г. Воронеж |
|
30 апреля 2019 г. |
Дело N А36-10164/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 апреля 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Алфёровой Е.Е., |
судей |
Коровушкиной Е.В., |
|
Афониной Н.П., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Шабановой Н.В.,
при участии:
от Государственного (областного) бюджетного учреждения "Управление государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области": Емельянов В.А. представитель по доверенности б/н от 28.03.2019; Козубенко В.А. представитель по доверенности б/н от 28.03.2019; Дремов Р.Ю. представитель по доверенности б/н от 13.02.2019;
от общества с ограниченной ответственностью "Независимость": Мещерякова О.Н. представитель по доверенности б/н от 13.09.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного (областного) бюджетного учреждения "Управление государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 28.01.2019 по делу N А36-10164/2018 (судья Дегоева О.А.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Независимость" (ОГРН 1164827054281, ИНН 4826122708) к Государственному (областному) бюджетному учреждению "Управление государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области" (ОГРН 1104823013844, ИНН 4826074733) о взыскании 427 133,91 руб. задолженности по контракту N01462000020169000851-0060563-01 от 23.06.2016, а также 11 543 руб. судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Независимость" (далее - ООО "Независимость", истец) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением к Государственному (областному) бюджетному учреждению "Управление государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области" (далее - ГБУ "Управление государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области", ответчик) о взыскании 163 906,71 руб. задолженности по контракту N 01462000020169000851 -0060563-01 от 23.06.2016.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 28.01.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на то, что у заявителя отсутствовала необходимость в увеличении объема оказанных услуг с их последующей оплатой, кроме того между сторонами не заключалось соглашения об изменении контракта N 0146200002016000851-0060563-01.
От ООО "Независимость" поступили письменные пояснения, которые суд приобщил к материалам дела.
От ГБУ "Управление государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области" поступили письменные пояснения, которые суд приобщил к материалам дела.
На основании ст. ст. 159, 184, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд отказал в удовлетворении ходатайства ГБУ "Управление государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области" о приобщении к материалам дела копии счета на оплату N 16 от 08.09.2016, копии счета на оплату N 17 от 05.10.2016, копии счета на оплату N 20 от 09.11.2016, копии счета на оплату N 25 от 02.12.2016 ввиду отсутствия правовых оснований.
Заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Независимость" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил суд оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 23.06.2016 года по результатам проведения открытого конкурса был заключен контракт N 0146200002016000851-0060563-01 от 23.06.2016 на оказание услуг по обеспечению функционирования мобильных комплексов фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения в соответствии с которым истец (исполнитель) взял на себя обязательства оказывать ответчику (заказчику) услуги по обеспечению функционирования мобильных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД в соответствии с заданием (приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью контракта, а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги (п. 1.1 контракта).
Оплата услуг производится заказчиком за счет средств областного бюджета путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя ежемесячно по факту оказания услуг в размере определенном пропорционально объему оказанных услуг на основании стоимости нормо-часа и графика расстановки комплексов) в течение 10 банковских дней после подписания акта оказанных услуг и представления документов на оплату. Услуги должны оказываться в период с 01.07.2016 года по 27.12.2016 года на территории г. Липецка и Липецкой области (п. п. 2.3, 3.1 контракта). Приемка оказанных услуг осуществляется Заказчиком ежемесячно, по факту оказания услуг путем подписания акта оказанных услуг (приложение N 3), предоставленного исполнителем. Акт предоставляется с учетом выявленных заказчиком замечаний, указанных в проведенном анализе работы комплексов за отчетный период и в соответствии с перечнем мест установки комплексов (п. 5.1).
Цена контракта составляет 9 941 977, 32 руб., является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, установленных действующим законодательством Российской Федерации (п. 2.1 - 2.2 контракта).
В соответствии с приложением N 1 к контракту (т. 1 л.д. 16-27) исполнитель обязан обеспечить ежедневное бесперебойное функционирование оборудования, оказывать услуги по обеспечению функционирования 40 комплексов и осуществлять постоянный контроль за работой оборудования на месте дислокации 6 часов в сутки в течение смены (в соответствии с графиком сменности оператора, установленным заказчиком) 7 дней в неделю, продолжительность рабочей смены оператора установлена на уровне 8 часов (43200 часов функционирования 40 комплексов в течение срока периода) оказания услуг (расчет часов: 180 дней с 01.07.2016 года по 27.12.2016 года) х 6 часов (минимальное время функционирования одного комплекса в день) = 1080 часов (время функционирования 1 комплекса за период с 01.07.2016 года по 27.12.2016 года - 1080 часов х 40 комплексов = 43200 часов (время функционирования 40 комплексов за период с 01.07.2016 года по 27.12.2016 года). Время функционирования 1 комплекса/40 комплексов в июле - не менее 186/7440 часов, августе - не менее 186/7440 часов, сентябре - не менее 180/7200 часов, октябре - не менее 186/7440 часов, ноябре - не менее 180/7200 часов, декабре - не менее 162/6480 часов (п. 7 т. 1 л.д. 16-19).
