город Омск |
|
30 апреля 2019 г. |
Дело N А70-16076/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2732/2019) Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.01.2019 по делу N А70-16076/2018 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области к Управлению Федерального казначейства по Тюменской области о признании недействительными представлений от 02.08.2018 N 67-21-13/21-28, от 07.08.2018 N 67-21-13/21-29, от 07.08.2018 N 67-21-13/21-30, от 14.09.2018 N 67-21-13/21-34,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительными представлений от 02.08.2018 N 67-21-13/21-28, от 07.08.2018 N 67-21-13/21-29, от 07.08.2018 N 67-21-13/21-30, от 14.09.2018 N 67-21-13/21-34.
Решением от 29.01.2019 по делу N А70-16076/2018 Арбитражный суд Тюменской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы её подателем указано на то, что предоставление и распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2015 году осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 28.12.2012 N 1460 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" (далее-постановление N 1460), которым установлен порядок и условия предоставления субсидий; субсидии на возмещение части процентных ставок предоставлялись Департаментом в соответствии с установленным порядком и соотношением возмещения части затрат из федерального и областного бюджетов, установленными пунктами 6 и 7 Правил N 1460; в проверяемый период в законодательстве отсутствовало понятие уровня софинансирования, а в Соглашении N 90/17-с какой-либо уровень софинансирования не устанавливался; вина Департамент в остатке средств областного бюджета на возмещение части процентных ставок в соответствии с Правилами N 1460, в соответствии с Соглашением N 90/17-с, отсутствует.
Оспаривая доводы подателя жалобы, Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявили. Управление Федерального казначейства по Тюменской области до начала судебного заседания заявило ходатайство в письменной форме о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
В связи с указанными обстоятельствами суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.
В период времени с 15.06.2018 по 28.06.2018 Управлением в соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по Тюменской области от 14.06.2018 N 326 в отношении Департамента была проведена выездная внеплановая проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства в рамках подпрограммы "Развитие молочного скотоводства" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы". Проверяемый период 2015 год.
В ходе проверки были выявлены нарушения бюджетного законодательства, а именно, не соблюдены условия софинансирования расходных обязательств, установленных соглашением, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации, (нарушение в денежном выражении составило 1 207 270 руб. 11 коп.). Результаты проверки оформлены актом от 28.06.2018.
02.08.2018 по результатам рассмотрения акта Управлением в адрес Департамента внесено представление N 67-21-13/21-28 об устранении причин и условий совершения нарушений.
В период с 18.06.2018 по 28.06.2018 Управлением в соответствии с приказом от 15.06.2018 N 330 в отношении Департамента проведена выездная внеплановая проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства в рамках подпрограммы "Развитие молочного скотоводства" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" за период 01.01.2015 - 31.12.2015.
В ходе проверки выявлены нарушения расходования межбюджетных трансфертов, а именно не обеспечены условия софинансирования при расходовании средств субсидии из федерального бюджета, установленные соглашением, заключенным в соответствии с законодательством РФ (нарушение в денежном выражении составило 1 757 410 руб. 78 коп.). Результаты проверки оформлены актом от 28.06.2018.
07.08.2018 Управлением в адрес Департамента внесено представление N 67-21-13/21-29 об устранении причин и условий совершения нарушений.
В период с 15.06.2018 по 28.06.2018 Управлением в соответствии с приказом от 14.06.2018 N 327 в отношении Департамента проведена выездная внеплановая проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства в райках подпрограммы "Развитие молочного скотоводства" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" за период 01.01.2015 31.12.2015.
В ходе проверки выявлены нарушения расходования межбюджетных трансфертов, а именно не обеспечены условия софинансирования при расходовании средств субсидии из федерального бюджета, установленные соглашением, заключенным в соответствии с законодательством РФ (нарушение в денежном выражении составило 4 105 016 руб. 32 коп.). Результаты проверки оформлены актом от 28.06.2018.
07.08.2018 Управлением в адрес Департамента внесено представление N 67-21-13/21-30 об устранении причин и условий совершения нарушений.
