Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 3 сентября 2019 г. N Ф09-5127/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
29 апреля 2019 г. |
Дело N А07-21483/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Бабиной О.Е. и Лукьяновой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ушаковой О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного автономного учреждения науки Республики Башкортостан "Башкирская энциклопедия" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14 февраля 2019 г. по делу N А07-21483/2018 (судья Фазлыева З.Г.).
В судебном заседании приняли участие представители: государственного автономного учреждения науки Республики Башкортостан "Башкирская энциклопедия" - Саламатов Ф.Б. (доверенность от 18.04.2017).
Некоммерческая организация фонд "Региональный оператор Республики Башкортостан" (далее - истец, НОФ "Региональный оператор РБ") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковым заявлением к государственному автономному учреждению науки Республики Башкортостан "Башкирская энциклопедия" (далее - ответчик, ГАУН РБ "Башэнциклопедия") о взыскании 291 125 руб. 12 коп. задолженности за период с октября 2014 г. по май 2018 г., 41 270 руб. 57 коп. пени.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - третье лицо, Минземимущество РБ). Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.02.2019 (резолютивная часть объявлена 07.02.2019) исковые требования удовлетворены. НОФ "Региональный оператор РБ" из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 18 руб.
Не согласившись с принятым решением суда, ГАУН РБ "Башэнциклопедия" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и прекратить производство по делу. Ответчик указывает, что он не является собственником помещений, где размещается учреждение, имеющиеся площади предоставлены ГАУН РБ "Башэнциклопедия" на праве оперативного управления. При этом, автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника имущества учреждения. Суд не дал правовую оценку доводам ответчика о том, что в аналогичном споре, когда плату за капитальный ремонт не вносят жильцы (пользователи) социального жилья г. Уфы, истец предъявил иск к надлежащему ответчику - муниципалитету г. Уфы.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы и требование апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Истец и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, от истца поступило ходатайство о рассмотрение дела в отсутствие своих представителей. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон. Отзывы на апелляционную жалобу в адрес суда не поступали.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, ГАУН РБ "Башэнциклопедия" на праве оперативного управления принадлежат помещения общей площадью 1272,4 кв., расположенные в многоквартирном доме, находящемся по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Революционная, д. 55: площадью 534, 5 кв.м., кадастровый номер 02:55:010501:526; площадью 52,9 кв.м., кадастровый номер 02:55:010501:591; площадью 77 кв.м., кадастровый номер 02:55:010501:592; площадью 102,8 кв.м., кадастровый номер 02:55:010501:605; площадью 111,4 кв.м., кадастровый номер 02:55:010501:595; площадью 22,6 кв.м., кадастровый номер 02:55:010501:596; площадью 30,2 кв.м., кадастровый номер 02:55:010501:597; площадью 80,8 кв.м., кадастровый номер 02:55:010501:598; площадью 128, 7 кв.м., кадастровый номер 02:55:010501:599, площадью 131,5 кв.м., кадастровый номер 02:55:010501:600.
Государственная регистрация права оперативного управления ГАУН РБ "Башэнциклопедия" произведена 21.02.2007 на основании выписки из реестра Государственного имущества Республики Башкортостан от 02.11.2006, акта приема-передачи N 650 от 29.08.2006, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости от 22.02.2018 N 99/2018/84305864 (л.д. 11). При этом, первоначально общая площадь переданного в оперативное управление ответчика объекта недвижимого имущества составляла 1 363 кв.м. Впоследствии, как пояснил представитель ГАУН РБ "Башэнциклопедия", на основании произведенной инвентаризации и уточнения площадей переданного в оперативное управление недвижимого имущества, в период с 2007 по 2017 г.г. произведена пообъектная регистрация права оперативного управления помещений, входящих в состав здания (л.д. 12-16, 31).
НОФ "Региональный оператор РБ" является специализированной организацией, обеспечивающей своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, созданной в организационно-правовой форме фонда в соответствии со статьями 167 и 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18.07.2013 N 312.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27.12.2013 N 634 "Об утверждении и актуализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" утверждена республиканская программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан.
В перечень программы включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. Революционная, д.55 (л/с 938281).
Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 4108 от 08.09.2014 "О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, не выбравших способ формирования фонда капитального ремонта" сформирован фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в том числе в отношении домов, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. Революционная, д.55 (л/с 938281).
Постановлениями Правительства Республики Башкортостан N 627 от 26.12.2013 и N 23 от 09.02.2015 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в зависимости от этажности многоквартирного дома по муниципальным районам и городским округам Республики Башкортостан" установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории города Уфа, а именно: для собственников помещений в многоквартирных домах до 6 этажей включительно - 5 руб. 20 коп. в месяц; для собственников помещений в многоквартирных домах свыше 6 этажей - 5 руб. 80 коп. в месяц.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома установлена частью 3 статьи 169 ЖК РФ и частью 3 статьи 4 Закона Республики Башкортостан от 28.06.2013 N 694-з "Об
организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан". Данная обязанность не вытекает из какого-либо договора, а является обязательной в силу закона. Срок платежа установлен до 10 числа месяца, следующего за истекшим, расчет количества дней просрочки производится с 11 числа и будет продолжаться до полного погашения суммы задолженности (включая день погашения).
