г. Хабаровск |
|
30 апреля 2019 г. |
А37-2754/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.,
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Ремстроймаш": Карташева В.А. по доверенности от 22.01.2019;
от департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу: Яковлева Е.А. по доверенности от 27.03.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу (Дальнедра)
на решение от 06.02.2019
по делу N А37-2754/2018
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Скороходовой В.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ремстроймаш" (ОГРН 1184910000461, ИНН 4909127643)
к департаменту по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу (ОГРН 1042700152990, ИНН 2721117859) в лице отдела геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу Магаданской области (Магаданнедра)
о признании незаконным и отмене решения об отказе в переоформлении лицензии на право пользования недрами,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ремстроймаш" (далее - Общество, ООО "Ремстроймаш") обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Департаменту по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу в лице отдела геологии и лицензирования департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу Магаданской области (Магаданнедра) (далее - Департамент, уполномоченный орган) о признании незаконным и отмене решения об отказе в переоформлении лицензии МАГ 03749 БР на право пользования недрами, оформленного протоколом от 31.07.2018 N 1081-м.
Решением от 06.02.2019 суд признал недействительным решение об отказе Обществу в переоформлении лицензии МАГ 03749 БР на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи золота из россыпи руч. Берентал с притоками, лев. пр. р. Мякит в бассейне р. Герба, оформленное протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Дальневосточного федерального округа, отнесенным к полномочиям Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу от 31.07.2018 N 1081-м.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Департамент обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказать.
Заявитель жалобы указывает на то, что:
- судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела;
- недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными;
- несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела;
- нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Ремстроймаш" не согласилось с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласил жалобу. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Ремстроймаш" отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
14.03.2005 ОАО "Ремстроймаш" выдана лицензия на право пользования недрами серия МАГ N 03749 БР с целью геологического изучения, разведки и добычи золота из россыпи руч. Берентал с притоками, лев. пр. р. Мякит в бассейне р. Герба. Дополнением N 1 к лицензии срок окончания ее действия установлен 31.12.2017. Дополнениями и изменениями N 2 от 28.12.2017 к лицензии срок ее действия продлен до 31.12.2026.
В ходе плановой проверки ОАО "Ремстроймаш", результаты которой зафиксированы в акте от 10.10.2017 N 24/в-17, установлен факт нарушения требований технического проекта в части невыполнения согласованного уровня добычи россыпного золота в 2014-2016 г.г.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) направила в адрес Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) информацию о проведенной в отношении заявителя проверке по соблюдению обязательных требований в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, выполнению условий лицензионного соглашения к лицензии МАГ 03749 БР с приложением копии акта проверки от 10.10.2017 N 24/в-17, предписания от 10.10.2017 N 24н/в/1-17/1 (письмо от 14.11.2017 N ВС-02-02-30/25165).
На основании названного письма Роснедра поручило рассмотрение и принятие решений о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии МАГ 03749 БР Департаменту по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу.
22.12.2017 на заседании Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Дальневосточного федерального округа, отнесенным к полномочиям Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу, принято решение (протокол от 22.12.2017 N 947-м) о направлении в адрес заявителя Уведомления о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии МАГ 03749 БР в связи с невыполнением условий пользования недрами, с указанием на необходимость устранения в течение 12 месяцев имеющихся нарушений.
28.12.2017 Обществу вручено Уведомление о допущенных ОАО "Ремстроймаш" нарушениях условий пользования недрами по лицензии МАГ 03749 БР и возможном досрочном прекращении права пользования недрами от 25.12.2017 N 8/2326.
23.03.2018 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о создании ООО "Ремстроймаш" путем реорганизации в форме преобразования ОАО "Ремстроймаш".
18.06.2018 ООО "Ремстроймаш" обратилось в Магаданнедра с заявкой на переоформление лицензии на основании статьи 17.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) в связи с реорганизацией путем преобразования ОАО "Ремстроймаш" в ООО "Ремстроймаш".
31.07.2018 на заседании Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Дальневосточного федерального округа, отнесенным к полномочиям Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу принято решение об отказе в переоформлении лицензии, оформленное протоколом N 1081-м.
О принятом решении Магаданнедра проинформировало ООО "Ремстроймаш" письмом от 09.08.2018 N 08/1492.
Не согласившись с решением уполномоченного органа об отказе в переоформлении лицензии МАГ 03749 БР на право пользования недрами, оформленного протоколом от 31.07.2018 N 1081-м, Общество оспорило его в арбитражный суд, который удовлетворяя заявленное требование, правомерно руководствовался следующим.
Право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случае реорганизация юридического лица - пользователя недр путем его преобразования - изменения его организационно-правовой формы. При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр, установлен Административным регламентом (статья 17.1 Закона N 2395-1).
Реорганизация юридического лица - пользователя недр путем его преобразования - изменения его организационно-правовой формы - передаточный акт (оригинал или заверенная в установленном порядке копия), в котором должно быть определенным образом отражено правопреемство лица, претендующего на получение лицензии, на соответствующий участок недр (подпункт 1 пункта 61 Административного регламента).
В переоформлении лицензии на пользование участком недр уполномоченный орган отказывает, если до наступления событий, указанных в подпункте 1 пункта 61 настоящего Административного регламента (реорганизация юридического лица - пользователя недр путем его преобразования - изменения его организационно-правовой формы), по участку недр, предоставленному в пользование предыдущему пользователю недр, начата в соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "О недрах" и в порядке, установленном настоящим Административным регламентом, процедура досрочного прекращения права пользования недрами (подпункт 8 пункта 65 Административного регламента).
В силу части четвертой статьи 21 Закона N 2395-1 в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения им письменного уведомления о допущенных нарушениях и при условии, что пользователь эти нарушения в указанный срок не устранил.
