Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 16 августа 2019 г. N Ф10-3267/19 настоящее постановление оставлено без изменения
29 апреля 2019 г. |
Дело N А83-11744/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.04.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.04.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Яковлева А.С.,
судей Карева А.Ю.,
Омельченко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ждера А.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю на решение Арбитражного суда Республики Крым от 11 февраля 2019 года по делу N А83-11744/2018 (судья Осоченко И. К.), по заявлению Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по Республике Крым" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерное общество "Группа Компаний "МЕДПОЛИМЕРПРОМ", общество с ограниченной ответственностью "Стрикта", о признании решения (в части) незаконным,
установил:
Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по Республике Крым" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконными и отмене пунктов 1, 2, 4 решения Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю по делу N 06/2370-18 от 13.07.2018 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, были привлечены акционерное общество "Группа Компаний "МЕДПОЛИМЕРПРОМ", общество с ограниченной ответственностью "Стрикта".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 11 февраля 2019 года заявленные требования были удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на то, что АО "Группа компаний "Медполимерпром" не полностью попадает под установленные Постановлением N 102 критерии, поскольку предложен товар, производителем которого является не сам участник Закупки, следовательно, допуск указанной заявки к аукциону и отклонение заявок иных участников является неправомерным.
В судебном заседании 24.04.2019 объявлен перерыв до 29.04.2019.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание 29.04.2019 не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, 14 июня 2018 года Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по Республике Крым" (далее - Заказчик) разместило в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru Извещение о проведении электронного аукциона N 0375200041418000180 на поставку медицинских расходных материалов (системы для переливания растворов) (ИКЗ 181910202258591020100100240410000244).
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 28.06.2018, на участие в аукционе были поданы 3 заявки, которые допущены к участию в открытом аукционе в электронной форме.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 05.07.2018 заявки участников электронного аукциона с порядковым номером "2" (ООО "Стрикта") и "3" (ООО "КАРЕОН") были признаны не соответствующими требованиям Документации об электронном аукционе на основании п.2 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ. Единой комиссией заказчика было установлено несоответствие указанных участников ограничениям, установленным п.2 (1.1.) Постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 г. N 102.
Не согласившись с данным решением заказчика, общество с ограниченной ответственностью "Стрикта" 09.07.2018 года направило жалобу в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок.
13.07.2018 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю принято решение N 06/2370-18, согласно которому антимонопольный орган решил:
1. Признать жалобу заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях комиссии заказчика нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
При этом антимонопольный орган исходил из того, что у заказчика отсутствовали основания для признания заявки ООО "Стрикта" несоответствующей требованиям документации о закупке.
Не согласившись с названным Решением Крымского УФАС в части п. 1, 3,4 заявитель обратился в суд с требованиями по настоящему делу.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ)
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержден Постановлением Правительства N 102.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 102) утвержден, в т.ч. медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2).
Как следует из документации об электронном аукционе (изв. N 0375200041418000180), его предметом является заключение контракта на поставку медицинских расходных материалов (системы для переливания растворов) по ОКПД2 32.50.50.000: Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие.
Указанные изделия включены в Перечень N 2, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102.
В разделе III Документации об электронном аукционе на право заключения Государственного Контракта на поставку медицинских расходных материалов (системы для переливания растворов) для нужд ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Крым" установлены следующие условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами: "В соответствии с Приказом Минэкономразвития России N 155 от 25.03.2014 В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 г. N102" (п. 7).
Согласно части 1 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Федерального закона N 44-ФЗ, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Пунктом 2(1.1) Постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) установлено, что для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень N 2, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее одной удовлетворяющей требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявки (окончательного предложения), которая одновременно:
- содержит предложение о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень N 2;
- подается организацией, включенной в реестр поставщиков указанных медицинских изделий, предусмотренный Правилами отбора организаций, реализующих в 2017 - 2024 годах комплексные проекты по расширению и (или) локализации производства медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, в целях осуществления конкретной закупки такой продукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. N 967 "Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ N 967 установлено, что при осуществлении конкретной закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в целях осуществления закупки указанной продукции федеральными государственными бюджетными учреждениями и государственными бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации, оказывающими медицинскую помощь в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - заказчики): а) поставщики указанной продукции определяются из числа организаций, реализующих в 2017 - 2024 годах комплексные проекты по расширению и (или) локализации производства медицинских изделий и включенных в реестр поставщиков, предусмотренный Правилами, утвержденными настоящим постановлением; б) заказчики руководствуются пунктами 1, 2(1.1), 2(2) и 2(3) Постановления Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При этом заказчики обязаны запросить у оператора электронной площадки все вторые части заявок, поданных его участниками, на участие в электронном аукционе, а оператор электронной площадки обязан направить заказчикам все вторые части таких заявок, а также документы этих участников, предусмотренные пунктами 2 - 6 и 8 части 2 статьи 61 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре его участников, получивших аккредитацию на электронной площадке; в) конкурсная (аукционная) комиссия заказчиков в обязательном порядке рассматривает все заявки на участие в конкурсе (аукционе) на наличие организаций в реестре поставщиков, предусмотренном Правилами, утвержденными настоящим постановлением. Вышеуказанный Реестр размещен на официальном сайте Минпромторга России.
Судом установлено, что на момент осуществления спорной закупки в предусмотренном Постановлением N 967 реестре содержится информация только об одной компании - АО "Группа Компаний "Медполимерпром".
При таких обстоятельствах, поскольку заявка АО "Группа Компаний "Медполимерпром" содержала предложение о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в Перечень N 2, заявка ООО "Стрикта" была правомерно признана единой комиссией заказчика не соответствующей требованиям, установленным документацией в электронной форме.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В настоящем случае оспариваемые положения решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 13.07.2018 по делу N 06/2370-18 не соответствуют закону и нарушают права Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по Республике Крым".
В связи с указанным, заявленные требования о признании пунктов 1, 2, 4 решения Крымского УФАС России по делу N 06/2370-18 от 13.07.2018 удовлетворены судом на законных основаниях.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю о том, что АО "Группа компаний "Медполимерпром" предложило товар иного производителя, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права, поскольку Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 связывает необходимость отклонения других заявок исключительно с фактом включения товара в Перечень N 2 и включения организации в Реестр поставщиков указанных медицинских изделий, на что прямо указано в пункте 2(1.1) данного Постановления.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Крым от 11 февраля 2019 года по делу N А83-11744/2018 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 11 февраля 2019 года по делу N А83-11744/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Яковлев |
Судьи |
А.Ю. Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.