г. Санкт-Петербург |
|
29 апреля 2019 г. |
Дело N А26-11542/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6939/2019) индивидуального предпринимателя Кожевникова Александра Владимировича на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.01.2019 по делу N А26-11542/2018 (судья Таратунин Р.Б.), принятое
по заявлению индивидуального предпринимателя Кожевникова Александра Владимировича
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в лице территориального отдела в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах
о признании недействительным предписания
установил:
Индивидуальный предприниматель Кожевников Александр Владимирович (далее Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в лице территориального отдела в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах (далее Управление) от 19.07.2018 N 59.
Решением суда от 31.01.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Предприниматель просит отменить решение суда. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание Управления является неправомерным, в связи с чем у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленного Предпринимателем требования.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприниматель осуществляет деятельность по оказанию услуг общественного питания в ресторане быстрого питания "BURGER CLUB" в здании по адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Ленина, д. 3Б.
23.01.2018 по итогам внеплановой проверки исполнения санитарного законодательства по данном объекте главный специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах Баскакова С.А. выдала Предпринимателю предписание N 11, которым в срок до 18.06.2018 обязала исполнить требования Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.11.2001 N 31), в том числе указанные в пунктах 2.3, 3.3, 3.13, 4.4, 4.5, 5.1, 5.2, 6.1, 6.16, 8.1 и 8.21.
На основании распоряжения от 15.06.2018 N 590 Баскакова С.А. провела в отношении Предпринимателя внеплановую выездную проверку исполнения предписания N 11, по результатам которой составлен акт от 19.07.2018 N 590 о частичном невыполнении предписания.
19.07.2018 выдано оспариваемое предписание, которым Предприниматель повторно обязывался исполнить требования пунктов 2.3, 3.3, 3.13, 4.4, 4.5, 5.1, 5.2, 6.1, 6.16, 8.1 и 8.21 СП 2.3.6.1079-01.
Не согласившись с указанным предписанием Управления, Предприниматель оспорил его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Согласно пункту 2 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при выявлении нарушения санитарного законодательства должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
СП 2.3.6.1079-01 определяют основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников (пункт 1.1), распространяются на действующие организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, и являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией питания населения (пункт 1.2).
Предписанием N 59 Предприниматель обязывался выполнить следующие мероприятия в ресторане "BURGER CLUB":
- оборудовать производственное помещение (пищеблок) сливными трапами с уклоном пола к ним (пункт 1) в соответствии с пунктом 3.13 СП 2.3.6.1079-01;
- оборудовать локальными вытяжными системами с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения тепловое оборудование и моечные ванны, являющиеся источниками повышенных выделений влаги и тепла (пункт 2) в соответствии с пунктами 4.4 и 4.5 СП 2.3.6.1079-01;
- обеспечить достаточное количество моечных ванн (пункт 3) в соответствии с пунктами 3.3, 6.1, 6.16 и 8.21 СП 2.3.6.1079-01;
- обеспечить последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции (пункт 4) в соответствии с пунктами 2.3, 5.1, 5.2 и 8.1 СП 2.3.6.1079-01.
СП 2.3.6.1079-01 установлено и в акте проверки N 590 указано следующее:
1. Согласно пункту 3.13 раздела 3 "Требования к водоснабжению и канализации" СП 2.3.6.1079-01 все производственные цеха, моечные, дефростер, загрузочную, камеру хранения пищевых отходов следует оборудовать сливными трапами с уклоном пола к ним.
Ресторан "BURGER CLUB" состоит из обеденного зала с зоной заказа и выдачи готовых блюд и напитков (раздача), туалета для посетителей, однозального пищеблока, склада для хранения упаковок, подсобных помещений, гардероба для персонала. В обеденном зале в зоне раздачи оборудованы кассы, кассиры осуществляют прием заказов, формирование и выдачу заказов потребителям, прием от них денежных средств, приготовление и порционирование горячих и холодных напитков.
