город Воронеж |
|
29 апреля 2019 г. |
Дело N А48-10088/2018 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Малиной Е.В.,
без вызова сторон и назначения судебного заседания, в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 47,49 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве",
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Респект" на решение Арбитражного суда Орловской области от 31.01.2019 по делу N А48-10088/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Полинога Ю.В.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Респект" (ИНН 5751054249, ОГРН 1125740008646) к территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Орловской области (ИНН 5752035922, ОГРН 1055752008180) об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 29.10.2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Респект" (далее -Общество, ООО "Респект") обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Орловской области (далее -административный орган, Росздравнадзор) об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 29.10.2018.
Определением Арбитражного суда Орловской области от 26.11.2018 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 31.01.2019 в удовлетворении заявленных ООО "Респект" требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым решением суда заявитель ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств неисполнения ООО "Респект" в проверяемый период предписания N 32/18 от 06.07.2018 об устранении выявленных нарушений сроком исполнения до 31.08.2018.
Кроме того, Общество указывает, что Росздравнадзором была нарушена процедура привлечения его к административной ответственности, что непосредственно привело к нарушению его прав: тот факт, что акт проверки N 113 был вручен Обществу 25.10.2018, протокол об административном правонарушении N 53/18 был составлен 26.10.2018, а рассмотрение административного дела, по результатам которого было вынесено оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении, состоялось 29.10.2018, свидетельствует о фактическом лишении заявителя права на защиту; поданное ООО "Респект" с целью подготовки своей позиции ходатайство об ознакомлении с материалами административного дела Росздравнадзором рассмотрено не было, материалы административного дела для ознакомления не представлены.
В предложенный определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2019 срок (18.03.2019) территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Орловской области отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Согласно информации о документе дела отзыв поступил в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через систему электронной подачи документов "Мой Арбитр" 27.03.2019.
В соответствии с пунктом 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" арбитражный суд апелляционной инстанции после принятия апелляционной жалобы на решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, устанавливает разумный срок для представления отзыва на апелляционную жалобу и принимает постановление по итогам рассмотрения данной жалобы только после истечения указанного срока, но не позднее двух месяцев со дня ее поступления вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции (статьи 261, 262, 267, 271 АПК РФ).
Частью 4 статьи 228 АПК РФ предусмотрено, что если отзыв на исковое заявление, отзыв на заявление, доказательства и иные документы поступили в суд по истечении установленного арбитражным судом срока, они не рассматриваются арбитражным судом и возвращаются лицам, которыми они были поданы, за исключением случая, если эти лица обосновали невозможность представления указанных документов в установленный судом срок по причинам, не зависящим от них.
Поскольку в представленном суду апелляционной инстанции отзыве административным органом не приведено никаких причин, по которым указанный отзыв не мог быть направлен в адрес суда в установленный определением от 21.02.2019 срок, указанный документ судом апелляционной инстанции не рассматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Из материалов дела апелляционным судом установлено следующее.
На основании приказа Территориального органа Росздравнадзора по Орловской области от 05.06.2018 N П57-152/18 территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Орловской области в период с 08.06.2018 по 06.07.2018 в отношении ООО "Респект" была проведена внеплановая выездная проверка по лицензионному контролю медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"); государственному контролю за соблюдением органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья; государственному контролю за соблюдением осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований.
В ходе данной проверки были выявлены нарушения ООО "Респект" пунктов 4а, 4б, 4в, 4г, 4д, 4е, 5а, 5в, 5г лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")); приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации"; приказа Минздрава России от 05.05.2016 N 282н "Об утверждении Порядка проведения экспертизы профессиональной пригодности и формы медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ"; пункта 11 постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг"; приказа Минздрава России от 30.06.2016 N 441н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов"; приказа Минздрава России от 15.06.2015 N 344н "О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)" (вместе с "Порядком проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)", "Порядком выдачи медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами"); пп.2,4 статьи 10, статей 37, 38, части 3 статьи 63, пункта 4 части 2 статьи 65, пункта 7 части 1 статьи 79, пункта 12 части 1 статьи 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", что было отражено в акте проверки от 06.07.2018 N 73/18.
