Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 сентября 2019 г. N Ф04-3075/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
29 апреля 2019 г. |
Дело N А67-10463/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В. |
|
|
Скачковой О.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А. без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Омская областная газовая компания" (N 07АП-2848/2019) на решение от 22.02.2019 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-10463/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Омская областная газовая компания" (ИНН 5517010406, ОГРН 1095517000369, 644007 г.Омск ул.Гусарова, 29 оф.15) к Администрации Города Томска (ИНН 7017004461 ОГРН 1037000087706, 634050 г.Томск пр.Ленина,73), Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации Города Томска, о признании незаконным отказа от 03.08.2018 г. N01-01-21/4325 об отмене градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100096:31 и выдаче нового градостроительного плана,
В судебном заседании приняли участие:
от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Омская областная газовая компания" (далее - ООО "ООГК", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Администрации Города Томска (далее - администрация г. Томска), Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации Города Томска (далее - департамент) о признании незаконным отказа от 03.08.2018 г. N 01-01-21/4325 об отмене градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100096:31 и выдаче нового градостроительного плана.
Решением суда от 22.02.2019 (резолютивная часть объявлена 15.02.2019) заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ООГК" обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что утвержденный градостроительный план земельного участка делает невозможным его использование по назначению. Градостроительный план имеет недостоверные сведения, противоречит положениям ГрК РФ.
Администрация, департамент, каждый, в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "ООГК" является собственником земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Энтузиастов,21 кадастровый номер 70:21:0100096:0031 с разрешенным использованием - для эксплуатации сооружения - автозаправочной станции, общей площадью 817,76 кв. м. 08.10.2015 постановлением администрации г. Томска N 1240-з утвержден градостроительный план земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Энтузиастов,21, регистрационный номер RU70321000-0000000000004648. 20.06.2018 г. ООО "ООГК" обратилось в департамент архитектуры и градостроительства с запросом о подготовке градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу - г. Томск, ул. Энтузиастов, 21 кадастровый номер 70:21:0100096:0031 для осуществления реконструкции АЗС в АГЗС стационарного типа и об отмене градостроительного плана земельного участка номер RU70321000- 0000000000004648, утвержденного постановлением администрации г. Томска N 1240-з от 08.10.2015.
03.08.2018 департамент письмом N 01-01-21/4325 известил общество о том, что основания для отмены указанного градостроительного плана и выдачи нового ГПЗУ отсутствуют.
Полагая, что отказ от 03.08.2018 N 01-01-21/4325 об отмене градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100096:31 является незаконным и нарушает его права и законные интересы, ООО "ООГК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" установлено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26.05.2011 N 739-О-О, положение части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый правовой акт.
Принимая во внимание, что рассматриваемый спор связан с применением законодательства о градостроительной деятельности, учитывая, что планируемый заявителем к строительству объект расположен на территории Города Томска, суд первой инстанции правомерно счел необходимым руководствоваться, в том числе нормативными правовыми актами Города Томска, принятыми в области градостроительной деятельности в соответствии со статьей 3 ГрК РФ, в частности, Постановлением администрации Города Томска от 12.09.2014 N 905 "О порядке подготовки, утверждения, выдачи и отмены градостроительных планов земельных участков", на основании которого было принято оспариваемое постановление.
Так, из пунктов 14, 15 Постановления Администрации города Томска от 12.09.2014 N 905 "О порядке подготовки, утверждения, выдачи и отмены градостроительных планов земельных участков" предусмотрено, что отмена градостроительного плана земельного участка осуществляется постановлением администрации Города Томска. Основаниями для отмены градостроительного плана земельного участка являются:
вступление в силу документов территориального планирования, изменений в документы территориального планирования, правил землепользования и застройки, изменений в правила землепользования и застройки, иных правовых актов, устанавливающих правовой режим земельных участков, влекущее за собой несоответствие положений градостроительного плана земельного участка документам территориального планирования, градостроительного зонирования и (или) иным правовым актам, устанавливающим правовой режим земельных участков;
вступление в силу проекта планировки и (или) проекта межевания территории, влекущее за собой несоответствие положений градостроительного плана земельного участка документации по планировке территории;
вступление в законную силу решения суда о признании градостроительного плана земельного участка и (или) акта о его утверждении незаконным (недействительным);
утверждение нового градостроительного плана того же земельного участка;
утверждение градостроительного плана земельного участка, образованного в результате раздела, перераспределения земельного участка, градостроительный план которого подлежит отмене, либо в результате выдела из такого земельного участка;
выявление нарушений действующего законодательства и (или) муниципальных правовых актов, допущенных при подготовке и (или) утверждении градостроительного плана земельного участка, в том числе выявление ошибки в содержании градостроительного плана земельного участка, допущенной при его подготовке и утверждении.
На основании административного регламента, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 11.01.2018 г. N 5 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "подготовка, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков" осуществляется предоставление муниципальной услуги "Подготовка, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков". В соответствии с п.2.2 регламента муниципальная услуга предоставляется департаментом архитектуры и градостроительства. Согласно п.2.3 регламента, результатом предоставления муниципальной услуги является выдача заявителю двух экземпляров зарегистрированного градостроительного плана земельного участка либо письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги. Пункт 2.8 регламента предусматривает перечень оснований для возврата заявления о предоставлении муниципальной услуги и прилагаемых к нему документов.
