г. Саратов |
|
30 апреля 2019 г. |
Дело N А12-43277/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поливановой А.А.,
при участии в судебном заседании представителя администрации Краснооктябрьского района Волгограда Коновалова В.А., действующего на основании доверенности от 13.04.2018 N 9, представителя общества с ограниченной ответственностью "Аква Дренаж" Жульева А.С., действующего на основании доверенности от 12.11.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу департамента муниципального имущества администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 февраля 2019 года по делу N А12-43277/2018 (судья Маслова И.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аква Дренаж" (400001, г. Волгоград, ул. им. Канунникова, д. 6/1, кабинет 607, ОГРН 1163443075520, ИНН 3460065443)
к администрации Краснооктябрьского района Волгограда (400105, г. Волгоград, пр. им. В.И.Ленина, д. 119, ОГРН 1033400170286, ИНН 3442026353),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: департамент муниципального имущества администрации Волгограда (400131, г. Волгоград, ул. Волгодонская, д. 16, ОГРН 1023403446362, ИНН 3444074200)
о признании недействительными ненормативных актов,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Аква Дренаж" (далее - ООО "Аква Дренаж", общество, заявитель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными уведомления администрации Краснооктябрьского района Волгограда (далее - администрация) от 06.11.2018 N 14/8 о фиксации самовольно установленного объекта, распоряжения администрации от 06.11.2018 N 530-Р о демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта - ограждения, павильона, металлического сооружения по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, ул. им. Менделеева.
Решением суда первой инстанции от 11 февраля 2019 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными уведомление администрации Краснооктябрьского района Волгограда от 06.11.2018 N 14/8 о фиксации самовольно установленного объекта, распоряжение администрации Краснооктябрьского района Волгограда от 06.11.2018 N 530-Р о демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта - ограждения, павильона, металлического сооружения по адресу: ул. им. Менделеева.
Кроме того, с администрации в пользу общества взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Департамент муниципального имущества администрации Волгограда (далее - департамент) не согласился с принятым судебным актом и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Представитель ООО "Аква Дренаж" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Департамент муниципального имущества администрации Волгограда явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие данного лица, участвующего в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения департамента земельных ресурсов администрации Волгограда от 24.03.2017 N 622-рз ООО "Аква Дренаж" выдано разрешение на размещение подземного линейного сооружения канализационных частей, а также его наземной части и сооружения, технологически необходимых для использования на земельном участке (учетный N 2-0-203) площадью 120 кв.м без его предоставления и установления сервитута, из земель населенных пунктов, расположенном по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, ул. им. Менделеева, на срок с 29.03.2017 по 29.03.2027.
16.10.2018 должностным лицом департамента проведен осмотр земельного участка, расположенного по адресу: Волгоград, Краснооктябрьский район, ул. им. Менделеева, на предмет наличия имущества и его фактического использования.
Из акта от 16.10.2018 N 2/609-18-МЗК, составленного по результатам осмотра, следует, что на земельном участке (учетный N 2-0-203), имеющем ограждение, размещен нестационарный павильон, металлическое сооружение, автомашина "КАМАЗ".
31.10.2018 должностными лицами департамента и администрации проведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, ул. им. Менделеева.
Из составленного по результатам обследования акта от 31.10.2018 N 2/643-18-МЗК следует, что на земельном участке (учетный N 2-0-203), имеющем металлическое ограждение, размещено подземное линейное сооружение канализационных частей, его наземная часть и нестационарный объект - павильон, сведения о наличии предоставления права на размещение данного объекта в указанных границах отсутствуют.
06.11.2018 комиссия по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Краснооктябрьского района Волгограда, рассмотрев материалы по факту самовольно установленного нестационарного объекта, расположенного на земельном участке по адресу: г. Волгоград, ул. им. Менделеева, - ограждение, павильон, металлическое сооружение, приняла решение о демонтаже спорного объекта, оформленное протоколом N 14.
06.11.2018 на основании решения комиссии администрацией принято распоряжение N 530-Р о демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта - ограждения, павильона, металлического сооружения по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, ул. им. Менделеева.