06.07.2018 ООО "Респект" было выдано предписание N 32/18 об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до 31.08.2018.
На основании распоряжения территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Орловской области от 04.10.2018 N П57-260/18 территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Орловской области в период с 12.10.2018 по 25.10.2018 в отношении ООО "Респект" была проведена внеплановая выездная проверка по контролю за исполнением ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений от 06.07.2018 N 32/18.
В ходе указанной проверки были выявлены нарушения ООО "Респект" обязательных требований, установленных пп. "а", "б", "д", "е", п. 4, пп. "а", "в", "г" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291; п. 11 постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг"; пп. 2, 4 ст. 10, ст. 37, 38, п. 7 ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", что было отражено в акте проверки от 25.10.2018 N 11318.
26.10.2018 территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Орловской области по результатам данной проверки был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
29.10.2018 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Орловской области в отношении ООО "Респект" было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, согласно которому Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ, Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Полагая, что должностными лицами территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Орловской области при вынесении 29.10.2018 постановления по делу об административном правонарушении были нарушены нормы материального и процессуального права, ООО "Респект" обратилось в Арбитражный суд Орловской области с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о доказанности состава вмененного Обществу административного правонарушения и об отсутствии обстоятельств, исключающих применение административной ответственности, признав оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для опровержения изложенных судом первой инстанции выводов по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Из части 7 указанной статьи следует, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки, в том числе, является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ установлено одно из оснований проведения внеплановой проверки - истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В рассматриваемом случае основанием для проведения административным органом проверки явилось истечение 01.09.2018 срока исполнения выданного ООО "Респект" 06.07.2018 предписания об устранении выявленных нарушений N 32/18, которое Обществом в судебном порядке обжаловано не было.
В апелляционной жалобе Общество законность основания для проведения внеплановой выездной проверки в период с 12.10.2018 по 25.10.2018 не оспаривает, ссылается на грубые нарушения административным органом процедуры привлечения его к административной ответственности, что, по его мнению, влечет неосновательность ссылок на материалы административного дела, а следовательно, недоказанность состава вменяемого ООО "Респект" административного правонарушения.
Оценивая доводы апелляционной жалобы о нарушении порядка привлечения общества к административной ответственности суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
В соответствии с частью 12 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.
Вопросы возбуждения дела об административном правонарушения, порядка рассмотрения дела об административном правонарушении регулируются исключительно нормами КоАП РФ.
Исходя из положений статей 2.1, 26.1 КоАП РФ, для привлечения к административной ответственности необходимо установить состав административного правонарушения, на основании доказательств, полученных при производстве по делу об административном правонарушении и отвечающих требованиям ст. 26.2 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 28.1 КоАП РФ событие административного правонарушения фиксируется в протоколе, который в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
Выявленные при непосредственном обнаружении должностным лицом правонарушения были зафиксированы в акте проверки N 113/18 от 25.10.2018, который, в свою очередь, послужил основанием фиксации правонарушения в протоколе от 26.10.2018.
Таким образом, из содержания вышеприведенных норм не следует, что предусмотренный Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ пятнадцатидневный срок для представления возражений на акт проверки препятствует составлению протокола об административном правонарушении в установленный законом срок.
Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий должностных лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.
Указанный вывод согласуется с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 05.07.2017 N 11-АД17-20.
Отклоняя довод Общества о не рассмотрении административным органом ходатайства ООО "Респект" об ознакомлении с материалами административного дела, а соответственно, лишении его права на защиту, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу положений статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
Законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается законным представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Статьей 25.1 КоАП РФ установлены права (гарантии) юридического лица при рассмотрении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом.
В силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В рассматриваемом случае протокол от 26.10.2018 был составлен в присутствии генерального директора ООО "Респект" Простаковой А.В., которой в соответствии с ее подписью в протоколе были разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ.
