г. Хабаровск |
|
30 апреля 2019 г. |
А37-2058/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от Бондаренко Светлана Викторовна: не явились;
от Межрайонной ИФНС N 1 по Магаданской области: Ерохина П.С., представителя по доверенности от 22.10.2018,
рассмотрев в судебном заседании, проведенном в режиме видеоконференц-связи, апелляционную жалобу Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области
на решение от 01.02.2019 по делу N А37-2058/2018
Арбитражного суда Магаданской области, принятое судьей Степановой Е.С.,
по заявлению Бондаренко Светланы Викторовны
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области
о признании незаконными действий
УСТАНОВИЛ:
Бондаренко Светлана Викторовна (далее - Бондаренко С.В., заявитель по делу) обратилась в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области (далее - инспекция, налоговый орган) по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об исключении из реестра юридических лиц, как фактически прекратившего свою деятельность, Ордена Трудового Красного Знамени совхоза "Сеймчан" (далее - совхоз) и восстановлении статуса совхоза "Сеймчан" в качестве действующего юридического лица путем аннулирования записи за номером 2174910072160 от 21.08.2017.
Решением суда от 01.02.2019 заявленные требования удовлетворены по мотиву того, что оспариваемые действия не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы, как заявителя, так и совхоза.
Не согласившись с данным судебным актом, инспекция обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на необоснованность судебного акта.
В судебном заседании, проводимом в режиме видеоконференц-связи, представитель инспекции настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы и отмене судебного решения.
По мнению апеллянта, совхоз уже 12 лет находится в процедуре ликвидации, последнюю отчётностью представлял 08.04.2015, перед бюджетом по состоянию на 28.04.2017 имел задолженность, которая признана безнадежной, то есть у уполномоченного органа имелись все основания для совершения оспариваемых действий в силу статьи 21.1 Федерального закона Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Бондаренко С.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку в судебное заседание не обеспечила, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в ее отсутствие; отзыв не представила.
Исследовав материалы дела, проверив обоснованность довод апелляционной жалобы с учетом пояснений представителя инспекции, апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, 10.12.2002 ОТКЗ совхоз "Сеймчан" зарегистрирован в качестве юридического лица за ОГРН 1024900966089, ИНН 4904001580.
09.01.2007 на собрании трудового коллектива принято решение о ликвидации ОТКЗ совхоза "Сеймчан".
30.01.2007 ликвидационной комиссией ОТКЗ совхоз "Сеймчан" в журнале "Вестник государственной регистрации" от 24.01.2007 N 3 размещено сообщение о начале процедуры ликвидации совхоза, порядке и сроке предъявления требований кредиторов и указано местонахождения ликвидационной комиссии ОТКЗ совхоз "Сеймчан" - Магаданская область, Среднеканскийм район, пос. Верхний Сеймчан, ул. Холодченко, д. 23 А.
Процедура добровольной ликвидации неоднократно продлевалась. Протоколом заседания членов ликвидационной комиссии ОТКЗ совхоза "Сеймчан" от 23.12.2016 продлен срок добровольной ликвидации до 30.12.2019.
Вместе с тем, 17.03.2017 инспекцией принято решение N 48 о предстоящем исключении названного юридического лица как недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Закон N 129-ФЗ).
21.08.2017 налоговым органом в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности ОТКЗ совхоз "Сеймчан".
Ссылаясь на то, что действия налогового органа и запись о внесении сведений об исключении названного юридического лица из реестра являются неправомерными и нарушают права и законные интересы заявителя, председатель ликвидационной комиссии Бондаренко С.В. обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии данных условий, в связи с чем, удовлетворил требования.
Возражения заявителя апелляционной жалобы направлены на несогласие с данным выводом.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - Единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом N 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 названного Закона юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном указанным Законом.
Согласно пункту 2 указанной статьи при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Такое правовое регулирование, как указал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление от 6.12.2011 N 26-П, определения от 17.01.2012 N 143-О-О, от 17.06.2013 N 994-О, от 26.04.2016 N 807-О), направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 N 10-П, положения пункта 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ направлены на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а совокупность действий регистрирующего органа по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ, осуществляемых во исполнение предписаний указанной статьи налоговыми органами, является признанием со стороны государства публично-правового интереса в выявлении фактически недействующих юридических лиц в установленном законом порядке с учетом прав и законных интересов заинтересованных лиц.
Соответственно, непредставление налоговой отчетности и неосуществление операций по банковскому счету в совокупности само по себе не является бесспорным основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ при наличии иных признаков, свидетельствующих о том, что юридическое лицо является действующим.
Иной правоприменительный подход означал бы произвольное исключение действующего юридического лица из ЕГРЮЛ по формальным основаниям непредставления таким лицом налоговой и бухгалтерской отчетности и отсутствия движения денежных средств по счетам, что не соответствует статьям 8, 34 Конституции Российской Федерации, а также статьям 1, 2 и 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что основанием для принятия налоговым органом решения об исключении ОТКЗ совхоза "Сеймчан" из ЕГРЮЛ послужило наличие сведений об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам и о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, что подтверждается справками налогового органа N О-10084 от 26.04.2017 и N С-10084 от 26.04.2017.
