г. Челябинск |
|
30 апреля 2019 г. |
Дело N А07-16322/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Ермолаевой Л.П., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Таранжиной А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.02.2019 по делу N А07-16322/2018 (судья Айбасов Р.М.).
Индивидуальный предприниматель Симоненко Роман Бахытжанович (далее - ИП Симоненко Р.Б., заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление, заинтересованное лицо) с требованиями об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 02:55:030312:2725, расположенного по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Путейская, д. 25, в соответствии с данными межевого плана от 20.04.2018, с координатами земельного участка:
внешняя граница:
точка 1 (X - 670 210,17 Y - 1 368 644,67);
точка 2 (X - 670 221,04 Y - 1 368 675,33);
точка 3 (X - 670 181,02 Y - 1 368 697,12);
точка 4 (X - 670 170,60 Y - 1 368 701,50);
точка 5 (X - 670 163,39 Y - 1 368 690,88);
точка Н1 (X - 670 162,57 Y - 1 368 689,62);
точка Н2 (X - 670 180,79 Y - 1 368 677,75);
точка Н3 (X - 670 196,58 Y - 1 368 657,35);
внутренняя граница:
точка 11 (X - 670 215,75 Y - 1 368 668,74);
точка 12 (X - 670 210,12 Y - 1 368 672,09);
точка 13 (X - 670 206,84 Y - 1 368 666,58);
точка 14 (X - 670 212,47 Y - 1 368 663,23),
площадью 1274 кв.м, с указанием, что настоящее решение является основанием для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 02:55:030312:2725, площадью 1 274 кв.м, расположенного по адресу: г.Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Путейская, д. 25, без согласования с собственниками смежных земельных участков (с учетом уточнения требований, т. 1 л.д. 2).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.02.2019 (резолютивная часть от 21.02.2019) требования удовлетворены в полном объеме.
С указанным решением не согласились Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее также - Администрация, Управление, податели апелляционной жалобы, апеллянты), в апелляционной жалобе просят решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
Полагают, что оснований для уточнения границ земельного участка не имеется, поскольку земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет во исполнение решения суда по делу N А07-30888/2015 и его границы полностью соответствуют государственному кадастровому учету.
Соответствующие требованиям части 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судами при рассмотрении дела N А07-30888/2015, предприниматель является собственником объектов недвижимости - нежилого одноэтажного здания обшей площадью 7,7 кв. м, нежилого одноэтажного здания общей площадью 26,2 кв. м, нежилого трехэтажного здания общей площадью 963,5 кв. м, находящихся по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Орджоникидзевский р-н, ул. Путейская, д. 25.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.06.2016 по делу N А07-30888/2015 признан незаконным выраженный в письме от 28.07.2015 отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в утверждении ИП Симоненко Р.Б. схем расположения земельных участков площадью 1709 кв. м и 1787 кв. м по адресу Республика Башкортостан, город Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Путейская, 25, на кадастровом плане территории кадастрового квартала 02:55:030312. Суд также возложил на Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в срок, не превышающий тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения, обязанность принять решение об утверждении схем расположения земельных участков площадью 1709 кв. м и 1787 кв. м по адресу Республика Башкортостан, город Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Путейская, 25, на кадастровом плане территории кадастрового квартала 02:55:030312.
Во исполнение указанного судебного акта Управлением утверждена в том числе схема расположения земельного участка 1787 кв. м. по адресу Республика Башкортостан, город Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Путейская, 25, в координатах, указанных в схеме (т. 1 л.д. 32).
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 02:55:030312:2725 с разрешенным использованием "промышленные предприятия и коммунально-складские организации III-V классов опасности: машиностроительные и металлоперерабатывающие предприятия и производства", что следует из сведений единого государственного реестра недвижимости (т. 1 л.д. 39).
ИП Симоненко Р.Б. обратился в Управление с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:030312:2725 в аренду.
Письмом N С-15481 от 01.12.2017 Управление сообщило ИП Симоненко Р.Б. о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий, предоставление земельного участка не представляется возможным (т. 1 л.д. 19).
ИП Симоненко Р.Б. обратился в Управление с просьбой согласовать межевой план, подготовленный в связи с уточнением границ и площади земельного участка с кадастровым номером 02:55:030312:2725.
Письмом N С-6138 от 11.05.2018 Управление сообщило ИП Симоненко Р.Б. о том, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:030312:2725 сформирован и поставлен на кадастровый учет 06.02.2017 на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.06.2016. Границы земельного участка соответствуют государственному кадастровому учету. Отсутствуют правовые основания для уточнения границ испрашиваемого земельного участка (т. 1 л.д. 21).
