размещается временное сооружение, иному лицу в постоянное (бессрочное) пользование, а также то обстоятельство, что павильон истца был исключен из схемы нестационарных торговых объектов, доказательства повторного включения павильона истца в схему размещения нестационарных объектов на территории г. Красноярска не представлено, оснований для удовлетворения требования истца о признании недействительным одностороннего отказа от договора на размещение временного сооружения от 05.08.2014 N К/6983, выраженного в уведомлении от 26.04.2018 N 1594дг, у суда первой инстанции не имелось, в иске отказано правомерно.
Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, при этом не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "30" октября 2018 года по делу N А33-19919/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
И.Н. Бутина |
Судьи |
Л.Е. Споткай |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.