Следовательно, совхоз "Сеймчан" формально отвечал признакам прекратившего свою деятельность юридического лица.
Вместе с тем, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что по состоянию на дату принятия регистрирующим органом решения об исключении совхоз "Сеймчан" и на момент его исключения из ЕГРЮЛ, данное юридическое лицо фактически свою деятельность не прекратило.
Так, ОТКЗ совхоз "Сеймчан" в период 2016 - 2017 годах проводил ликвидационные мероприятия, связанные с оформлением прав собственности на движимое и недвижимое имущество, реализация которых позволит рассчитаться с задолженностью перед работниками по заработной плате.
30.08.2016 совхоз обращался в филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Магаданской области о внесении в государственный кадастр недвижимости здания, расположенного по адресу: Магаданская обл., Среднеканский р-он, с. Верхний Сеймчан, ул. Холодченко.
01.09.2016 ОТКЗ совхоз "Сеймчан" обращался в филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Магаданской области с заявлением о регистрации здания коровника N 1, гаража, кормоцеха, расположенных по адресу: Магаданская обл., Среднеканский р-он, с. Верхний Сеймчан.
Протоколом заседания членов ликвидационной комиссии совхоза "Сеймчан" от 23.12.2016 зафиксировано, что на 01.12.2016 оформлены права собственности на здание конторы и магазина, находится на оформлении право на следующие объекты: овощехранилище, гаражи для грузового и легкового автотранспорта, здание кормоцеха, цеха N 2; не оформлены документы на здание ремонтно-механической мастерской, здания цехов N 5 и 6, здание старого кормоцеха (котельная), электроцеха.
Таким образом, вывод арбитражного суда, что в период проведения ликвидации происходило оформление прав собственности на имущество для дальнейшей его реализации с целью погашения имеющейся задолженности, признается обоснованным.
Также в период проведения ликвидационных мероприятий совхоз "Сеймчан" предпринимал действия, направленные на реализацию имущества с целью погашения кредиторской задолженности.
Фактическое осуществление деятельности подтверждается заключенными ОТКЗ совхоз "Сеймчан" договорами оказания услуг, договорами купли-продажи имущества (договор купли-продажи от 05.08.2017), договором аренды (договор аренды земельного участка N 11-10/15 от 22.10.2015 сроком до 31.10.2020), а также представленными в материалы дела документами, подтверждающими оформление в собственность имущества (административного здания, гаража), и наличия перечня имущества, находящегося в процессе оформлении права собственности, за счет реализации которого может быть погашена кредиторская задолженность.
Кроме того, арбитражным судов правильно принято во внимание то обстоятельство, что совхоз "Сеймчан" принимал участие в судебных разбирательствах в рамках судебно-арбитражный дел N N А37-1233/2013, А37-511/2009, А37-3074/2012, N А37-788/2017 в спорный период.
Таким образом, представленные в материалы дела доказательства подтверждают фактически осуществление ОТКЗ совхозом "Сеймчан" хозяйственной деятельности.
Доказательства обратному налоговым органом в порядке статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ не представлено.
При рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции также правильно отмечено следующее.
Из положений статей 61 - 64.2 ГК РФ следует, что при проведении процедуры добровольной ликвидации производится выявление имущества, а в дальнейшем путем его реализации в очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, происходит удовлетворение требований кредиторов.
Из материалов дела усматривается, что у совхоза "Сеймчан" имеется задолженность перед физическими лицами - бывшими работниками, членами ликвидационной комиссии, а также юридическими лицами, которая частично погашена путем выплаты наличными денежными средствами, в том числе в 2016 - 2017 годах.
Налоговый орган, исключая совхоз "Сеймчан" из ЕГРЮЛ по признакам недействующего лица, не произвел проверку его имущественного положения, наличия соответствующих обязательств гражданско-правового характера.
Довод инспекции, что для признания юридического лица прекратившим свою деятельность действующее законодательство помимо совокупности условий, приведенных в статье 21.1 Закона N 129-ФЗ, не предусматривает иных требований, а также обязанности регистрирующего органа каким-либо иным способом удостовериться в фактическом неосуществлении хозяйственной деятельности исключаемого из ЕГРЮЛ юридического лица, признается несостоятельным, так как основан на ошибочном толковании норм Закона N 129-ФЗ.
Юридическое лицо не может считаться прекратившим деятельность по одним лишь формальным признакам, поскольку деятельность юридического лица не ограничивается предоставлением документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах и осуществлением операций по банковским счетам.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с арбитражным судом в том, что исключение совхоза "Сеймчан" из ЕГРЮЛ при наличии установленных обстоятельств, указывающих на ведение реальной хозяйственный деятельности и на исполнение своих гражданско-правовых обязательств, не соответствует требованиям Закона N 129-ФЗ и нарушает права как кредитора Бондаренко С.В., так и самого юридического лица.
Доводы, приведенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда первой инстанции, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, что не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 01.02.2019 по делу N А37-2058/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.