Ссылаясь на то, что земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет в границах, частично пересекающих красные линии, и правовые основания для уточнения границ земельного участка отсутствуют, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Квалифицировав заявленные требования как спор об установлении границ земельного участка и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что при постановке земельного участка на кадастровый учет во исполнение решения арбитражного суда по делу N А07-30888/2015 была допущена реестровая ошибка в силу расположения сформированного земельного участка в границах красных линий, которая подлежит исправлению путем уточнения границ земельного участка.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Перечень способов защиты нарушенного права указан в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и не является исчерпывающим.
В силу пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" и пункта 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
Указанная категория исков призвана обеспечить решение споров по фактическим границам земельных участков между смежными землепользователями, в том числе при несоответствии таких границ сведениям о границах, имеющимся в государственном кадастре недвижимости, и направлена на устранение неопределенности в прохождении границы смежных земельных участков.
Таким образом, иски об установлении границ земельного участка по существу направлены на разрешение спора о праве на земельные участки смежных землепользователей.
Между тем изложенных обстоятельств из материалов настоящего дела не усматривается, поскольку между предпринимателем и Управлением отсутствует вещно-правовой спор о границе земельного участка с кадастровым номером 02:55:030312:2725 по смыслу, придаваемому изложенными разъяснениями, а отказ Управления в согласовании уточненных границ земельного участка был принят в пределах предусмотренных законом административных полномочий Управления как лица, уполномоченного на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу части 1 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле.
Согласно правовым позициям, сформированным в Постановлениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2665/12 от 19.06.2012, N 5761/12 от 24.07.2012, N 5441/10 от 09.12.2010, отказ в иске по формальным основаниям недопустим.
Исходя из существа фактических отношений сторон следует, что предпринимателем в порядке статей 11.2. 11.10, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) было реализовано право на образование земельного участка, впоследствии поставленного на кадастровый учет с кадастровым номером 02:55:030312:2725 площадью 1787 кв.м., для целей эксплуатации размещенных на земельном участке объектов недвижимости.
Таким образом, по смыслу статьи 35 и 39.20 ЗК РФ предприниматель является законным землепользователем земельного участка с кадастровым номером 02:55:030312:2725, уполномоченным по смыслу статьи 11.2 ЗК РФ на определение границ земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются в том числе при разделе исходного земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в том числе у пункте 6 настоящей статьи.
Согласно пункту 6 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
В силу положений пункта 7 статьи 11.4 ЗК РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:
1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Таким образом, исходя из положений части 1 статьи 168 АПК РФ, требования предпринимателя следует квалифицировать как направленные на утверждение схемы расположения земельного участка в порядке преобразования земельного участка путем его раздела.
По изложенным основаниям, тот факт, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:030312:2725 площадью 1787 кв.м. был поставлен на кадастровый учет во исполнение решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.06.2016 по делу N А07-30888/2015, на что ссылается апеллянт в жалобе, не препятствует его дальнейшему преобразованию в порядке, установленном законом.
При этом апелляционная коллегия принимает во внимание недоказанность апеллянтом наличия у предпринимателя иных способов защиты нарушенного права, учитывая доказанность по материалам дела обстоятельства формирования земельного участка с кадастровым номером 02:55:030312:2725 с нарушением правил землепользования и застройки и градостроительных регламентов в силу его частичного расположения в границах красных линий.
Факт наличия кадастровой ошибки, установленный кадастровым инженером Шаяхметовой Г.А. при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 02:55:030312:2725 и указанный в подготовленном инженером межевом плане от 20.04.2018 (л.д. 22-31), объективными доказательствами также не подтвержден, несоответствие фактических границ земельного участка координатам, определенным в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории самим же предпринимателем и заявленной им к утверждению в рамках дела N А07-308888/2015, по материалам настоящего дела не установлено.
Согласно пункту 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
В силу пункта 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункты 3, 4 статьи 11.10 ЗК РФ).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 ЗК РФ).
Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрены основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Доказательств наличия указанных оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка Управлением в материалы дела не представлено.
Напротив, из письма Управления N С-15481 от 01.12.2017 в адрес ИП Симоненко Р.Б. следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий (т. 1 л.д. 19), что нарушает требования нормы пункта 2 статьи 11.10 ЗК РФ в силу формирования земельного участка с нарушением требований градостроительного регламента.
По изложенным основаниям апелляционный суд не находит предусмотренных действующим законодательством оснований для отказа в удовлетворении требований предпринимателя.
С учетом изложенного в мотивировочной части настоящего постановления оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.02.2019 по делу N А07-16322/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.