В своих объяснениях, отраженных в протоколе об административном правонарушении, Простакова А.В. просила предоставить ей для ознакомления материалы, послужившие доказательством административного правонарушения.
Между тем, ООО "Респект" не представлено доказательств невозможности ознакомления с материалами административного дела как непосредственно после составления 26.10.2018 протокола, так и в другое время. Воспрепятствование со стороны административного органа к ознакомлению заявителя материалами дела не подтверждено.
Кроме того, судом апелляционной инстанции принято во внимание то, что протокол от 26.10.2018 был составлен на основании акта проверки от 25.10.2018 N 113/18, с которым представитель ООО "Респект" был ознакомлен, о чем свидетельствует его подпись.
В силу части 2 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в акте проверки указываются:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии (часть 3 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки (часть 4 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Согласно подписи генерального директора ООО "Респект" Простаковой А.В. ей был получен копия акта проверки от 25.10.2018 N 113/18 со всеми приложениями.
Прилагаемыми к акту документы согласно акту проверки являются Приложение N 1 к акту N 113/18 от 25.10.2018, материалы и документы проверки, доверенность от 08.08.2018 б/н.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ООО "Респект" было ознакомлено со всеми материалами проверки, на основании которых был составлен акта проверки, а затем составлен протокол об административном правонарушении, в связи с чем поданное при составлении протокола ходатайство об ознакомлении с материалами административного дела было направлено на необоснованное затягивание процесса рассмотрения административного дела.
Ссылка Общества на то, что административным органом не было рассмотрено его ходатайство об отложении рассмотрения дела, также в материалах дела своего подтверждения не находит.
Рассмотрение дела об административном правонарушении ООО "Респект" было назначено на 29.10.2018 на 14 час.00 мин., ходатайство об отложении рассмотрения дела до начала его рассмотрения (то есть до 14.00 час.) от ООО "Респект" не поступало, что следует из распечатки электронной почты административного органа.
В связи с вышеизложенным довод заявителя апелляционной жалобы о лишении его возможности реализовать свои процессуальные права и защищать свои интересы подлежит отклонению как необоснованный, бесспорные доказательства того, что заявитель был лишен права на защиту и представление возражений, в деле отсутствуют.
Как следует из оспариваемого постановления от 29.10.2018, Обществу вменяется в вину неисполнение предписания от 06.07.2018 N 32/18.
В соответствии с частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, образует невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа.
Учитывая диспозицию части 21 статьи 19.5 КоАП РФ, суд должен установить факт законности выданного заявителю предписания Территориального органа Росздравнадзора по Орловской области, за неисполнение которого заявитель был привлечен к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Как следует из материалов дела, в результате проведенной в период с 08.06.2018 по 06.07.2018 в отношении ООО "Респект" проверки, по результатам которой Обществу было выдано 06.07.2018 предписание об устранении нарушений N 32/18, было установлено, что ООО "Респект" нарушены пункты 4а, 4б, 4в, 4г, 4д, 4е, 5а, 5в, 5г лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")); приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации"; приказ Минздрава России от 05.05.2016 N 282н "Об утверждении Порядка проведения экспертизы профессиональной пригодности и формы медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ"; пункт 11 постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг"; приказа Минздрава России от 30.06.2016 N 441н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов"; приказ Минздрава России от 15.06.2015 N 344н "О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)" (вместе с "Порядком проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)", "Порядком выдачи медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами"); пп.2,4 статьи 10, статей 37, 38, части 3 статьи 63, пункт 4 части 2 статьи 65, пункт 7 части 1 статьи 79, пункт 12 части 1 статьи 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В результате проведенной в период с 12.10.2018 по 25.10.2018 в отношении ООО "Респект" проверки, по результатам которой Общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ, было установлено, что ООО "Респект" по-прежнему нарушаются обязательные требования, установленные пп. "а", "б", "д", "е", п. 4, пп. "а", "в", "г" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291; п. 11 постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг"; пп. 2, 4 ст. 10, ст. 37, 38, п. 7 ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", что было отражено в акте проверки от 25.10.2018 N 11318.