В период с 13.08.2018 по 17.08.2018 Управлением в соответствии с приказом от 07.08.2018 N 428 в отношении Департамента проведена выездная внеплановая проверка соблюдения уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета в рамках подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" в 2015 году за период 01.01.2015 - 31.12.2015.
В ходе проверки выявлены нарушения расходования межбюджетных трансфертов, а именно не обеспечены условия софинансирования при расходовании средств субсидии из федерального бюджета (нарушение в денежном выражении составило 315 306 руб. 99 коп.). Результаты проверки оформлены актом от 17.08.2018.
14.09.2018 Управлением в адрес Департамента внесено представление N 67-21-13/21-34 об устранении причин и условий совершения нарушений.
Согласно названным предписаниям Департаменту надлежит рассмотреть информацию об указанных в представлениях нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета; принять меры по устранению причин и условий его совершения.
Срок исполнения представлений установлены не позднее 30 календарных дней со дня получения.
Не согласившись с вынесенными Управлением представлениями, Департамент обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
29.01.2019 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В обоснование заявленных требований, Департамент указывает на то, что при осуществлении субсидирования нормы бюджетного законодательства и иных нормативных актов в данной сфере не нарушены; в соглашении о предоставлении субсидии не установлена конкретная доля софинансирования расходных обязательств Тюменской области, выраженная в процентах от объема бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств; объём соотношения финансирования мероприятий за счет бюджетных ассигнований Тюменской области соблюден, установленный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации по отношению к консолидированному бюджету в размере не менее 5 процентов также соблюден.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Департаментом требований, исходил из того, что заявителем нарушены требования бюджетного законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям.
Согласно абзацу 5 статьи 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг. Субсидии указанным субъектам предоставляются из средств бюджетов (статья 78 БК РФ).
К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов (статья 69 БК РФ).
В соответствии со статьей 6 БК РФ межбюджетные трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. Получателями межбюджетных трансфертов являются нижестоящие бюджеты бюджетной системы РФ, условия предоставления которых, в том числе по возврату остатков, устанавливаются правовыми актами Правительства РФ и соответствующими соглашениями.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (статья 129 БК РФ).
В соответствии пунктом 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 1 статьи 130 БК РФ).
Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 БК РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (далее - субсидии), а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации устанавливают Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 N 999 (далее - Правила N999).
Согласно пункту 2 Правил N 999 условия предоставления субсидий, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Пунктом 13 Правил N 999 предусмотрено, что объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого за счет субсидии, утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (определяется сводной бюджетной росписью бюджета субъекта Российской Федерации) исходя из необходимости достижения установленных соглашением значений показателей результативности (результатов) использования субсидии. При этом, предельный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета для субъектов Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности на текущий финансовый год (определенный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2004 N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации") которых равен или превышает 1, определяется по соответствующей формуле.
Также, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1460 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" (действующие в проверяемый период), (далее - Правила N 1460).
Пунктом 5 Правил N 1460 (в редакции от 27.01.2015) условиями предоставления субсидии являются:
а) наличие утвержденной государственной программы субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных программ, предусматривающих возмещение части затрат по кредитам (займам) на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (местных бюджетах бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по финансовому обеспечению мероприятий, связанных с возмещением части затрат, одним из источников финансового обеспечения которых является субсидия.
Согласно подпункту а(1)) пункта 10 Правил N 999 соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, должно содержать уровень софинансирования, выраженный в процентах от объема бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, установленный с учетом предельного уровня софинансирования, определенного в порядке, предусмотренном пунктом 13 или 13 (1.1) настоящих Правил.
10.02.2015 между Министерством сельского хозяйства и Правительством Тюменской области в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N717 заключено соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключаемое между Министерством сельского хозяйства РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ N90/17-с (далее - Соглашение N90/17-с).
Согласно пункту 1.3 Соглашения N 90/17-с высший исполнительный орган (Правительство Тюменской области) использует субсидии в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации в пределах годовых объемов субсидий, утвержденных Тюменской областью.
В соответствии с пунктом 2.1.4 Соглашения N 90/17-с Министерство перечисляет в течение финансового года субсидии в бюджет Тюменской области по направлениям и объемам, предусмотренным Приложениями N 1, N 2 к Соглашению N90/17-с.