Приемка оказанных услуг осуществляется ответчиком (заказчиком) ежемесячно по факту оказания услуг путем подписания акта оказанных услуг (приложение N 3) предоставленного исполнителем (истцом). Акт предоставляется с учетом выявленных заказчиком замечаний. Указанных в проведенном анализе работы комплексов за отчетный период и в соответствии с перечнем мест установки комплексов. Акт подписывается заказчиком в срок, не позднее рабочего дня, следующего за днем завершения экспертизы (п. п. 5.1 - 5.2 контракта).
На основании анализа работы комплексов, ООО "Независимость" в адрес Г(О)БУ "Управление ГПСС Липецкой области" были направлены двухсторонне-подписанные акты приемки оказанных услуг с указанием мест расстановки комплексов и фактического времени функционирования комплексов на местах:
- за отчетный период с 01.08.2016 по 31.08.2016 акт N 2 от 08.09.2016 на сумму 1680 882, 74 руб. (по фактически отработанному времени 6,29 ч.) без учета вычета 17 327,26 руб. (в связи с выявлением недостатков в работе операторов);
- за отчетный период с 01.09.2016 по 30.09.2016 акт N 3 от 05.10.2016 на сумму 1595 533,37 руб. (по фактически отработанному времени 6,17 ч.) без учета вычета 4 871,03 руб. (в связи с выявлением недостатков в работе операторов);
- за отчетный период с 01.10.2016 по 31.10.2016 акт N 4 от 09.11.2016 на сумму 1634 267,96 руб. (по фактически отработанному времени 6,16 ч.) без учета вычета 3 444,39 руб. (в связи с выявлением недостатков в работе операторов);
- за отчетный период с 01.11.2016 по 30.11.2016 акт N 5 от 02.12.2016 на сумму 1 842 590,40 руб. (по фактически отработанному времени 7 ч.).
Вместе с тем, ответчиком оказанные услуги оплачены не в полном объеме:
- за отчетный период с 01.08.2016 по 31.08.2016 платежным поручением N 2979 от 14.09.2016 перечислена сумма 1 586 058,50 руб., т.е. недоплачено 77 496, 98 руб.;
- за отчетный период с 01.09.2016 по 30.09.2016 платежным поручением N 3322 от 11.10.2016 перечислена сумма 1 546 701, 13 руб., т.е. недоплачено 43 961,21 руб.;
- за отчетный период с 01.10.2016 по 31.10.2016 платежным поручением N 3791 от 11.11.2016 перечислена сумма 1 588 375, 05 руб., т.е. недоплачено 42 448, 52 руб.;
- за отчетный период с 01.11.2016 по 30.11.2016 перечислена сумма 1 579 363,20 руб., т.е. недоплачено 263 227,20 руб.
05.04.2018 истец направил в адрес ответчика претензию с требованием об оплате образовавшейся задолженности.
Неисполнение требование претензии послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Липецкой области с иском..
Исходя из правовой природы отношений, вытекающих из спорного договора, к возникшему спору подлежат применению нормы главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездном оказании услуг, а также положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии со ст. 307, 309 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом. По общему правилу только надлежащее исполнение прекращает обязательство (ст. 408 ГК РФ).
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность заказчика по оплате оказанных ему услуг в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Договор возмездного оказания услуг не предполагает материального результата действия, в связи с чем, в обязанности исполнителя входит совершение определенных сторонами действий либо осуществление определенной деятельности, которые заказчик обязан оплатить.
В подтверждение фактически оказанных услуг истец представил в материалы дела подписанные в двустороннем порядке акты приемки оказанных услуг с указанием мест расстановки комплексов и фактического времени функционирования комплексов на местах за соответствующие периоды.
Частично оплатив оказанные услуги, ответчик сослался на отсутствие необходимости в увеличении объема оказанных услуг с их последующей оплатой, кроме того ссылался на то, что между сторонами не заключалось соглашения об изменении объема выполняемых услуг с их последующей оплатой по контракту N 0146200002016000851-0060563-01.
Суд апелляционной инстанции считает заявленные возражения ответчика законными и обоснованными ввиду следующего.
Положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" регулируют отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ цена государственного контракта является твердой, устанавливается на весь срок его исполнения и может быть изменена только дополнительным соглашением в прямо предусмотренных законом случаях, например, при увеличении предусмотренного контрактом объема работ не более чем на десять процентов, если документацией о закупке и контрактом предусмотрено такое увеличение (подпункт "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, фактическое выполнение исполнителем работ, не предусмотренных контрактом, и при отсутствии согласования выполнения таких работ с соблюдением требований Федерального закона N 44-ФЗ не порождает обязанность заказчика по их оплате.