Согласно пункту 11 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования; лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, определен порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково".
Медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации (пункт 3 Положения).
В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе, являются наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям; наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке; наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием); наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности.
Как следует из материалов дела, ООО "Респект", в соответствии с лицензией N ЛО-57-01-000786 от 02.02.2015, выданной Департаментом здравоохранения Орловской области, осуществляет медицинскую деятельность по адресам: 302006, Орловская обл., г. Орел, ул. Московская, д. 63 г, лит. М, пом. 3 (третий этаж); 302006, Орловская обл., г. Орел, ул. Московская, д. 63 г, лит. М, пом. 2, к. N 1, N 1а (второй этаж).
В ходе проверки из объяснений генерального директора ООО "Респект" Простаковой А.В. было установлено, что по адресу: 302006, Орловская область, г. Орел, ул. Московская, д. 63г, лит. М, пом. 2, к. N 1, N 1а Общество медицинскую деятельность не осуществляет (в указанных помещениях лицензией предусмотрено осуществление медицинской деятельности по рентгенологии).
Следовательно, вся медицинская деятельность Обществом осуществляется только по адресу: 302006, Орловская область, г. Орел, ул. Московская, д. 63 г, лит. М, пом. 3 (третий этаж).
Нежилым помещением по адресу: 302006, Орловская обл., г. Орел, ул. Московская, д. 63 г, лит. М, пом. 3 Общество владеет на основании договора аренды нежилого помещения, заключенному 03.03.2013 между Ефременко И.Л. и ООО "Респект".
Однако, в ходе проверки было установлено, что объект недвижимости по адресу: Орловская область, г. Орел, ул. Московская, д 63, лит. М, пом. 3 в соответствии с соглашением от 11.08.2014 разделен между собственниками Ибоян М.А. и Ефременко И.Л. на три отдельных объекта права:
г. Орел, ул. Московская, д. 63 г, пом. 3, кадастровый номер 57:25:0030503:553, помещение площадью 74 кв.м, собственник Чолоян Р.Д. (в собственность к Чолояну Р.Д. нежилое помещение перешло на основании договора дарения от 13 января 2018);
г. Орел, ул. Московская, д. 63 г, пом. 3А, кадастровый номер 57:25:0030503:555, помещение площадью 76,7 кв.м, собственник Ефременко И.Л.;
г. Орел, ул. Московская, д. 63 г, пом. 3В, кадастровый номер 57:25:0030503:554, площадью 31,8 кв.м, общая долевая собственность Ибоян М.А. и Ефременко И.Л.
В договор аренды нежилого помещения от 03.03.2013 изменения не вносились. Доказательств иного Обществом в нарушение статьи 65 АПК РФ представлено не было.
Таким образом, после раздела объекта по адресу: Орловская область, г. Орел, ул. Московская, д. 63 г, лит. М, пом. 3 принадлежность Обществу занимаемых им помещений, находящихся на третьем этаже, соответствующими документами не подтверждена. Необходимые документы ООО "Респект" представлены не были.
Также в ходе проверки было установлено, что ООО "Респект" не располагает помещениями для работы по рентгенологии, а также для осуществления медицинской деятельности по сестринскому делу (процедурный кабинет для забора необходимых анализов).
В обоснование доводов об отсутствии необходимости данных помещений Обществом были представлены договоры на оказание платных медицинских услуг, заключенные ООО "Респект" с ООО "Медицинский центр "Альтаир", ООО "МедиСкан", 24.10.2018 был представлен договор на оказание платных медицинских услуг от 23.10.2018, заключенный ООО "Респект" с ООО "Клиника "Диксион-Орел" (т.2 л.д.11-15).
Между тем, ООО "Медицинский центр "Альтаир" на запрос Росздравнадзора от 24.10.2018 сообщило, что договор на оказание платных услуг N б/н от 10.01.2017, заключенный ООО "Медицинский центр "Альтаир" с ООО "Альтаир", не исполнялся (т.1 л.д.152).