Административным регламентом установлен порядок прекращения права пользования недрами, который состоит из нескольких последовательных этапов.
Основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр являются представления (предложения) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) с приложением копии акта соответствующей контрольной проверки и, в случае наличия, - копий сделанных предписаний по устранению выявленных нарушений, а также других материалов, оформленных по результатам проверок (пункт 95 Административного регламента).
Представление (предложение) с комплектом необходимых документов направляется в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами либо в соответствующий территориальный орган Федерального агентства по недропользованию в соответствии с разграничением полномочий между ним и его территориальными органами (пункт 105 Административного регламента).
Комиссия по досрочному прекращению права пользования недрами (постоянно действующий совещательный орган) принимает рекомендательное решение о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами, прекращении (без процедуры), приостановлении или ограничении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр либо рекомендательные решения о нецелесообразности проведения указанных административных процедур (о принятии к сведению) (пункт 107 Административного регламента). В случае принятия рекомендации о направлении уведомления о допущенных нарушениях пользователю недр предоставляется срок для их устранения, который в зависимости от характера нарушений может быть не менее трех месяцев и не более 12 месяцев с момента получения уведомления (пункт 110 Административного регламента).
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (пункт 1 статьи 60.1), т.е. не ранее истечения трех месяцев с внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации (пункт 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Ремстроймаш" зарегистрировано в качестве юридического лица, созданного путем реорганизации в форме преобразования ОАО "Ремстроймаш", 23.03.2018, т.е. после того, как по участку недр, предоставленному в пользование ОАО "Ремстроймаш", начата в порядке, установленном Административным регламентом, процедура досрочного прекращения права пользования недрами.
В то же время, как следует из материалов дела, решение о реорганизации ОАО "Ремстроймаш" принято 30.11.2017 его единственным участником. С соответствующим заявлением ОАО "Ремстроймаш" обратилось 04.12.2017 в Межрайонную ИФНС России N 1 по Магаданской области, запись о начале процедуры реорганизации в форме преобразования внесена в ЕГРЮЛ 08.12.2017, т.е. до того как ОАО "Ремстроймаш" стало известно о начатой роцедуре досрочного прекращения права пользования недрами.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, несмотря на то, что решение о реорганизации принято 30.11.2017, в силу требований пункта 4 статьи 57 ГК РФ, государственная регистрация созданного в результате преобразования юридического лица не могла быть произведена ранее марта 2018 года. Также действующим законодательством не предусмотрена процедура отмены решения о реорганизации юридического лица в форме преобразования, кроме как в судебном порядке.
Таким образом, факт реорганизации не может свидетельствовать о недобросовестных действиях заявителя.
Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом (пункт 1 статьи 57 ГК РФ).
Кроме случаев перехода права пользования недрами к другому субъекту предпринимательской деятельности, статья 17.1 Закона N 2395-1 также устанавливает обязанность переоформления лицензии в случае изменения наименований юридических лиц - пользователей недр.
При этом, как следует из прямого указания подпункта 8 пункта 65 Административного регламента, начатая в отношении пользователя недр процедура досрочного прекращения права пользования недрами не является основанием для отказа в переоформлении лицензии в случае изменения наименования юридического лица - пользователя недр.
Учитывая, что изменение организационно-правовой формы юридического лица не предполагает изменение его прав и обязанностей, то есть правопреемства от одного лица к другому, фактически обращение за совершением юридически значимых действий - с заявкой на переоформление лицензии было обусловлено лишь изменением наименования юридического лица в связи с реорганизацией в форме преобразования.
Согласно материалам дела, 23.03.2018 в ЕГРЮЛ внесены соответствующие записи: о прекращении деятельности ОАО "Ремстроймаш" путем реорганизации в форме преобразования и создании ООО "Ремстроймаш" - универсального правопреемника ОАО "Ремстроймаш".
Таким образом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, в данном случае государственная регистрация ООО "Ремстроймаш" как нового юридического лица, фактически не означает, что оно является другим субъектом предпринимательской деятельности, поскольку изменение организационно-правовой формы юридического лица не предполагает изменение его прав и обязанностей. Вместе с тем, к правопреемнику переходит весь комплекс прав и обязанностей в полном объеме в порядке универсального правопреемства.
Кроме того, представленные Обществом документы (план развития горных работ на 2018 год, протокол N 65 от 08.06.2018, отчетность по итогам деятельности за 2018 год) свидетельствуют о том, что ООО "Ремстроймаш" не уклоняется от устранения выявленных проверкой нарушений.
Вместе с тем, с учетом особенностей деятельности по добыче драгоценного металла (необходимость заключения договора с аффинажным заводом на переработку золотосодержащего концентрата, договора с банком на реализацию драгметалла), отказ в переоформлении лицензии препятствует заявителю в установленные сроки устранить нарушения, выявленные в ходе проверки, а именно выполнить пункт 4.1.1 раздела 4 приложения N 6 к лицензии МАГ 03749 БР в части выполнения ежегодного согласованного уровня добычи золота, установленного согласно утвержденного в установленном порядке технического проекта разработки месторождения. О данных препятствиях Общество извещало Магаданнедра (письмо от 16.07.2018 N 65), Дальнедра (письмо от 27.07.2018 N 65), а также Управление Росприроднадзора по Магаданской области.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание вышеуказанные нормы права, дав оценку представленным в материалы дела доказательствам, судом первой инстанции правомерно заявленные Обществом требования удовлетворил.
С учетом вышеизложенного, решение суда является законным и обоснованным, обстоятельства дела выяснены судом полно, всесторонне и объективно, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 06.02.2019 по делу N А37-2754/2018 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.