Впоследствии между сторонами были заключены дополнительные соглашения N N 1-6, изменяющие содержание Приложений.
Соглашением N 90/17-с установлен размер субсидий, выделяемых федеральным бюджетом и бюджетом Тюменской области.
Таким образом, указанными выше положениями законодательства и условиями Соглашения N 90/17-с установлен принцип соблюдения долей между средствами субсидий и собственными средствами бюджета Тюменской области при расходовании бюджетных средств, то есть принцип соблюдения пропорции между средствами двух бюджетов при софинансировании расходных обязательств Тюменской области.
При соблюдении этого принципа, в случае сокращения общего объема расходов (за счет двух бюджетов), такое сокращение расходов не может возникнуть только у бюджета области, оно возникает также и в отношении средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета.
Полное расходование предусмотренных соглашением средств федерального бюджета возможно только при таком же полном расходовании установленных соглашением средств бюджета субъекта.
Отсутствие в Соглашении N 90/17-с конкретного процентного соотношения средств федерального бюджета и средств бюджета субъекта, направляемых на финансирование расходного обязательства Тюменской области, не свидетельствует о неустановлении принципа софинансирования расходов.
По представлению от 02.08.2018 N 67-21-13/21-28 установлено следующее.
В соответствии с Приложением к Дополнительным соглашениям N 5 (от 07.09.2015), N 6 (от 25.09.2015) Соглашения от 10.02.2015 N 90/17-с на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) сельскохозяйственных товаропроизводителей на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства предусмотрены средства в общей сумме 32 064,700 тыс. руб., в том числе:
- по КБК 0405 25Б5444 521 субсидии из федерального бюджета в сумме 22 264,700 тыс. руб.,
- по КБК 0405 4114048 810 средства из консолидированного бюджета Тюменской области в сумме 9 800,00 тыс. рублей.
Департаментом в бюджетной росписи предусмотрены бюджетные ассигнования на 2015 год на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства:
- по КФСР 0405, КЦСР 41 1 5444, КВР 810 доп. ФК 90856 за счет средств федерального бюджета на 2015 год в сумме 22 264,700 тыс. руб.;
- по КФСР 0405, КЦСР 41 1 4444, КВР 810 за счет средств бюджета Тюменской области в сумме 9 800,000 тыс. руб.
Согласно Отчету о расходах бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, предоставленному Департаментом Министерству по состоянию на 1 января 2016 года, кассовые расходы на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) сельскохозяйственных товаропроизводителей на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства составили в общей сумме 30 342 118 руб., в том числе: средства федерального бюджета в сумме 22 264 700 руб., средства областного бюджета в сумме 8 077 418 руб. (т.е. на 1 722 582 меньше, чем было предусмотрено).
Уведомлением по расчетам между бюджетами от 25.01.2016 N Р161-159-72 Минсельхозом Департаменту зачтены расходы на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства в рамках подпрограммы "Развитие молочного скотоводства" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" за 2015 год в сумме 22 264 700 руб.
Доля софинансирования за счет средств федерального бюджета, предусмотренная Соглашением N 90/17-с, составляет 69,4 % (22 264 700,00/32 064 700,00* 100).
Фактический уровень доли софинансирования средств субсидии, источником которых являются средства федерального бюджета, составил 73,4 % (22 264 700,00 /30 342 118* 100).
Управлением установлено, что Департаментом не соблюдены установленные Соглашением N 90/17-с условия софинансирования средств федерального бюджета на 4,0 % (73,4 % - 69,4 %).
При общем объеме фактически израсходованных средств в 2015 году в размере 30 342 118 руб., субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 21 057 429 руб. 89 коп. (30342118 x 69,4%).
Таким образом, средства федерального бюджета в сумме 1 207 270 руб. 11 коп. (22 264700 - 21 057 429,89) использованы с нарушением условий расходования бюджетных трансфертов.
По представлению от 07.08.2018 N 67-21-13/21-29 установлено следующее.