В представленных письменных пояснениях N 81 от 22.10.2018 ООО "Респект" подтвердило факт наличия трудовых отношений с врачом-специалистом рентгенологом (т.2 л.д.20): Еремин Александр Леонидович на основании трудового договора от 07.02.2017 N 9 принят врачом-рентгенологом, Пискарева Екатерина Николаевна на основании трудового договора от 09.01.2018 принята медицинской сестрой, имеет сертификат по рентгенологии.
При этом, по данным медицинской документации, пациентам ООО "Респект" в ООО "Респект" проводилась флюорография и производился забор клинического материала для лабораторных исследований.
Так, в ООО "Респект" была проведена флюорография пациентам Селиховой Т.Е. (03.10.2018), Новиковой Е.А. (03.10.2018), Кулешовой Н.М. (04.10.2018), Лякишевой П.А. (04.10.2018), Гришаевой Н.В. (03.10.2018).
Согласно договору оказания платных медицинских услуг по профосмотрам от 01.02.2016 N 01/02/16, заключенному между ООО "Респект" и ООО "Лаборатория "СанаТест", в ООО "Лаборатория "СанаТест" проведены лабораторные исследования биоматериалов следующих граждан: Селиховой Т.Е., Новиковой Е.А., Кулешовой Н.М., Лякишева Е.А., Гришаевой Н.В.
Между тем, согласно указанному договору ООО "Лаборатория "СанаТест" не проводит забор проб на выполнение лабораторных исследований клинического материала пациентов, а обеспечивает ООО "Респект" расходными материалами, бланками направлений, индивидуальными штрих-кодами.
Оценив все вышеназванные обстоятельства, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что нарушения пп. "а" п.4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, ООО "Респект" не устранены.
В ходе проверки также было установлено отсутствие в ООО "Респект" медицинского оборудования необходимого для выполнения работ и услуг по профилям: "акушерство-гинекология", "хирургия", "рентгенология", а также отсутствие ряда медицинского оборудования, необходимого для выполнения работ и услуг в установленном порядке по профилям: "офтальмология", "неврология", "терапия", "психиатрия-наркология", "оториноларингология". Медицинское оборудование, имеющееся на момент проверки, перечислено в актах обследования от 12.10.2018 (т.1 л.д.130), 23.10.2018 (т.1 л.д.131-134) и подтверждается фотоматериалом к указанным актам (т.2 л.д.68-105).
Кроме того, в ходе внеплановой выездной проверки в ООО "Респект" повторно были выявлены медицинские изделия с истекшим сроком годности, которые находились среди других медицинских изделий, предназначенных для использования по назначению. Между тем, медицинские изделия с истекшим сроком годности не могут использоваться в медицинской деятельности, поскольку это является нарушением статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ.
Согласно имеющейся у ООО "Респект" лицензии N ЛО-57-01-000786 от 02.02.2015, Общество осуществляет, в том числе, следующие виды медицинской деятельности:
1. При оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги):
1.1. при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по:
1.1.2. функциональной диагностике.
1.3. при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по:
1.3.5. акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий).
Согласно пунктам 2, 4 статьи 10 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
В ходе проверки было установлено отсутствие работника, заключившего трудовой договор с ООО "Респект" и имеющего соответствующее образование, необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) по функциональной диагностике, при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях.
Кроме того, в ходе проверки не была подтверждена квалификация врача-акушера-гинеколога Фандеевой E.П. (документы об образовании не были представлены), а также наличие трудовых отношений указанного работника с ООО "Респект" (трудовой договор, заключенный между ООО "Респект" и Фандеевой Е.П., представлен не был).
Также в ходе проверки ООО "Респект" не была подтверждена в установленном законом порядке техническая исправность имеющегося в его распоряжении медицинского оборудования: УЗИ аппарата ДП-50, электрокардиографа, офтальмоскопа PICCOLIGHT Е50 KaWe; таблицы Сивцева с осветителем; весы Omron; компактной системы электроэнцефалографической Компакт-Нейро; электрокардиографа ЭК-12Т 01- "Р-Д"; УЗИ аппарата переносной с датчиками ДП-50.