В частности, согласно п.п. 4 п.2.8 регламента, основанием для возврата заявления о предоставлении муниципальной услуги является то, что ГПЗУ утверждён муниципальным правовым актом ранее и является действующим.
Таким образом, муниципальная услуга о выдаче нового ГПЗУ заявителю не предоставлялась, поскольку заявление о выдаче нового ГПЗУ было возвращено заявителю еще на стадии рассмотрения заявления с приложенными документами, в связи с предусмотренным пп.4 п. 2.8 административного регламента основанием.
На основании изложенного, отказ в предоставлении муниципальной услуги, на который в жалобе ссылается, отсутствует.
Более того, согласно пункту 2 постановления администрации Города Томска от 12.09.2014 N 905 "О порядке подготовки, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков" установлено, что регистрация новых градостроительных планов земельных участков, в отношении которых ранее были приняты муниципальные правовые акты муниципального образования "Город Томск" об утверждении градостроительных планов земельных участков, возможна только после отмены таких муниципальных правовых актов.
Между тем, на момент обращения заявителя с заявлением о выдаче нового ГПЗУ (вх. N 532-Г от 20.06.2018) постановление администрации Города Томска от 08.10.2015 N 1240-3, которым был утвержден ГПЗУ не отменено, является действующим, таким образом оснований для выдачи нового ГПЗУ заявителю, в силу прямого указания пункта 2 постановления администрации Города Томска от 12.09.2014 N 905, не имелось.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, может быть использована в течение срока, который установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не может быть менее чем три года и более чем восемь лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, выдачи разрешений на строительство.
Во исполнение указанного нормативного положения, постановлением Администрации Томской области от 14.02.2017 N 46а "Об установлении срока действия информации, указанной в градостроительном плане земельного участка" установлено, что информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до 1 января 2017 года, может быть использована в течение восьми лет начиная с 1 января 2017 года. Таким образом, срок действия информации, указанной в ранее выданном ГПЗУ не истек.
В соответствии с ч. 10 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается.
С учетом изложенного, поскольку срок действия информации, указанной в ранее выданном ГПЗУ не истек, правовые основания для отмены ГПЗУ, который принят в пределах предоставленных органу местного самоуправления полномочий и не противоречит действующему законодательству отсутствуют, в связи, с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемый ответ не может рассматриваться, как нарушающий права и законные интересы заявителя.
Доводы заявителя о том, что в ГПЗУ от 08.10.2015 не указана информация о разрешенном использовании земельного участка, противоречат материалам дела.
Так согласно п. 2.1 ГПЗУ на земельный участок с кадастровым номером 70:21:0100096:31 местоположение которого: Российская Федерация, Томская область, г. Томск, ул. Энтузиастов, 21, указана информация о разрешенном использовании земельного участка, а именно "Автомобильная дорога общего пользования местного значения - магистральная улица общегородского значения".
Также нельзя признать и доводы общества о невозможности использования земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, поскольку вид разрешенного использования для земельных участков действие градостроительных регламентов не распространяется, определяется согласно классификатору видов разрешенного использования.
В силу пункта 9 статьи 1 ГрК РФ градостроительный регламент -устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Согласно части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки: 1) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; 2) в границах территорий общего пользования; 3) предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами; 4) предоставленные для добычи полезных ископаемых.
Земельный участок с кадастровым номером 70:21:0100096:31 по адресу: г. Томск, ул. Энтузиастов, 21 находится в полосе отвода автомобильной дороги, указанное обстоятельство подтверждается решением Арбитражного суда Томской области от 04.08.2017 по делу N А67-4469/2016, постановлением администрации Города Томска от 14.11.2013 N 2257-3 "Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории мкр. N 13 жилого района "Восточный", расположенный в районе пересечении улиц Энтузиастов, Юрия Ковалева (проектируемый участок) в городе Томске"
Учитывая тот факт, действие градостроительных регламентов не распространяется на территорию, на которой находится земельный участок истца, в силу прямого указания, на то в законе, доводы об ограничении прав собственника по распоряжению земельным участком в соответствии с разрешенным использованием также не обоснованы.
Кроме того, пунктом 2 постановления администрации Города Томска от 12.09.2014 N 905 "О порядке подготовки, утверждения, выдачи и отмены градостроительных планов земельных участков" установлено, что регистрация новых градостроительных планов земельных участков, в отношении которых ранее были приняты муниципальные правовые акты муниципального образования "Город Томск" об утверждении градостроительных планов земельных участков, возможна только после отмены таких муниципальных правовых актов.
Из материалов дела следует, что ООО "ООГК" обратилось в департамент с запросом об отмене градостроительного плана земельного участка. Документов свидетельствующих о том, что общество обращалось в администрацию г.Томска с заявлением об отмене муниципального правового акта - постановления администрации г.Томска N 1240-з от 08.10.2015, которым утвержден градостроительный план, в материалы дела не представлено. Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта. При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено. Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание позицию, изложенную в абзаце 2 пункта 15 информационного письма Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.02.2019 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-10463/2018, оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Омская областная газовая компания" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Омская областная газовая компания" (ИНН 5517010406, ОГРН 1095517000369, 644007 г.Омск ул.Гусарова, 29 оф.15) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по апелляционной инстанции по платежному поручению от 11.03.2019 N 188.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.