г. Самара |
|
18 января 2024 г. |
Дело N А55-20161/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Колодиной Т.И., судей Барковской О.В., Сафаевой Н.Р.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хоробровым И.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании 16.01.2024 апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.10.2023 по делу N А55-20161/2023 (судья Шехмаметьева Е.В.) по иску Общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о взыскании,
в судебное заседание явились:
от истца - Сетина М.М., доверенность от 06.12.2023, паспорт, диплом, справка о заключении брака,
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском о взыскании с Департамента управления имуществом городского округа Самара долга по договору на оказание услуг по обращении с ТКО N 744/22-МКД/ЮЛ за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 в размере 312 589 руб. 43 коп. и неустойки в размере 22 269 руб. 12 руб., а также неустойки по день фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.10.2023 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 17.10.2023, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2023 апелляционная жалоба принята к производству с назначением судебного заседания на 19.12.2023. Впоследствии определением от 22.12.2023 рассмотрение апелляционной жалобы было отложено на 16.01.2024.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебных заседаний размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Лица, участвующие в деле, не обеспечившие явку в судебное заседание, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе в силу ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дополнительным решением Арбитражного суда Самарской области от 12.01.2024 по настоящему делу с ответчика в пользу истца взыскана неустойка за период с 27.05.2023 по день фактической оплаты долга.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылался на передачу помещений по договорам социального найма; на отсутствие доказательств обращения ответчиком ТКО в свою собственность, а также на то, что собственником помещений является не департамент, а муниципальное образование городской округ Самара.
Истец возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, который в соответствии со ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 17.10.2023 по делу N А55-20161/2023. При этом суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с пунктом 1.2. Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара, утвержденного Постановлением Самарской Городской Думы от 30.05.2002 N 154 "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара", Департамент управления имуществом городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделенным Уставом городского округа Самара собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
Согласно пункту 4 статьи 45 Устава городского округа Самара Самарской области от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.
В соответствии со статьей 47 Устава городского округа Самара Самарской области Департамент управления имущества г.о. Самара осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара, а также осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр.
По смыслу статей 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 36, 37, 39, 158 Жилищного кодекса Российской федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора (часть 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, Департамент управления имуществом городского округа Самара в силу закона является лицом, обязанным заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении муниципальных объектов недвижимости в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, а также специальных норм права, регулирующих отношения сторон в сфере оказания услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
На основании указанных норм права приведенные в апелляционной жалобе доводы о том что департамент не является собственником помещений, суд апелляционной инстанции отклоняет.
Судом также установлен, что истцу по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по Самарской области Соглашения об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018 присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области.
Истец с 01.01.2019 осуществляет на территории Самарской области деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).
В зоне своей деятельности региональный оператор обязан заключать договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителями в соответствии с заключенным соглашением, а также в соответствии с типовой формой договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
В силу своей правовой природы договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным, обязанность его заключения установлена законом, а не волей контрагентов.
В соответствии со ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится. Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
Согласно п. 4 ст. 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В силу п. 1 ст. 422 Гражданского Кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами) действовавшими в момент его заключения.
Согласно пунктам 8(4) - 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23.12.2018.
В силу своей публичности договор с региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя (ст. 426 ГК РФ) с 01.01.2019.
На основании изложенного договор между сторонами считается заключенным на условиях типового договора, форма которого утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Обращаясь в суд, истец указал, что им были оказаны услуги по обращению с ТКО надлежащим образом, в адрес потребителя выставлены универсальные передаточные документы (УПД) и универсальные корректировочные документы (УКД) на оплату услуг по обращению с ТКО за период с 01.01.2022 по 31.12.2022.
Между тем ответчик указанные услуги по вывозу ТКО не оплачивал, в связи с чем за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 у ответчика образовалась задолженность перед истцом в размере 312 589 руб. 43 коп. В связи с просрочкой оплаты услуг истцом начислена неустойка в размере 22 269 руб. 12 коп.
С целью досудебного урегулирования споров истцом в адрес ответчика направлена претензия исх. N ЭСР-12859/23 от 20.02.2023 с требованием оплатить задолженность за услуги по обращению с ТКО. Поскольку ответчик требования истца в добровольном порядке не исполнил, последний обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с ч. 1 ст. 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, является прерогативой суда.
Суд первой инстанции верно квалифицировал отношения сторон как регулируемые нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Возражая против иска, ответчик указывал, что истцом начислена плата за услуги по обращению с ТКО в отношении "пустующих" муниципальных объектов жилого фонда.
Данные доводы правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку в силу ч.11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правилами N 354 установлен порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета. В настоящее время порядок расчета и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе и порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется Правилами N 354.
Согласно п. 1 Правил N 354 под нормативом потребления коммунальной услуги понимается количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
В силу пп. 86, 88, 90 и 97 Правил N 354 при временном, то есть более пяти полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу.
Таким образом, действующим законодательством установлен порядок проведения перерасчета платы за коммунальные услуги (при способе коммерческого учета по нормативу), а также установлен срок обращения с заявлением о перерасчете и перечень документов, подтверждающих право потребителя на перерасчет, в случае временного отсутствия потребителя.
При этом неиспользование собственником жилого помещения (непроживание в данном помещении) не тождественно понятию "временное отсутствие потребителя", применяемому в Правилах N 354 для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения собственника жилого помещения от оплаты соответствующей коммунальной услуги по обращению с ТКО. Порядок перерасчета платы за услугу, которую потребители обязаны оплачивать как собственники помещения, в котором не проживает ни один потребитель, ни Правилами N 354, ни иными нормативными актами, не предусмотрен.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 13.04.2020 N 301-ЭС20-4П9 по делу N А43- 24851/2019, Определении от 11.10.2021 N 310-ЭС21-17680 по делу N А08-2631/2020.
Учитывая, что оказание истцом услуг в заявленный в иске период ответчиком фактически не оспаривалось, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования о взыскании задолженности за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 в размере 312 589 руб. 43 коп., а также в связи с просрочкой в оплате - о взыскании неустойки в размере 22 269 руб. за период с 11.02.2022 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 26.05.2023, исходя из ключевой ставки Банка России в размере 9,5% годовых.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о передаче помещений в пользование по договорам социального найма подлежат отклонению как документально не подтвержденные, какой-либо контррасчет ответчиком в апелляционной жалобе не приведен.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию ответчика с выводами суда о фактических обстоятельствах дела и иной оценке представленных в материалы дела доказательств, что не может служить основанием для отмены судебного акта. В этой связи, учитывая отсутствие нарушений, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта по ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Самарской области от 17.10.2023 по делу N А55-20161/2023 является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба - не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с пп. 1.1 п. 1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17.10.2023 по делу N А55-20161/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня его принятия с направлением кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.И. Колодина |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20161/2023
Истец: ООО "ЭкоСтройРесурс"
Ответчик: Департамент управления имуществом городского округа Самара