город Ростов-на-Дону |
|
30 апреля 2019 г. |
дело N А32-45772/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - Ткаченко В.Р. по доверенности от 27.09.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Краснодартеплосеть" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2019 по делу N А32-45772/2018, принятое в составе судьи Купреева Д.В., по заявлению: акционерного общества "Краснодартеплосеть" к государственной жилищной инспекции Краснодарского края о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Краснодартеплосеть" (далее - АО "Краснодартеплосеть", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к uосударственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - госжилинспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 18.10.2018 N 000558 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано наличием в деянии общества события и состава вмененного ему административного правонарушения.
Акционерное общество "Краснодартеплосеть" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило его отменить, ссылаясь на то, что обществом проводились аварийно-восстановительные работы в период, не превышающий одни сутки. Также указывает на отсутствие вины в совершенном правонарушении.
В дополнение к апелляционной жалобе общество указало, что для полного слива теплоносителя в тепломагистрали необходимо более 24 часов. При этом слив и заполнение являются предварительными и заключительными этапами и не относятся к перечню ремонтных работ. Данное обстоятельство является объективным и не зависящим от общества.
От uосударственной жилищной инспекции Краснодарского края поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представитель акционерного общества "Краснодартеплосеть" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, в связи с чем суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 АПК РФ, пришел к выводу о возможности удовлетворения ходатайства инспекции и рассмотрению апелляционной жалобы в ее отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой Центрального административного округа города Краснодара в соответствии с поручением прокуратуры Краснодарского края проведена проверка соблюдения законодательства в жилищно-коммунальной сфере на основании сведений, отраженных в публикациях новостных интернет-порталов, а также официальном сайте администрации муниципального образования г. Краснодар об отключении горячего водоснабжения в многоквартирных домах Центрального внутригородского округа г. Краснодара, по результатам которой установлено, что АО "Краснодартеплосеть" прекращено предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению потребителям в многоквартирные дома, расположенные по ул. Ким, ул. Степана Разина, ул. Маяковского, ул. Ковтюха в городе Краснодаре в связи с проводимыми аварийно-восстановительными работами. Указанные работы проводились в период с 26.08.2018 по 31.08.2018, общий период продолжительности перерыва подачи горячей воды составил более 5 суток.
По выявленным признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, жилищной инспекцией в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 04.10.20148 N 003203 (т.1 л.д. 9).
Постановлением от 18.10.2018 N 000558 АО "Краснодартеплосеть" привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей (т.1 л.д. 14-15).
Считая постановление незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Частью 6 статьи 210 АПК РФ определено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 7.23 КоАП РФ объективную сторону вмененного обществу административного правонарушения образует нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Объектом правонарушения являются отношения в области предоставления коммунальных услуг, а непосредственным предметом посягательства - установленные правила, объективную сторону нарушения составляет виновное нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектом ответственности являются должностные или юридические лица, которые в результате реализации предоставленных им полномочий допустили виновные противоправные действия (бездействия), повлекшие нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией часть 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, предоставляющие коммунальные услуги и ресурсы; под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Таким образом, к числу субъектов рассматриваемого административного правонарушения могут быть отнесены ресурсоснабжающие организации, которые осуществляют поставку коммунальных ресурсов.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
По общему правилу, закрепленному в подпункте "в" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими установленную продолжительность.
Согласно подпункту "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно пункту 6.2 "ГОСТ Р 51617-2014 Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования" (утв. Приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 544-ст) коммунальная услуга горячего водоснабжения потребителей в многоквартирном доме осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и должна обеспечивать круглосуточное бесперебойное горячее водоснабжение в течение года, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, установленную в соответствии с приложением N 1 Правил N 354.
В соответствии с требованиями пункта 4 раздела II Приложения N 1 Правил N 354 горячее водоснабжение должно быть бесперебойное, круглосуточное в течение года.
Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Как следует из пункта 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, составляет 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
При этом необходимым условием является то, что такие организации за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке.
Требования к качеству горячей воды определены в СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", согласно пункту 3.1.11 которых в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
При длительных остановках подачи горячей воды потребителям, при проведении летних планово-профилактических работ, эксплуатирующая организация обязана обеспечить нахождение трубопроводов сетей с водой и циркуляцию воды в системе (пункт 3.1.12).
Как следует из материалов дела, в том числе, оперативного журнала диспетчерской службы общества, общий период продолжительности перерыва подачи горячей воды ввиду аварийно-восстановительных работ составил более 5 суток.
Между тем, материалами дела подтверждается, что обществом осуществлялись не плановые отключения, согласованные в установленном порядке, а аварийные, в связи с чем вывод суда первой инстанции о нарушении обществом нормативно установленного периода продолжительности перерыва подачи горячей воды является верным.
Нарушение такого срока путем его произвольного самостоятельного регулирования обязанными лицами недопустимо.
Довод о том, что слив теплоносителя и наполнение теплоносителем тепловой магистрали являются подготовительными и завершающими действиями подлежит отклонению, поскольку данные работы входят в цикл работ и требуют согласования с диспетчерской службой, получение разрешения на их производство. Более того, наполнение трубопровода теплоносителем не исключает порывов и протечек и возобновления аварийно-восстановительных работ.
Кроме того, нормативно установленные сроки прекращения подачи теплоносителя направлены на гарантию жилищных прав потребителей и для конечного потребителя нарушением его прав является отсутствие коммунальной услуги либо предоставление ее ненадлежащего качества.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из приведенных норм следует, что виновность юридического лица в совершении административного правонарушения определяется в зависимости от принятия им исчерпывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства. В рассматриваемом случае, обстоятельств объективной невозможности принятии обществом всех зависящих от него мер по недопущению ограничения режима горячего водоснабжения, не представлено.
Процедура привлечения ЖСК к административной ответственности соблюдена.
Срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным суд не усматривает.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации правонарушения в качестве малозначительного на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
При оценке малозначительности деяния подлежит установлению не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и вопрос о социальной опасности деяния.
Таким образом, установление содержания понятия малозначительности делегировано судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии в деле доказательств наличия малозначительности совершенного правонарушения, поскольку были нарушены права большого количества собственников жилых помещений.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2019 по делу N А32-45772/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.