Сумма задолженности ГАУН РБ "Башэнциклопедия" по взносам на капитальный ремонт имущества многоквартирного дома (с учетом уточнения) составляет 291 125 руб. 12 коп., исходя из площади находящихся в оперативном управлении помещений 1272, 4 кв.м.
В целях досудебного порядка урегулирования спора, истцом в адрес ответчика направлена претензия от 13.09.2017 (исх.N 2967-ю) с требованием погасить образовавшуюся задолженность, которая оставлена ГАУН РБ "Башэнциклопедия" без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что у собственника помещений в спорном многоквартирном доме имеется задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил.
Апелляционный суд при рассмотрении дела исходит из следующего.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Статьей 39 ЖК РФ также установлено, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
В силу части 3 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170, частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере. Таким образом, в силу общего принципа гражданского законодательства о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества, ЖК РФ устанавливает для всех собственников помещений в многоквартирном доме обязанность с момента возникновения у них права собственности на соответствующие помещения не только нести расходы на их содержание, но и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на него путем внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (часть 3 статьи 30, части 1, 3 статьи 158 ЖК РФ). В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П содержится правовая позиция, согласно которой действующее правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах имеет целью их поддержание в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, и тем самым - предотвращение причинения вреда как жизни, здоровью и имуществу собственников помещений и других граждан, проживающих в этих домах, так и жизни, здоровью и имуществу иных лиц (вследствие возможного разрушения или повреждения многоквартирных домов, их отдельных конструктивных элементов либо наступления иных обстоятельств, препятствующих их безопасной эксплуатации), то есть направлено на защиту конституционно значимых ценностей. Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, будучи обязательной платой за организацию и проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, не обладают признаком индивидуальной безвозмездности и предназначены для оплаты расходов на выполнение конкретных работ и оказание услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества (включая отдельные элементы строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома), в том числе по их восстановлению или замене в целях улучшения их эксплуатационных характеристик, и тем самым - для поддержания многоквартирного дома в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, что отвечает прежде всего интересам собственников помещений в таком доме. В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации. Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию. В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников. Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества, в том числе уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.10.2016 N 304-ЭС16-12914, от 13.10.2015 N 304-ЭС15-6285. Судом установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27.12.2013 N 634 "Об утверждении и актуализации республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" взносы на капитальный ремонт должны уплачиваться с октября 2014 г. Региональная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Республики Башкортостан, а также минимальные взносы на капитальный ремонт на 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 годы утверждены в установленном порядке. Согласно уточненному расчету истца сумма задолженности ответчика составила 291 125 руб. 12 коп. за период с октября 2014 г. по май 2018 г. Расчет судом проверен и признан арифметически верным. Отклоняя доводы подателя жалобы, суд апелляционной инстанции принимает во внимание положения части 3 статьи 158 ЖК РФ, согласно которым при переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерации, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимся предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме. Поскольку право оперативного управления на занимаемые ГАУН РБ "Башэнциклопедия" помещения возникло у ответчика 21.02.2007, то есть ранее заявленного истцом периода по взысканию взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за период с октября 2014 г. по май 2018 г., оснований для предъявления исковых требований к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не дал оценку доводам ответчика о том, что в аналогичном споре, когда плату за капитальный ремонт не вносят жильцы (пользователи) социального жилья г. Уфы, истец предъявил иск к муниципальному образованию г. Уфа Республики Башкортостан судом отклоняются как не имеющие правового значения при рассмотрении настоящего дела и основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Также истцом заявлено требование о взыскании пени за просрочку уплаты взносов на капитальный ремонт в размере 41 270 руб. 57 коп.
В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Согласно статье 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В соответствии с положениями пункта 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
По уточненному расчету истца размер неустойки за нарушение сроков исполнения обязательств по оплате за период с 14.10.2015 по 30.04.2018 составил 41 270 руб. 57 коп.
Расчет пеней судом проверен, признан арифметически верным, контррасчет ответчиком не представлен.
Поскольку наличие у ГАУН РБ "Башэнциклопедия" просрочки исполнения обязательства по оплате взносов на капитальный ремонт подтверждено представленными в дело доказательствами, в силу положений статей 309, 310, 330 ГК РФ начисление неустойки является правомерным. Оснований для снижения размера неустойки на основании положений статьи 333 ГК РФ не имеется.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные по приведенным выше мотивам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено. С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ГАУН РБ "Башэнциклопедия" - без удовлетворения.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14 февраля 2019 г. по делу N А07-21483/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного автономного учреждения науки Республики Башкортостан "Башкирская энциклопедия" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.