город Ростов-на-Дону |
|
30 апреля 2019 г. |
дело N А53-2801/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от ООО "Донская аптека 4" - Саркисов С.О. по доверенности от 12.02.2018 N 1, паспорт;
от Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области - Гребеник А.А.по доверенности от 09.01.2019 N 1, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Донская аптека 4"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 20.02.2019 по делу N А53-2801/2019, принятое судьей Ширинской И.Б.,
по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Донская Аптека 4"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области (далее - заявитель, Территориальный орган Росздравнадзора по Ростовской области) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении общество с ограниченной ответственностью "Донская Аптека 4" (далее - ООО "Донская Аптека 4", общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.02.2019 ООО "Донская аптека 4" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного приостановления лицензионной деятельности аптечного пункта, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Шахты, ул. Советская 145-Б, на срок 30 (тридцать) суток. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Донская Аптека 4" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, которым назначить обществу с ограниченной ответственностью "Донская Аптека 4" с учетом смягчающего административную ответственность обстоятельства административное наказание в размере минимального административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ - 100 000 рублей. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что признание своей вины в совершенном правонарушении, раскаяние в его совершении не были оценены Арбитражным судом Ростовской области при назначении наказания, не были учтены в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность. Назначение обществу административного наказания в виде приостановления деятельности структурного подразделения общества на 30 суток с учетом обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при игнорировании обстоятельств, смягчающих ответственность, прямо нарушает основополагающие принципы разумности и справедливости наказания, ведет к формированию опасного прецедента, в соответствие с которым судами могут не учитываться обстоятельства, четко изложенные в КоАП в качестве смягчающих административную ответственность.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представителем ООО "Донская аптека 4" заявлено ходатайство об отложении судебного заседания.
В судебном заседании представитель ООО "Донская аптека 4" просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Представитель Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Распоряжением N ФСТ-18-61.3/612 от 17.12.2018 Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области в отношении общества с ограниченной ответственностью "Донская Аптека 4" (далее - общество), а именно структурного подразделения, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Шахты, ул. Советская 145 "Б", в период с 20.12.2018 по 24.01.2019 проведена внеплановая документарная проверка, задачей которой является осуществление государственного контроля за обращением лекарственных средств и контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности.
При проверке установлено, что в нарушение лицензионных требований и условий, установленных подпунктом "г" пункта 5 "Положения о лицензировании", а также пункта 4 "Правил отпуска" в структурном подразделении общества с ограниченной ответственностью "Донская аптека 4", расположенном по вышеуказанному адресу 22.11.2018 фармацевтом аптеки Скопневой К.В. реализован лекарственный препарат "Пиралгин" в виде 1 блистера по 10 таблеток без рецепта врача и с нарушением вторичной потребительской упаковки при его отпуске, что является нарушением подпункта "г" пункта 5 "Положения о лицензировании" и пункта 8 "Правил отпуска".
Кроме того, Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области выявлено, что в нарушение лицензионных требований и условий, установленных подпунктами "г" пункта 5 "Положения о лицензировании", а также пункта 7 "Правил ведения журналов", в вышеназванном структурном подразделении общества, не ведется учет лекарственного препарата "Пиралгин", подлежащего предметно-количественному учету.
Территориальным органом установлено, что в период с 01.10.2018 по 31.12.2018 в адрес структурного подразделения общества, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Шахты, ул. Советская 145 "Б" от общества с ограниченной ответственностью "Надежда" поступило 1473 упаковки лекарственного препарата "Пиралгин", что составляет 14730 таблетки. Данный факт подтверждается товарными накладными, представленными в материалы дела.
Вместе с тем в ходе проверки, установлено, что не представлены копии товарных накладных на поступление 320 упаковок лекарственного препарата "Пиралгин", которое отражено в Журнале учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения.
В Журнале некорректно указаны сведения об остатках на начало и конец месяца, а именно: остаток лекарственного препарата "Пиралгин" по состоянию на 01.11.2018 в соответствии с данными в Журнале составляет 1062 упаковки, поступило за ноябрь по Журналу 209 упаковок, расход за ноябрь по Журналу 243 упаковки, остаток по состоянию на 01.12.2018 должен быть 1028 упаковок, однако указан в количестве 1034 упаковки.
Не представлены рецепты на расход лекарственного препарата "Пиралгин", отраженный в "Журнале": за ноябрь 2018 года в количестве 243 упаковок, за декабрь 2018 года в количестве 341 упаковки.
Кроме того, в соответствии с данными, указанными в Журнале, остаток лекарственного препарата "Пиралгин" по состоянию на 22.11.2018 года составляет 1060 упаковок, однако в ходе проведения осмотра помещения спорного структурного подразделении общества сотрудниками УМВД Ростовской области по г. Шахты обнаружено только 5 (пять) блистеров по 10 таблеток.
Указанные нарушения Территориальным органом отражены в акте проверки от 24.01.2019.
