город Омск |
|
30 апреля 2019 г. |
Дело N А75-16741/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-820/2019) муниципального унитарного предприятия "Югорскэнергогаз" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.12.2018 по делу N А75-16741/2018 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о привлечении муниципального унитарного предприятия "Югорскэнергогаз" (ОГРН 1138622000978, ИНН 8622024682) к административной ответственности по статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
Северо-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - административный орган, Управление, заявитель) обратилось в суд с заявлением о привлечении муниципального унитарного предприятия "Югорскэнергогаз" (далее - предприятие, МУП "Югорскэнергогаз", заинтересованное лицо) к административной ответственности по статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ханты-мансийского автономного округа - Югры от 27.12.2018 по делу N А75-16741/2018 МУП "Югорскэнергогаз" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 КоАП РФ, предприятию назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Возражая против принятого по делу решения, предприятие в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель заявляет о наличии в материалах дела достаточных доказательств принятия МУП "Югорскэнергогаз" всех зависящих от предприятия мер по получению надлежащего обеспечения. По мнению заинтересованного лица, отсутствие в деле письменных ответов со стороны филиалов двух кредитных организаций не свидетельствует об обратном. В связи с изложенным основания для привлечения предприятия к ответственности отсутствуют.
В письменном отзыве на жалобу Управление просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев апелляционную жалобу и письменный отзыв на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что между ООО "Газпром Межрегионгаз Север" (поставщик) и МУП "Югорскэнергогаз" (покупатель) заключены договоры поставки газа от 29.12.2017 N 63-5-64-4518/18, от 28.05.2018 N 63-5-64-4518/18Д.
В соответствии с пунктом 2.1 договоров поставки газа поставщик обязался поставлять газ, а покупатель - принимать газ в объеме, установленном договором и своевременно оплачивать поставляемый газ.
На основании пункту 5.5.1 договоров поставки газа покупатель обязан ежемесячно до 18 числа месяца, следующего за месяцем поставки, производить расчеты за поставленный в течение месяца газ на основании товарной накладной на отпуск газа конденсата по форме ТОРГ-12 (газ).
В период действия договоров поставки газа покупателем допущено неоднократное нарушение сроков оплаты газа, сформирована значительная задолженность за поставленный газ, что подтверждается актами сверки взаимных расчетов между поставщиком и покупателем за период с 01.03.2018 по 30.07.2018.
Покупателю поставщиком 03.08.2018 направлено требование N МХ-И/5525/18 об исполнении обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате поставленного газа на основании пункта 40(2) Правил поставки газа, утвержденных Постановлением Правительства Российской федерации от 05.02.1998 N 162.
По состоянию на 10.10.2018 покупатель не предоставил обеспечение исполнения обязательств и задолженность не погасил.
10.10.2018 ООО "Газпром Межрегионгаз Север" обратилось в адрес Управления с заявлением о возбуждении в отношении МУП "Югорскэнергогаз" производства об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.61 КоАП РФ.
На основании полученных материалов административным органом установлены признаки административного правонарушения. В отсутствие представителя МУП "Югорскэнергогаз" заявителем в отношении предприятия составлен протокол от 25.10.2018 N 0630-5815-2018 об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.61 КоАП РФ.
Заявив об изложенных выше обстоятельствах, Управление обратилось в суд с настоящими требованиями.
Заявление удовлетворено судом первой инстанции, с чем заинтересованное лицо не согласилось, обратившись в апелляционный суд с настоящей жалобой.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусматривается, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
На основании статьи 14.61 КоАП РФ нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов.
В соответствии с абзацем 1 статьи 25 Закона о газоснабжении на основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги.
Гарантии оплаты газа как стратегического вида энергетических ресурсов, определены статьей 25 Закона о газоснабжении.
Правительством Российской Федерации устанавливаются критерии, при соответствии которым у потребителей газа возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, поставляемого по договорам поставки. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителями газа обязательств по его оплате. При этом не возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате у потребителей газа, не имеющих неисполненных обязательств по оплате газа.
Поставщики газа обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей газа, которые соответствуют установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа. В уведомлении указываются основания возникновения у них обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено поставщику газа, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.
В случае если потребитель газа до истечения указанного в уведомлении срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа устранил допущенное нарушение обязательств по оплате газа, послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, предоставление такого обеспечения в связи с возникновением указанных в уведомлении оснований не требуется.
Если иное не согласовано сторонами, обеспечение исполнения обязательств по оплате газа предоставляется потребителями газа, соответствующими установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенными поставщиками газа в соответствии с настоящим пунктом, в виде независимой гарантии, выдаваемой банком (банковской гарантии). Гарантия должна содержать условие о невозможности ее отзыва гарантом (безотзывная гарантия) и условие о невозможности ее изменения гарантом без согласия бенефициара. Предоставляемые банковские гарантии не должны содержать требования о предоставлении поставщиком газа гаранту для получения выплаты по гарантиям судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем газа обеспечиваемых гарантиями обязательств.
Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате газа, поставляемого по договорам поставки газа.
Банковские гарантии должны быть предоставлены банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
В случае предоставления в качестве обеспечения исполнения обязательств по оплате газа банковских гарантий, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации условиям предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, поставщик газа обязан принять указанные гарантии в качестве обеспечения.
Потребителями газа по согласованию с поставщиком газа может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате газа может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.
Во исполнение положений пункта 1 статьи 25 Закона о газоснабжении порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате газа установлен Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162).
Правила N 162 определяют отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.
Согласно пункту 30 поименованных Правил поставка и отбор газа осуществляются исключительно на возмездной основе в соответствии с заключенным договором.
Стороны исполняют договорные обязательства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами и правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами (пункт 32 Правил N 162).
