г. Вологда |
|
20 марта 2024 г. |
Дело N А13-11199/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 20 марта 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.
при участии от федерального государственного казенного учреждения "Складской терминал N 38" Алибеговой С.Г. по доверенности от 09.01.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Складской терминал N 38" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 января 2024 года по делу N А13-11199/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТрансОйл" (адрес: 197046, город Санкт-Петербург, Петроградская набережная, дом 18, литер А, помещение 309; ОГРН 1037835069986, ИНН 7816228080; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Складской терминал N 38" (адрес: 162560, Вологодская область, Шекснинский район, территория Складская, строение 1; ОГРН 1033500887617, ИНН 3524000797; далее - Учреждение) о взыскании 16 118 руб. 17 коп. убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ТопИнвест".
Решением суда от 25 января 2024 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Доводы жалобы сводятся к следующему. В материалах дела отсутствуют сведения о том, когда вагоны N 51091841, 51110542, 57297434 последний раз обслуживались, ремонтировались и сколько времени они эксплуатируются. Неисправности возникли в силу естественного износа, в результате длительной эксплуатации. Расходы на ремонт и обслуживание должен нести сам истец. Указанные вагоны из-под топлива ТС-1 промывке не подлежат и должны последовать на станцию назначения под погрузку.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, принадлежащие истцу вагоны-цистерны N 5109184, 51110542, 57297434 в 2020 году направлялись под выгрузку на станцию Шексна Северной железной дороги.
Грузополучателем товаров выступил ответчик, который самостоятельно производил выгрузку грузов из вагонов-цистерн на станции назначения.
После выгрузки вагоны-цистерны в порожнем состоянии были возвращены по железнодорожным накладным на станцию погрузки с исправными запорно-пломбировочными устройствами.
После прибытия на станцию после снятия исправных запорно-пломбировочных устройств и внутреннего осмотра вагонов было выявлено следующее:
1) у вагона N 51091841 имелся обрыв внутренней лестницы;
2) у вагонов N 51110542, 57297434 в котлах имелись остатки механической примеси.
По расчету истца расходы на подготовку и ремонт вагонов составили 16 118 руб. 17 коп.
Полагая, что вследствие повреждения Учреждением вагона и неисполнения обязанности по приведению вагонов в надлежащее состояние истцу причинены убытки, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме, правомерно руководствуясь следующим.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрены способы защиты гражданских прав. Одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.
В соответствии со статьей 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления гражданско-правовой ответственности суду необходимо установить наличие состава правонарушения, включающего в себя наличие убытков и их размер, противоправность поведения субъекта ответственности, причинную связь между убытками и действиями (бездействием) указанного лица, а также его вину. Требование о привлечении к гражданско-правовой ответственности может быть удовлетворено судом только при доказанности всех названных элементов в совокупности.
Согласно пункту 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 5 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.
Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 названного Кодекса).
При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ) указанный закон регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
Как следует из положений статьи 44 УЖТ, а также пункта 2 приказа Минтранса России от 10.04.2013 N 119 "Об утверждении Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов" после выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе турникеты) или грузополучателем (получателем), или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов, грузобагажа.
Согласно пункту 81 приказа Минтранса России от 07.12.2016 N 374 "Об утверждении Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом" (далее - Правила N 374) прием к перевозке порожнего вагона крытого типа, в том числе опломбированного с наложением запорно-пломбировочного устройства (далее - ЗПУ) или закруток установленного типа, производится перевозчиком путем проведения визуального осмотра состояния вагона (исправность ЗПУ, оттиски ЗПУ, закруток, состояние стенок вагона, сливных приборов, люков и их закрытие) без проверки очистки вагона изнутри, наличия постороннего запаха внутри вагона, если иное не предусмотрено договором.
Как следует из пункта 6 приказа Минтранса России от 29.07.2019 N 245 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума" (далее - Правила N 245), пригодность вагонов-цистерн и вагонов бункерного типа для перевозки конкретного груза в коммерческом отношении в соответствии со статьей 20 УЖТ грузоотправителями, если погрузка обеспечивается ими; перевозчиком, если погрузка обеспечивается им. Грузоотправитель является ответственным за исправность котла, арматуры, люков, прокладок, правильность заполнения вагона-цистерны, обеспечение безопасности в пути следования, порчу груза в результате налива в непредназначенный или неочищенный вагон-цистерну, вагон бункерного типа, а также за последствия неправильного их использования.
Пункт 26 правил N 245 обязывает грузоотправителя после завершения налива опломбировать вагон-цистерну.
Пунктом 34 Правил N 245 предусмотрено, что слив грузов из вагонов-цистерн и вагонов бункерного типа должен производиться полностью с удалением вязких продуктов с внутренней поверхности котла и бункера. Нефть и нефтепродукты считаются полностью слитыми из вагонов-цистерн с верхним сливом при наличии остатка не более 10 мм (по замеру под колпаком), а в вагонах бункерного типа допускается остаток не более 30 мм (по замеру в средней части бункера), если документами национальной системы стандартизации не предусмотрено иное.