06.11.2018 администрацией обществу выдано уведомление N 14/8 о фиксации самовольно установленного объекта, согласно которому заявителю предложено до 13.11.2018 в добровольном порядке объект демонтировать и вывезти к месту его законного размещения или хранения, а также разъяснено, что в случае неисполнения уведомления объект будет демонтирован и вывезен в принудительном порядке к месту ответственного хранения по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, ул. Вогульская, 58.
Письмом от 12.11.2018 N 21846-ОСЗО департамент уведомил ООО "Аква Дренаж" о досрочном прекращении действия разрешения на размещение объекта от 29.03.2017 N 190 на основании подпункта "б" пункта 16 постановления администрации Волгоградской области от 23.10.2015 N 630-п.
ООО "Аква Дренаж", полагая, что выданное распоряжение администрации от 06.11.2018 N 530-Р, уведомление от 06.11.2018 N 14/8 являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции верными.
В соответствии с пунктом 2 Порядка демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764 "Об утверждении Порядка демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, Положения о комиссиях по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда" (далее - Порядок демонтажа нестационарных объектов) демонтажу подлежат нестационарные объекты, размещенные на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, располагаемых внутри объектов, находящихся в муниципальной собственности, установленных и (или) эксплуатируемых без правовых оснований на их размещение.
К нестационарным объектам относятся следующие виды движимого имущества: нестационарные торговые объекты, в том числе киоски, павильоны, торговые галереи, лотки, палатки, тележки, а также нестационарные торговые объекты временного размещения: бахчевые развалы, елочные базары, площадки для продажи рассады и саженцев, автомагазины, автоцистерны, прилавки и холодильное оборудование для хранения и реализации скоропортящейся продукции и напитков; объекты общественного питания (кафетерии, закусочные и иные точки общественного питания), оборудованные в некапитальных строениях; торговые автоматы и платежные терминалы; металлические контейнеры и гаражи; хозяйственные постройки, не являющиеся объектами недвижимости; ограждения; иные объекты движимого имущества (далее - объект).
В соответствии с пунктом 3 Порядка демонтажа нестационарных объектов работу по выявлению объектов на территории Волгограда осуществляют администрации районов Волгограда.
Решения о демонтаже объектов на территории Волгограда принимают комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, создаваемые в администрациях соответствующих районов Волгограда.
Согласно пункту 4 Порядка демонтажа нестационарных объектов при выявлении объекта либо получении сведений о выявленных объектах от подразделений, указанных в пункте 3 Порядка демонтажа нестационарных объектов администрации направляют в департамент земельных ресурсов администрации Волгограда (далее - департамент) запрос о проведении обследования земельного участка, на котором расположен объект. Департамент с привлечением специалистов администраций, департамента экономического развития администрации Волгограда, а в случае необходимости иных отраслевых структурных подразделений администрации Волгограда в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения запроса проводит обследование земельного участка, составляет акт обследования и направляет его в администрации.
В случае установления, что выявленный объект расположен незаконно, администрация составляет уведомление о фиксации самовольно установленного объекта по форме согласно приложению 1 к Порядку демонтажа нестационарных объектов (далее - уведомление) и в срок не позднее 5 рабочих дней доводит предложения о добровольном демонтаже объекта до сведения собственника объекта путем размещения уведомления на объекте с фото- или видеофиксацией.
Согласно пункту 1 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Пунктом 2 Правил размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Волгоградской области, утвержденных постановлением Администрации Волгоградской области от 23.10.2015 N 630-п (далее - Правила размещения объектов), размещение объектов, виды которых установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, на землях или земельных участках (частях земельных участков) без предоставления земельных участков и установления сервитутов осуществляется на основании разрешения на размещение объектов, выдаваемого исполнительным органом государственной власти Волгоградской области или органом местного самоуправления муниципального образования Волгоградской области, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Администрация и департамент, указывая на несоответствие размещенного обществом по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, ул. им. Менделеева объекта виду объекта, указанного в разрешении на размещение объекта, ссылаются на наличие на земельном участке ограждения, нестационарного павильона и металлического сооружения.