Согласно Отчету о расходах бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, предоставленному Департаментом Министерству по состоянию на 1 января 2016 года, кассовые расходы составили в общей сумме 34 604 405 руб., в том числе:
- средства федерального бюджета в сумме 26 811 000 руб.,
- средства областного бюджета в сумме 7 793 405 руб.,
Доля софинансирования за счет средств федерального бюджета, предусмотренная Соглашением N 90/17-с, составляет 72,4 % (26 811 000 /37 011 000* 100).
Фактический уровень доли софинансирования средств субсидии, источником которых являются средства федерального бюджета, составил 77,5 % (26 811 000 / 34604405* 100)
Таким образом, средства федерального бюджета в сумме 1 757 410 руб. 78 коп. использованы с нарушением условий расходования бюджетных трансфертов.
Аналогичное завышение доли софинансирования за счет средств федерального бюджета было допущено казначейством при предоставлении и использовании средств из федерального бюджета на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства (представление от 07.08.2018 N 67-21-13/21-30).
Так, согласно Отчету о расходах бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), кассовые расходы составили в общей сумме 85 393 355 руб., в том числе:
- средства федерального бюджета в сумме 71 138 800 руб.,
- средства областного бюджета в сумме 14 254 555 руб.,
Доля софинансирования за счет средств федерального бюджета, предусмотренная Соглашением N 90/17-с, составляет 78,5 % (26 811 000 /37 011 000* 100).
Фактический уровень доли софинансирования средств субсидии, источником которых являются средства федерального бюджета, составил 77,5 % (71 138 800 /90 597 275* 100).
Фактический уровень доли софинансирования средств субсидии, источником которых являются средства федерального бюджета, составил 83,3 % (71 138 800 /85 393 355* 100).
Таким образом, средства федерального бюджета в сумме 4 105 016 руб. 32 коп. использованы с нарушением условий расходования бюджетных трансфертов.
По представлению от 14.09.2018 N 67-21-13/21-34 установлено следующее.
В бюджете Тюменской области предусмотрены бюджетные ассигнования (в части проверяемых средств), в общей сумме 64 214 096 руб. 42 коп. по кодам бюджетной классифиакации:
- за счет средств федерального бюджета в сумме 54 214 096 руб. 42 коп. по КВСР 007; КФСР 0405; КЦСР 2545055, в том числе 573 496 руб. 42 коп. за счет остатков средств федерального бюджета;
- за счет средств бюджета Тюменской области в сумме 10 000 000 руб. по КВСР 0)7; КФСР 0405; КЦСР 4114055.
Приложением 1 к Соглашению N 90/17-с предусмотрены направления расходов федерального бюджета (в части проверяемых средств) в сумме 53 640,600 тыс. руб.
Приложением 2 к Соглашению 90/17-с предусмотрены направления расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (в части проверяемых средств) в сумме 10 000 тыс. руб.
Согласно Отчету о расходах бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета по Тюменской области по состоянию на 1 января 2016 года, перечислено сельхозтоваропроизводителям бюджетных средств в общей сумме 32 746 686 руб. 63 коп., в том числе: средства федерального бюджета в сумме 28 015 580 руб. 20 коп., в том числе:
- за счет средств субсидии согласно Соглашению N 90/17-с в сумме 27 442 083 руб. 78 коп.;
- за счет остатков средств федерального бюджета на 01.01.2015 в рамках возмещения части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования при расходовании остатков средств федерального бюджета в сумме 573 496 руб. 42 коп. (в размере 95 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации);
- средства областного бюджета в сумме 4 731 106 руб. 43 коп., в том числе:
- средства областного бюджета согласно Соглашению 90/17-с в сумме 4 698 647 руб. 01 коп.;
- средства областного бюджета в рамках возмещения части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования при расходовании остатков средств федерального бюджета в сумме 32 459 руб. 42 коп. (в размере 5 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации).
Согласно Отчету о расходах бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета по Тюменской области по состоянию на 1 января 2016 года, уровень финансирования за счет средств субъекта Российской Федерации по Соглашению N 90/17-с предусмотрен в размере 15,71%.