На основании пункта 36 Правил N 245 после слива (выгрузки) груза из вагона-цистерны, вагона бункерного типа грузополучатель обязан, в том числе, установить в транспортное положение детали сливоналивной, запорно-предохранительной арматуры вагона-цистерны, плотно закрыть клапаны и заглушки сливного прибора, опломбировать порожний вагон-цистерну в порядке, установленном Общими требованиями к запорно-пломбировочным устройствам.
В соответствии с пунктом 64 приказа Минтранса России от 27.07.2020 N 256 "Об утверждении Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения" (далее - Правила N 256) акт общей формы составляется перевозчиком, владельцем инфраструктуры на станциях для удостоверения фактов и обстоятельств, предусмотренных УЖТ, и подписывается одним уполномоченным представителем перевозчика, который его составил в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом общей формы, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Из пункта 78 Правил N 256 следует, что грузополучатель (получатель), грузоотправитель (отправитель), владелец железнодорожного пути необщего пользования, перевозчик (при составлении акта владельцем инфраструктуры) обязаны подписать составленный акт и в срок не более двадцати четырех часов с момента получения возвратить его составившему лицу. При несогласии с содержанием акта общей формы пользователи услугами железнодорожного транспорта вправе изложить свое мнение в акте общей формы или приложить его к акту общей формы.
Согласно пункту 66 Правил N 256 перевозчик или владелец инфраструктуры обязаны составить акт общей формы, если о составлении такого акта к ним поступило заявление пользователя услугами железнодорожного транспорта. В таком случае перевозчик или владелец инфраструктуры обязаны составить акт общей формы или направить мотивированный отказ в его составлении в течение двадцати четырех часов с момента поступления такого заявления пользователя услугами железнодорожного транспорта.
Составление акта общей формы осуществляется для удостоверения обстоятельств, являющихся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, при осуществлении перевозок грузов и порожних вагонов железнодорожным транспортом (пункт 43 Правил N 256)
В рассматриваемом случае как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, при получении нефтепродуктов в вагонах ответчик принял груз по количеству и по качеству без замечаний. Вместе с тем, поскольку в данном случае выгрузку груза обеспечивал ответчик как грузополучатель, у него в силу статьи 44 УЖТ возникло обязательство по приведению вагона в состояние, пригодное для дальнейшего использования.
Заявленные истцом требования основаны на фактах выявления неисправностей и в ходе осмотра вагонов-цистерн по их прибытию на станцию назначения, зафиксированы актами обшей формы ГУ-23, актами формы ВУ-19, ВУ-20, составленным по окончании перевозки.
Из указанных актов следует, что прибывшие со станции Шексна Северной железной дороги на станцию Кириши Октябрьской железной дороги вагоны-цистерны N 51110542, 57297434 имели в котле механические примеси, а прибывший со станции Шексна Северной железной дороги на станцию Комбинатская Западно-Сибирской железной дороги вагон-цистерна N 51091841 имел обрыв внутренней лестницы.
Спорные акты общей формы подписаны тремя представителями (в отношении вагона N 51091841 - двумя), участвующими в удостоверении обстоятельств, что подтверждается их подписями в актах общей формы.
Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами (статья 119 УЖТ РФ).
В представленных истцом актах общей формы ГУ-23 содержится информация о месте и дате составления актов, лицах, его составивших, информация о вагонах-цистернах, в отношении которых составлены акты; в актах зафиксированы обстоятельства наличия в котлах механической примеси, а также обрыв внутренней лестницы.
Следовательно, спорные акты являются надлежащими доказательствами, подтверждающими факт прибытия цистерн на станцию назначения в некоммерческом состоянии.
Стоимость работ по подготовке вагонов и устранения неисправностей составила 16 118 руб. 17 коп. Контррасчет убытков ответчиком не представлен, возражения по размеру убытков ответчик не заявил.
Доводы апеллянта о том, что неисправности возникли в силу естественного износа, в результате длительной эксплуатации вагонов судом апелляционной инстанции отклоняется как документально неподтвержденный.
Все грузовые вагоны-цистерны в период жизненного цикла своевременно проходят плановые виды ремонта (капитальный ремонт, деповской ремонт); на все вагоны установлен логический контроль в информационных системах главного вычислительного центра ОАО "РЖД" (ГВЦ), который не позволяет оформить перевозочные документы и принять к перевозке рабочим парком (груженный/порожний) вагон с истекшим межремонтным периодом.
Выход из строя, после проведенных плановых ремонтов, отдельных узлов и деталей вследствие механического повреждения (излом, изгиб), может иметь место в результате несоблюдения технологических процессов на местах погрузки-выгрузки. Если в пути следования вагона не было выявлено отсутствие или нарушения запорно-пломбировочного устройства, неисправности универсального сливного прибора и запорно-пломбировочной арматуры являются следствием нарушения технологии работ на местах погрузки/выгрузки нефтеналивных грузов.
Надлежащих доказательств выявления неисправностей в момент их подачи под погрузку грузоотправителем, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства и приведенные ими доводы в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Имеющиеся в жалобе доводы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность решения. Они не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 января 2024 года по делу N А13-11199/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Складской терминал N 38" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-11199/2023
Истец: ООО "ТрансОйл"
Ответчик: ФГКУ "СКЛАДСКОЙ ТЕРМИНАЛ N 38"
Третье лицо: ООО "Топинвест"