Из записей страницы представленного ООО "Респект" журнала (без названия) следует, что проверка технического состояния оборудования проводилась, последняя запись датирована 27.06.2018. Однако, перечень медицинского оборудования, техническое состояние которого проверено, не указан. Акты выполненных работ представлены не были.
Следовательно, нарушения пп. "б", "в", "е" п.4 Положения о лицензировании медицинской деятельности Обществом не устранены.
В соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также:
а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи;
б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
в) соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг;
в(1)) соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения;
г) повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет.
В нарушение пп. "а" п. 5 указанного Положения ООО "Респект" по-прежнему не обеспечило в соответствии со стандартами оснащения, утвержденными приказами Минздрава России, оснащение медицинским оборудованием кабинетов врача-акушера-гинеколога, врача-офтальмолога, врача-невролога, врача-хирурга, врача-отоларинголога, врача-терапевта, врача-психиатра-нарколога.
Обществом в целях обоснования отсутствия необходимости такого оснащения были представлены договоры оказания платных медицинских услуг, заключенные ООО "Респект" с ООО "Лаборатория "СанаТест", ООО "Медицинский центр "Альтаир", ООО "Орловская Глазная Клиника", БУЗ Орловской области "ООВФД", ООО "Первый дневной стационар", ООО "Диагностический Медицинский центр".
Между тем, в ходе рассмотрения административного дела Росздравнадзором было установлено, что исполнение по указанным договорам не осуществлялось (ответ БУЗ Орловской области "ООВФД" ИСХ N 992 от 18.10.2018 - т.1 л.д.149, ответ ООО "Медицинский центр "Альтаир" - т.1 л.д.152, ответ ООО "Орловская Глазная Клиника" Исх. N 9 от 24.10.2018 - т.2 л.д.3, ответ ООО "Диагностический Медицинский центр" - т.2 л.д.5).
Более того, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что наличие у ООО "Респект" договоров на оказание услуг с медицинскими организациями, имеющими лицензию на право осуществления медицинской деятельности, не может расцениваться как соблюдение Обществом лицензионных требований.
Представленные договоры не порождают у ООО "Респект" право законного владения какими-либо помещениями и медицинскими изделиями, не отменяют необходимость заключения трудовых договоров со специалистами.
Положением о лицензировании медицинской деятельности не предусмотрена возможность освобождения лицензиата от соблюдения лицензионных требований по видам медицинской деятельности, на которые у лицензиата заключены договоры со сторонними организациями.
У ООО "Респект" имеется лицензия на осуществление медицинской деятельности, действие которой не прекращено и не приостановлено ни по одному из видов медицинской деятельности.
Также в ходе проверки Росздравнадзор был лишен возможности проверить соблюдение Обществом требования о повышении квалификации специалистов Пискаревой Е.Н., Фандеевой Е.П., Попова С.В. не реже 1 раза в 5 лет ввиду отсутствия соответствующих документов.
В нарушение пункта 11 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006, на сайте ООО "Респект" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (т.2 л.д.106-150, т.3 л.д.1-20), а также на информационных стендах отсутствуют: полный перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа; сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты; сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предписание об устранении выявленных нарушений от 06.07.2018 N 32/18 в установленный срок (31.08.2018) ООО "Респект" исполнено не было.
С учетом изложенного выводы суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ, являются верными. Имеющиеся в деле доказательства суд апелляционной инстанции находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении выявленного административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения требований действующего законодательства, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
Изложенные обстоятельства позволяют прийти к выводу о наличии в действиях ООО "Респект" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ. Оснований для иных выводов и имеющихся материалов дела не усматривается.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, решение Арбитражного суда Орловской области от 31.01.2019 по делу N А48-10088/2018 является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба ООО "Респект" - не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате заявителем государственной пошлины по жалобе на основании части 5 статьи 30.2, части 3 статьи 30.9 КоАП РФ и статьи 208 АПК РФ не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 31.01.2019 по делу N А48-10088/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Респект" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.