г. Санкт-Петербург |
|
30 апреля 2019 г. |
Дело N А21-8875/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
от 3-го лица: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7218/2019) Министерства социальной политики Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.01.2019 по делу N А21-8875/2018 (судья Д.В.Широченко), принятое
по иску Калининградского регионального благотворительного общественного Фонда реабилитации и социальной адаптации наркозависимых "Орехово"
к Министерству социальной политики Калининградской области
3-е лицо: 1) ОГКУ "Центр социальной поддержки населения";
2) Министерство финансов Калининградской области
о взыскании субсидии
установил:
Калининградский региональный благотворительный общественный Фонд реабилитации и социальной адаптации наркозависимых "Орехово" (далее - истец, Фонд) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Калининградской области в лице Министерства социальной политики Калининградской области (далее - ответчик, Министерство) о взыскании с Калининградской области субсидии в размере 273 113 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Областное государственное казенное учреждение Калининградской области "Центр социальной поддержки населения", Министерство финансов Калининградской области.
Решением суда от 28.01.2019 в удовлетворении ходатайства Министерства социальной политики Калининградской области о приостановлении производства по делу N А21-8875/2018 - отказано, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Министерство направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Податель жалобы указывает, что истцом не был соблюден порядок обращения для получения субсидий. Кроме того, не согласен с выводами суда о том, что денежные средства необходимо взыскать с Калининградской области в лице Министерства социальной политики Калининградской области за счет казны Калининградской области.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, истцом была получена индивидуальная программа предоставления социальных услуг от 19 декабря 2016 года N 1157-01/07, подготовленная Управлением социальной поддержки населения Комитета по социальной политике администрации городского округа "Город Калининград" для реабилитации гражданки Российской Федерации Никитиной Юлии Анатольевны, нуждающейся в социальной реабилитации.
10 мая 2018 года истец обратился в Областное государственное казенное учреждение Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение поставщиком затрат, связанных с предоставлением социальных услуг получателям с приложением полного комплекта документов, как того требуют положения Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ).
Представленный Фондом комплект документов соответствует и Порядку выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Калининградской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), утвержденному приказом Правительства Калининградской области от 02 декабря 2014 года N 807.
Письмом (исх. от 15 июня 2018 года N 1046) Областное государственное казенное учреждение Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" отказало истцу в предоставлении субсидии со ссылкой на Порядок предоставления субсидии в редакции постановления Правительства Калининградской области от 03 ноября 2017 года N 588, в частности, на необходимость заключения соглашения о предоставлении субсидии путем обращения в Министерство социальной политики Калининградской области.
Истец 13 июня 2018 года направил в адрес ответчика и Областного государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" претензии о выплате субсидии в размере 273 113 рублей.
Какого-либо результата указанные обращения не принесли, а письмом (исх. от 21 июня 2018 года) Областное государственное казенное учреждение Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" информировало Фонд о том, что оно не имеет правовых оснований по приему направленных истцом документов с целью получения средств субсидии.
Посчитав такой отказ неправомерным и необоснованным, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с Калининградской области субсидии в размере 273 113 рублей.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, признал иск обоснованным как по праву, так и по размеру и удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В части 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ) определено, что финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.
Если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 8 статьи 30 Закона N 442-ФЗ).
Статьями 4 и 5 Закона Калининградской области от 11.11.2014 N 358 "О регулировании социального обслуживания граждан в Калининградской области" определены полномочия Правительства Калининградской области в сфере социального обслуживания и полномочия уполномоченного органа государственной власти Калининградской области в сфере социальной защиты населения, которым является Министерство.
Правительством Калининградской области принято постановление от 02.12.2014 N 807, которым утвержден Порядок выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Калининградской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа) (далее - Порядок N 807).
Порядок N 807 устанавливает правила выплаты за счет средств областного бюджета компенсации в форме субсидии юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям - поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Калининградской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), то есть не являются государственными или муниципальными учреждениями социального обслуживания, и определяет общие положения о предоставлении субсидии, условия и порядок предоставления субсидии, требования к отчетности.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что Фонд включен в реестр поставщиков социальных услуг, а следовательно, имеет право на получение субсидии.
Согласно пункту 4 Порядка N 807 предоставление субсидии поставщикам социальных услуг осуществляется Министерством социальной политики Калининградской области.
В силу пункта 17 Порядка N 807 для получения субсидии поставщик социальных услуг, с которым заключено Соглашение, не позднее пятнадцатого рабочего дня месяца, следующего за месяцем прекращения предоставления социальных услуг, представляет в Министерство следующие документы:
1) заявление о предоставлении субсидии на возмещение поставщику социальных услуг затрат, связанных с предоставлением социальных услуг получателям, по форме согласно приложению N 4 к настоящему порядку (далее - заявление);
2) уточненный список получателей социальных услуг по форме согласно приложению N 2 к настоящему порядку, с приложением копий следующих документов, заверенных поставщиком социальных услуг:
- индивидуальных программ предоставления социальных услуг получателям социальных услуг;
- договоров с получателями о предоставлении им социальных услуг;
- актов о предоставлении социальных услуг, подтверждающих фактический объем услуг;
3) уточненную справку-расчет размера субсидии по форме согласно приложению N 3 к настоящему порядку.
Пунктом 15 Порядка предусмотрены следующие основания для отказа в предоставлении субсидии:
1) невыполнение поставщиком социальных услуг условий договора с получателями о предоставлении им социальных услуг;
2) представление неполного пакета документов, указанных в пункте 10 настоящего порядка, и (или) недостоверных сведений;
3) несоответствие документов, представленных заявителем, требованиям, предусмотренным пунктом 10 настоящего порядка.
Как следует из материалов дела, Фонду отказано в предоставлении субсидии в связи с необходимостью заключения соглашения о предоставлении субсидии путем обращения в Министерство социальной политики Калининградской области.
Вместе с тем из материалов дела следует, что Договор на предоставление социальных услуг заключен 19.12.2016.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела пожтверждается, что социальные услуги в соответствии индивидуальной программой предоставления социальных услуг оказаны гражданке Российской Федерации Никитиной Юлии Анатольевне, о чем свидетельствует подписанный сторонами акт о предоставлении социальных услуг от 18 декабря 2017 года. Стоимость оказанных истцом социальных услуг составила 273 113 рублей и не опровергнута ответчиком в ходе рассмотрения дела.
Учитывая позицию Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенную в пункте 16 постановления Пленума от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 23), суд пришел к правильному выводу о том, что взыскиваемая истцом сумма предъявлена в качестве убытков (статьи 15, 16, 1069 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 16-19 Постановления N 23, в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категории потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что взыскиваемая истцом сумма 273 113 руб. обоснованна как по праву, так и по размеру, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
По смыслу части 1 Порядка субсидия (компенсация) выплачивается поставщикам социальных услуг за счет средств областного бюджета.
Согласно пункту 12.1 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 14 Положения о Министерстве социальной политики Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 28.10.2005 N 13 Министерство социальной политики Калининградской области осуществляет полномочия главного распорядителя средств областного бюджета в установленной настоящим положением сфере деятельности, в том числе: отвечает от имени Калининградской области по денежным обязательствам Министерства и денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Кроме того, обязанность по предоставлению субсидий возложена на Министерство социальной политики Калининградской области также пунктом 4 Порядка N 807.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что возмещение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг получателям, возлагается на Калининградскую область в лице Министерства социальной политики Калининградской области за счет казны Калининградской области.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения апелляционным судом не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем в апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28 января 2019 года по делу N А21-8875/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной политики Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.