Между тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, наличие указанных объектов на земельном участке не свидетельствует о его использовании не в соответствии с выданным разрешением, а их установление не является самовольным.
Из содержания разрешения от 29.03.2017 N 190 и распоряжения департамента от 24.03.2017 N 622-рз следует, что обществу выдано разрешение не только на размещение подземного линейного сооружения канализационных частей, но и его наземной части и сооружений, технологически необходимых для его использования.
В ходе осмотра земельного участка департаментом и администрацией не устанавливалось назначение сооружений, имеющихся на земельном участке, и их связь с подземным линейным сооружением канализационных частей.
При этом в соответствии с пунктами 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Жидкие бытовые отходы следует вывозить на сливные станции или поля ассенизации.
Согласно пункту 3.5 СанПиН 42-128-4690-88 все помещения сливных станций должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией. Полы производственных помещений должны быть водонепроницаемыми и иметь уклоны, обеспечивающие сток жидкости в приямок. Полы следует регулярно промывать водой и содержать в чистоте. Бытовые и административные помещения должны иметь обособленный от производственных помещений вход.
В соответствии с пунктом 2 Санитарных правил устройства и содержания сливных станций, утвержденных заместителем главного государственного санитарного врача СССР 10.01.1975 N 1216-75 (далее - Санитарные правила устройства и содержания сливных станций), действовавшим на дату выдачи разрешения от 29.03.2017 N 190, устройство и эксплуатация сливных станций должны обеспечивать санитарную безопасность для персонала и окружающего населения, и в этих целях все процессы должны быть максимально механизированы и герметизированы.
Пунктом 3 Санитарных правил устройства и содержания сливных станций определено, что участок для сливной станции должен, в том числе, иметь ограждение приемных мест в соответствии с "Указаниями по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений", защитную зеленую полосу вокруг участка, а также озеленение свободной части участка.
Согласно пункту 6 Санитарных правил устройства и содержания сливных станций сливная станция должна иметь следующие отделения: приемное (разгрузочное) отделение; отделение решеток для отделения крупных механических примесей; отделение песколовок; отделение для временного хранения в специальных сборниках крупных примесей и песка.
Кроме того, должны быть предусмотрены административные, бытовые и подсобные помещения. При размещении административно-бытовых и подсобных помещений в одном здании с производственными, они должны быть изолированными и иметь отдельные входы.
В соответствии с пунктом 21 Санитарных правил устройства и содержания сливных станций бытовые помещения для обслуживающего персонала должны иметь: индивидуальные шкафчики с двумя отделениями для хранения собственной одежды и спецодежды; душевые умывальные раковины, мыло, полотенце; уборные; питьевые бачки с кипяченой водой; аптечку для оказания первой помощи.
Как следует из пояснений заявителя и фотографий, сделанных департаментом в ходе осмотра земельного участка 16.10.2018, пункт приема жидких бытовых отходов (далее - ЖБО), используемый ООО "Аква Дренаж", представляет собой оборудованную площадку с размещенным под ней подземным линейным сооружением (подземный резервуар), в который осуществляется размещение ЖБО, а также с размещенной на площадке наземной частью, которая включает в себя следующие объекты: ограждение с воротами для въезда транспортных средств для последующего слива ЖБО в резервуары, приемные люки, диспетчерский пункт (нестационарный павильон), в котором находятся электронный обогреватель, пульт управления, естественная вентиляция, станция дозирования дезинфецирующего раствора, счетчик учета хозяйственно-бытовых стоков, сороулавливающая корзина, счетчик расхода воды, а также постоянно присутствует работник общества.
Администрация не представила в материалы дела документы, подтверждающие несоответствие размещенного обществом объекта виду объекта, указанного в разрешении на размещение объекта от 29.03.2017 N 190, а также доказательства самовольного установления заявителем объекта.
При указанных обстоятельствах у администрации отсутствовали правовые основания для признания принадлежащего обществу объекта самовольно установленным, принятия распоряжения о его демонтаже и выдачи заявителю соответствующего уведомления, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные ООО "Аква Дренаж" требования.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 февраля 2019 года по делу N А12-43277/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.