Пищеблок не оборудован сливными трапами с уклоном пола к ним.
2. Согласно пунктам 4.4 и 4.5 раздела 4 "Требования к условиям работы в производственных помещениях" СП 2.3.6.1079-01 производственные, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения оборудуются приточно-вытяжной механической вентиляцией в соответствии с требованиями действующих норм и правил. Оборудование и моечные ванны, являющиеся источниками повышенных выделений влаги, тепла, газов, оборудуются локальными вытяжными системами с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения.
Моечные ванны, установленные на пищеблоке ресторана "BURGER CLUB", в которых осуществляется мытье кухонной посуды и обработка плодовоовощной продукции, а также часть теплового оборудования (карамелизатор и духовой шкаф) на производственном столе у зоны приготовления и порционирования готовых блюд, являющиеся источниками повышенных выделений влаги и тепла, не оборудованы локальными вытяжными системами с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения.
3. Согласно пунктам 3.3, 6.1, 6.16 и 8.21 СП 2.3.6.1079-01 нормы расхода воды должны соответствовать таблицам 1 (нормы расхода воды на приготовление полуфабрикатов) и 2. Организации обеспечиваются достаточным количеством необходимого оборудования и предметами материально-технического оснащения. Мытье кухонной посуды производят в двухсекционных ваннах в определенной последовательности (сначала производится механическая очистка от остатков пищи, далее мытье щетками в воде с температурой не ниже 40 град. C с добавлением моющих средств и затем ополаскивание проточной водой с температурой не ниже 65 град. C). Очищенные картофель, корнеплоды и другие овощи во избежание потемнения, высушивания рекомендуется хранить в холодной воде не более 2 часов.
В акте проверки указано, что пищеблок ресторана оборудован только одной двухгнездной моечной ванной и раковиной для мытья рук. На пищеблок поступает необработанная плодоовощная продукция (лук репчатый, огурцы, томаты, салат, перец сладкий), имеется кухонная посуда, инвентарь, в том числе разделочный, тара, оборудование, подносы. В двухгнездной моечной ванне осуществляется как обработка и мытье плодовоовощной продукции, так и мытье кухонной посуды, инвентаря, тары и т.д.
4. Согласно пунктам 2.3, 5.1, 5.2 и 8.1 СП 2.3.6.1079-01 ориентация, размещение производственных и складских помещений, их планировка и оборудование должны обеспечивать соблюдение требований санитарного законодательства, технологических регламентов производства, качество и безопасность готовой продукции. Объемно-планировочные и конструкторские решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала. Набор и площади помещений должны соответствовать мощности организаций и обеспечивать соблюдение санитарных правил и норм. Для временного хранения готовых блюд до их реализации в организации общественного питания должны быть предусмотрены помещения, оборудованные холодильниками и стеллажами. При приготовлении блюд, кулинарных и кондитерских изделий необходимо строго соблюдать поточность технологических процессов.
В рамках проверки установлено, что объемно-планировочные решения производственных помещений ресторана "BURGER CLUB" и расположение технологического оборудования на пищеблоке не исключают перекрест встречных потоков сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Набор помещений ресторана не соответствует мощности организации и не обеспечивает соблюдение санитарных требований, поскольку отсутствуют отдельные складские помещения и холодильные камеры, предназначенные для хранения пищевых продуктов, продовольственного сырья и полуфабрикатов. Хранение запаса сырья осуществляется в холодильном и морозильном оборудовании непосредственно на пищеблоке. Тепловое оборудование пищеблока, в котором осуществляется приготовление готовых блюд из полуфабрикатов, расположено у производственного стола, на котором происходит порционирование готовых блюд и холодных закусок. Гриль для котлет из полуфабрикатов стоит рядом с грилем, в котором осуществляется подогрев уже готовых изделий. Оборудование для приготовления картофеля фри размещено рядом (через проход) со столом, на котором осуществляется порционирование готовых блюд и холодных закусок.