Фактический уровень финансирования за счет средств субъекта Российской Федерации по Соглашению N 90/17-с составил 14,62% (4 698 647,01 /32 140 730,79 * 100, где 4 698 647,01 руб. - израсходовано средств областного бюджета по Соглашению 90/17-с; 32 140 730,79 руб. - общий объем израсходованных средств по соглашению 90/17-с).
Следовательно, фактический уровень финансирования за счет средств федерального бюджета составил 85,38% (100% - 14,62%).
В этой связи Департаментом не соблюдены условия финансирования по направлениям (в части проверяемых средств) в объемах, предусмотренных в приложениях N 1, 2 к Соглашению N 90/17-с, а именно при общем объеме фактически израсходованных средств в 2015 году по Соглашению N 90/17-с в сумме 32 140 730 руб. 79 коп., субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 27 126 776 руб. 79 коп. (32 140 730,79 * 84,4 %, где 84,4% доля софинансирования расходных обязательств субъекта Российской федерации из федерального бюджета, предусмотренная Соглашением N 90/17-с, рассчитанная согласно Методическим рекомендациям по определению Федеральным казначейством суммы средств, подлежащих бесспорному взысканию, и межбюджетных трансфертов, подлежащих приостановлению (сокращению), при нарушении условий предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, утвержденных приказом Минфина России от 31.03.2017 N 53н.
Средства федерального бюджета в сумме 315 306 руб. 99 коп. (27 442 083,78 -27 126 776,79) использованы в 2015 году сверх установленного Соглашением N 90/17-с уровня финансирования.
С учетом изложенного, суд считает доказанными факты нарушения принципа софинансирования расходов, установленные Управлением в ходе проведения проверок.
Учитывая изложенное выше, из указанных объемов фактических расходов следует, что субъектом РФ получена экономия средств путем сокращения размера субсидии по сравнению с Соглашением N 90/17-с, тогда как средства федерального бюджета израсходованы с перерасходом.
Возникновение остатка средств только в средствах области указывает на нарушение баланса интересов Российской Федерации, предоставившей субсидии, которые были израсходованы областью в полном объеме (то есть с перерасходом), а средства области при этом незаконно сэкономлены в нарушение взятых на себя расходных обязательств.
Следовательно, Управление пришло к обоснованному выводу о нарушении условий софинансирования при фактическом исполнении расходных обязательств Тюменской области Департаментом.
Ссылка Департамента на пункты 6-8 Правил N 1460 в обоснование своей позиции, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку в пункте 8 Правил N 1460 речь идет о консолидированном бюджете, указанный заявителем размер 5% относится в общем к уровню финансирования расходного обязательства субъекта по отношению к консолидированному бюджету, который включает в себя, как муниципальный, так и областной бюджет. При этом, конкретный объем софинансирования по каждому направлению расходования субсидий установлен в соглашениях.
Подлежит отклонению и довод Департамента в части наличия объективных причин неиспользованных денежных средств по Соглашению N 90-17-с за счет средств областного бюджета, со ссылкой на невозможность расчета точной суммы обязательств, поскольку указанное не является основанием для освобождения Департамента от выполнения принятых по Соглашению N 90/17-с обязательств.
Кроме того, Министерство сельского хозяйства в письме от 18.11.2015 N ГЕ-16-27/14663 просило обеспечить выполнение обязательств по заключенным соглашениям по доведению средств государственной поддержки за счет средств федерального и регионального бюджетов до сельскохозяйственных производителей в полном объеме (т.5 л.д. 76).
Также подлежит отклонению и довод в части отсутствия в проверяемый период в законодательстве понятия уровня софинансирования, поскольку, из совокупного толкования указанных выше норм и условий заключенного Соглашения N 90/17-с, расходование средств федерального бюджета в полном объеме, возможно только при полном использовании средств областного бюджета.
В связи с изложенным, требования Департамента обоснованно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют доводы поданного в суд первой инстанции заявления, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по результатам рассмотрения апелляционной жалобы распределению не подлежат, поскольку Департамент при подаче апелляционной жалобы не платил государственную пошлину в силу его освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.01.2019 по делу N А70-16076/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.