При этом, с учетом положений статьи 8, части 5 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ, увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы.
К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком также могут быть отнесены исключительно те работы, которые, исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 07.04.2016 N 302-ЭС15-17338, при рассмотрении спора о взыскании стоимости дополнительных работ, не предусмотренных государственным (муниципальным) контрактом, необходимо учитывать следующие обстоятельства: необходимость проведения работ, предусмотренных в акте для достижения целей контракта, факт их выполнения, отсутствие претензий относительно объема и качества выполненных работ, а также использование их результата в деятельности заказчика и наличие у данных работ потребительной стоимости. В таких случаях отказ в иске со ссылкой на несоблюдение требований законодательства о контрактной системе, принятого в обеспечение одних публичных интересов, в том числе для предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов, по существу, противопоставляется другим публичным интересам, касающимся недопустимости причинения ущерба государственной (муниципальной) собственности и вопросов социального обеспечения населения. Такое противопоставление при отсутствии в действиях истца намерения обойти закон либо признаков недобросовестности или иного злоупотребления при осуществлении спорных работ без заключения дополнительного соглашения к государственному (муниципальному) контракту, но при наличии подписанного сторонами акта о необходимости проведения дополнительных работ до начала их выполнения, противоречит задачам судопроизводства в арбитражных судах, закрепленным в статье 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, стороны определили стоимость контракта в твердой денежной сумме в размере 9 941 977, 32 руб. (п. 2.1 - 2.2 контракта). Объем оказываемых услуг согласован в приложении N 1 к контракту (т. 1 л.д. 16-27).
Исходя из подписанных между сторонами актами оказанных услуг стоимость фактически оказанных услуг составляет 10 025 020,70 руб., сумма превышения цены контракта в размере 9 941 977,32 руб. составляет 83 043,35 руб., что находится в пределах 10%.
Между тем, в нарушение п. 1 ст. 452 ГК РФ, части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, а также п. 7.2. Контракта дополнительное соглашение об увеличении объема и цены выполняемых работ по контракту в письменной форме между сторонами не заключалось, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Отсутствие для ответчика потребительской ценности и потребности в оказанных услугах сверх установленного контрактом объема подтверждается неоднократными письмами в адрес ООО "Независимость" о несогласовании с Заказчиком увеличения объема услуг, необходимости производства расчета в пределах 6 часов и недопущения увеличения объема выполняемых услуг (письма от 18.08.2016 N 951/21-11, от 05.08.2016 N 869/21-11, от 07.07.2016 N752/04-05, от 15.08.2016 N 897/21-11, от 14.07.2016 N 775/21-11).
Как следует из представленных в материалы дела пояснений ответчика, акты оказанных услуг были им подписаны ввиду соответствия отраженных в итоговых суммах актов объемов работ согласно условиям контракта. Объем установленный Контрактом был оплачен заказчиком в полном объеме.
В рассматриваемых отношениях, исходя из характера оказываемых услуг, судом апелляционной инстанции не усматривается исключительных обстоятельств необходимости увеличения объема оказываемых услуг, невыполнение которых грозит годности и прочности результата выполняемой работы.
На основании изложенного, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, оцененных судом в порядке ст. 71 АПК РФ, подтверждающих превышение выполняемого объема предусмотренных контрактом услуг, в отсутствии соглашения сторон, а также в нарушении процедуры, предусмотренной Федеральным законом N 44-ФЗ, в удовлетворении исковых требований необходимо отказать.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Таким образом, расходы по уплате государственной пошлине в размере 11 543 руб. за рассмотрение искового заявления остаются на истце.
Согласно положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы по государственной пошлине в сумме 3000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя, возврату либо возмещению не подлежат.
С учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы с общества с ограниченной ответственностью "Независимость" (ОГРН 1164827054281, ИНН 4826122708) в пользу Государственного (областного) бюджетного учреждения "Управление государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области" (ОГРН 1104823013844, ИНН 4826074733) подлежит взысканию 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 28.01.2019 по делу N А36-10164/2018 отменить, апелляционную жалобу Государственного (областного) бюджетного учреждения "Управление государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области" - удовлетворить.
В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Независимость" (ОГРН 1164827054281, ИНН 4826122708) к Государственному (областному) бюджетному учреждению "Управление государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области" (ОГРН 1104823013844, ИНН 4826074733) о взыскании 427 133,91 руб. задолженности по контракту N 01462000020169000851-0060563-01 от 23.06.2016, а также 11 543 руб. судебных расходов - отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Независимость" (ОГРН 1164827054281, ИНН 4826122708) в пользу Государственного (областного) бюджетного учреждения "Управление государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области" (ОГРН 1104823013844, ИНН 4826074733) 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Е. Алфёрова |
Судьи |
Е.В. Коровушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.