Доводы Предпринимателя о том, что пищевые отходы в помещениях ресторана не хранятся, приготовление пищи в ресторане не производится и, соответственно, нет необходимости оборудовать пищеблок сливом обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку требование, изложенное в пункте 3.13 СП 2.3.6.1079-01, является императивным.
Ссылки Предпринимателя о рекомендательном характере требований пунктов 4.4 и 4.5 СП 2.3.6.1079-01 также правомерно отклонены судом, поскольку такая позиция из содержания пункта 4.5 не следует.
В тоже время, в письмах от 09.10.2018 N 02/7628 и от 01.11.2018 N 08/1370-18 Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия указало об исключении пункта 2 из предписания N 59 (ввиду недоказанности оснований для оборудования карамелизатора, духового шкафа и моечной ванны локальными вытяжными системами) и отсутствии у Кожевникова А.В. обязанности по исполнению отраженных в нем мероприятий.
Федеральными законами "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не предусмотрен порядок внесения изменений в выданные предписания, а равно и возможность отзыва предписания в части. Вместе с тем, законодательство не запрещает контролирующему органу самостоятельно исключить из предписания часть возложенных на проверяемое лицо обязанностей посредством направления ему соответствующего уведомления, что и было сделано ответчиком в данном случае в вышеуказанных письмах.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что на момент рассмотрения настоящего спора оспариваемое предписание содержит только пункты 1, 3 и 4, фактические основания для признания недействительным пункта 2 предписания отсутствуют.
Доводы Предпринимателя о том, что имеющееся в ресторане "BURGER CLUB" оборудование и предметы материально-технического оснащения достаточны для обеспечения требований пунктов 3.3, 6.1, 6.16 и 8.21 СП 2.3.6.1079-0 поскольку, в частности, в ресторане применяется только одноразовая посуда, корнеплоды не используются, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку для обеспечения требований названных санитарных правил в ресторане следует установить еще не менее одной моечной ванны, так как одна ванна может использоваться только для мытья посуды, а в ресторан поступает необработанная плодоовощная продукция; в акте проверки N 590 указано о наличии кухонной посуды (то есть не одноразовой) и инвентаря, а также о нанесенной на моечную ванну маркировке: одно гнездо промаркировано "овощи", второе - "инвентарь". Сведений о подаче проверяемым лицом возражений на акт проверки в установленном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" порядке суду не представлено, о несоответствии действительности указанных в акте проверки обстоятельств не заявлено.
Ссылки Предпринимателя на исключение встречных потоков сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции вследствие особенностей технологии работы ресторана быстрого питания, в которой не используются сырое мясо и фарш, а применяются только полуфабрикаты правомерно отклонены судом, поскольку установленный при проверке порядок организации технологического процесса в ресторане "BURGER CLUB" в виде отсутствия отдельных складских помещений для хранения полуфабрикатов, расположения теплового оборудования и оборудования, на котором осуществляется приготовление картофеля фри, в непосредственной близости от места порционирования готовых блюд и холодных закусок, не исключают встречные потоки сырых полуфабрикатов и готовой продукции. Более того, весь технологический процесс происходит, по сути, в одном помещении, вследствие чего перекрестности потоков продукции как готовой, так и полуфабрикатов, не избежать.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что указанные в пунктах 2.3, 5.1, 5.2 и 8.1 СП 2.3.6.1079-01 требования направлены на обеспечение последовательности (поточности) технологических процессов, именно исключающей встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, и не дающей возможности появления таких потоков. В рассматриваемом же случае, как видно из акта проверки и фотографий к нему, возможность пересечения потоков полуфабрикатов и готовой продукции не исключается.
Довод Предпринимателя о неисполнимости оспариваемого предписания Управления суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал и обоснованно отклонил. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд не усматривает.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного Предпринимателем требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31 января 2019 года по делу N А26-11542/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кожевникова Александра Владимировича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-11542/2018
Истец: ИП Кожевников Александр Владимирович
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в г.Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах, Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия, Управлние Роспотребнадзора по Республике Карелия