Пунктом 40(1) Правил N 162 предусмотрено, что покупатель обязан предоставить поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, поставляемого по договору поставки газа, если покупатель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате газа поставщику и это привело к образованию задолженности перед поставщиком по оплате газа в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств покупателя по оплате газа или превышающем такой двойной размер.
При определении соответствия покупателя (за исключением теплоснабжающей организации) критерию, установленному абзацем первым настоящего пункта, учитывается задолженность перед поставщиком по оплате газа, подтвержденная вступившим в законную силу решением суда или признанная покупателем.
При определении соответствия покупателя - теплоснабжающей организации критерию, установленному абзацем первым настоящего пункта, учитывается умноженный на коэффициент 0,6 размер задолженности теплоснабжающей организации перед поставщиком по оплате газа, подтвержденный вступившим в законную силу решением суда или признанный теплоснабжающей организацией.
Документами, свидетельствующими о признании покупателем задолженности перед поставщиком, являются документы, в которых содержится явно выраженное согласие покупателя с фактом наличия задолженности перед поставщиком и с размером такой задолженности (соглашение между поставщиком и покупателем, акт сверки взаимных расчетов, письмо, подписанное уполномоченным лицом покупателя, или иной документ).
Согласно пункту 40(2) Правил N 162 поставщик определяет покупателя, соответствующего предусмотренному абзацем первым пункта 40(1) настоящих Правил критерию, и направляет ему уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.
Уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа направляется в срок, не превышающий 6 месяцев со дня возникновения задолженности, при наличии которой в соответствии с пунктом 40(1) Правил N 162 покупатель обязан предоставить поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате газа.
Из обращения поставщика газа в административный орган и предоставленных им документов следует, что задолженность предприятия по договору поставки газа составляет на момент направления уведомления в его адрес составил 55 864 520 руб. 30 коп., что отвечает критериям, при соответствии которым у потребителей газа возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, поставляемого по договорам поставки, установленным в статье 25 Закона о газоснабжении (расчет размера задолженности и его соотношение с среднемесячной величиной обязательств, том 1 л. д. 84).
МУП "Югорскэнергогаз" относится к категории субъектов, которые в силу Закона о газоснабжении обязаны предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате газа.
Факт наличия просроченной задолженности предприятия в указанном поставщиком размере признан МУП "Югорскэнергогаз", что следует из актов сверки взаимных расчетов по состоянию на 30.07.2018, подписанных со стороны предприятия без замечаний (том 1 л.д. 85-88).
По требованию поставщика предприятием обязательство по предоставлению банковской гарантии или иного предусмотренного законом обеспечения не исполнено.
Следовательно, в действиях МУП "Югорскэнергогаз" присутствует событие административного правонарушения.
Согласно положениям части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По утверждению подателя апелляционной жалобы, МУП "Югорскэнергогаз" приняты все зависящие от предприятия меры для предоставления обеспечения, а именно - направлены обращения в адрес филиала Газпромбанка (АО) в г. Сургуте, филиала Западно-Сибирского ПАО Банка "Открытие", дополнительного офиса N 39 "Советский" ПАО "Запсибкомбанка", Ханты-Мансийского отделения N 1791 ПАО "Сбербанк", в которых предприятием открыты расчетные счета.
В ответ на запросы предприятия получены ответы от филиала Газпромбанка (АО) в г. Сургуте и дополнительного офиса N 39 "Советский" ПАО "Запсибкомбанка" об отказе в предоставлении обеспечения. Ответы от других кредитных организаций (их структурных подразделений) не поступали.
МУП "Югорскэнергогаз" обратилось в адрес главы города Югорска письмом от 13.09.2018 о рассмотрении возможности предоставления предприятию муниципальной гарантии, однако письмом от 10.10.2018 предприятию отказано ввиду высокой долговой нагрузки.
Указанными обстоятельствами заинтересованное лицо мотивирует отсутствие объективной возможности исполнения требований Закона о газоснабжении и, соответственно, вины в совершении правонарушения.
Между тем, по справедливому замечанию суда первой инстанции, приведенные предприятием обстоятельства не свидетельствует о принятии им всех необходимых мер, поскольку ответы от двух кредитных организаций, в которых у МУП "Югорскэнергогаз" открыты расчетные счета и в которые направлены обращения о предоставлении банковских гарантий, не поступили. Следовательно, предприятие не исчерпало всех мер по получению надлежащего обеспечения.
На основании указанного вину предприятия в допущенном правонарушении следует признать установленной.
Срок давности привлечения в административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек, поскольку обязанность по предоставлению обеспечения была установлена до 07.10.2018, срок давности следует исчислять с 08.10.2018.
Процедура привлечения предприятия к административной ответственности соблюдена.
Основания для признания деяния малозначительным не усматриваются апелляционным судом.
Из статьи 2.9 КоАП РФ, рассматриваемой с учетом смысла, придаваемого ей сложившейся правоприменительной практикой, следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды должны исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и в исключительных случаях (пункты 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности деяния, суд не находит оснований для квалификации допущенного предприятием правонарушения в качестве малозначительного ввиду неустановления исключительных обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам.
Согласно положениям части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении наказания в рамках санкции судом первой инстанции приняты во внимание затруднительное финансовое положение МУП "Югорскэнергогаз", имевший место факт ограничения распоряжения банковскими счетами (в период с 28.08.2018 по 05.10.2018), что препятствовало погашению задолженности, а также социальная значимость осуществляемой предприятием деятельности и, в соответствии с правилами части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ назначено административное наказание в виде штрафа в размере ниже минимального предела санкции вменяемой статьи, а именно - 50 000 руб., что отвечает требованиям разумности и справедливости, а также превентивному характеру административного наказания.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, удовлетворив заявление Управления.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Югорскэнергогаз" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.12.2018 по делу N А75-16741/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.