Должностным лицом Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области 28.01.2019 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Донская аптека 4" в присутствии представителя общества Марченко И.А. составлен протокол об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области обратился в суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Донская аптека 4" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно примечанию к названной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. В силу положений части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" перечень грубых нарушений, установленный Правительством Российской Федерации, является исчерпывающим.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
То есть объективная сторона данного правонарушения образуется в результате совершения лицензиатом конкретных действий по осуществлению этой лицензируемой деятельности.
Примечанием к части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 12 названного Федерального закона.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицо обязано соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статьи 2 названного Закона N 99-ФЗ).
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Как указано в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
Пунктом 47 статьи 12 Федерального закона от 24.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", установлено, что в перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, включается фармацевтическая деятельность.
Общество с ограниченной ответственностью "Донская аптека 4" осуществляет фармацевтическую деятельность в соответствии с лицензией N ЛО-61-02-002550 от 31.03.2016, которая выдана Министерством здравоохранения Ростовской области.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств, определяется Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положение о лицензировании).
Пунктом 5 Положения о лицензировании установлены лицензионные требования, которым должен соответствовать лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности.
В силу подпункта "г" пункта 5 Положения о лицензировании лицензионными требованиями является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения: аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Приказом Минздрава России от 11.07.2017 N 403н утверждены Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В соответствии с пунктом 4 Правил отпуска лекарственных препаратов по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88, отпускаются, в том числе лекарственные препараты, включенные в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному, учету, за исключением лекарственных препаратов, указанных в абзацах первом и третьем настоящего пункта, и лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта.
В Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, утвержденный приказом Минздрава России от 22.04.2014 N 183н, включено, в том числе лекарственный препарат "Прегабалин" (торговое наименование "Прегабалин", "Прегаба-лин-СЗ", "Прегабалин-Канон", "Прегабалин Рихтер" "Лирика").
Лекарственный препарат "Пиралгин" хранится и реализуется в структурном подразделении общества с ограниченной ответственностью "Донская аптека 4" по адресу: Ростовская область, г. Шахты, ул. Советская 145 "Б".
Вместе с тем, 22.11.2018 фармацевтом аптеки Скопневой К.В. реализован лекарственный препарат "Пиралгин" в виде 1 блистера по 10 таблеток без рецепта врача при том, что указанный лекарственный препарат для медицинского применения включен в "Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету".
Более того, структурным подразделением общества осуществлена реализация лекарственного препарат "Пиралгин" в виде 1 блистера по 10 таблеток с нарушением первичной упаковки лекарственного препарата при его отпуске, что подтверждено объяснениями покупателя от 22.11.2018 в письменном виде.
Вместе с тем, пунктом 2.8 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 N 785 "О порядке отпуска лекарственных средств" определено, что только в исключительных случаях, при невозможности аптечным учреждением (организацией) выполнить назначение врача, допускается нарушение вторичной заводской упаковки. При этом лекарственное средство должно отпускаться в аптечной упаковке с обязательным указанием наименования, заводской серии, срока годности лекарственного средства, серии и даты по лабораторно-фасовочному журналу и предоставлением больному другой необходимой информации (инструкция, листок-вкладыши и т.д.).
Согласно письму Минздрава России от 26.04.2013 N 2050432/25-4 нарушения вторичной (потребительской) упаковки лекарственного препарата допускается только аптеками, имеющими производственные отделы.
Пунктом 76 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, установлено, что продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов в соответствии с инструкцией по применению лекарственных препаратов.
При этом, лекарственное средство должно отпускаться в аптечной упаковке с обязательным указанием наименования, заводской серии, срока годности лекарственного средства, серии и даты по лабораторно-фасовочному журналу и предоставлением больному другой необходимой информации (инструкция, листок-вкладыш и т.д.). Не допускается нарушение первичной заводской упаковки лекарственных средств.
"Правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах и правила ведения и хранения специальных журналов" утверждены приказом Минздрава России от 17.06.2013 N 378н.
Согласно подпункту 2 пункта 3 названных Правил, регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств, осуществляется аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, по форме согласно приложению N 2 к названным Правилам в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств (далее - журналы учета).
Пунктом 7 Правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 17.06.2013 N 378н, установлено, что поступление лекарственного средства отражается в журнале учета по каждому приходному документу в отдельности с указанием номера и даты. Расход лекарственного средства записывается ежедневно. Аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на фармацевтическую деятельность, записывают ежедневный расход лекарственного средства с указанием отдельно по рецептам, выписанным медицинским работникам, и по требованиям медицинских организаций.
На последнее число каждого месяца лицо, уполномоченное на ведение и хранение журналов учета, проводит сверку фактического наличия лекарственных средств с их остатком по журналу учета и вносит соответствующие записи в журнал учета (пункт 9 названых Правил).
Вместе с тем материалами дела установлено и обществом не оспаривается, что в спорном структурном подразделении ненадлежащим образом ведется учет лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету
Следует отметить, что пунктом 6 Положения о лицензировании установлено, что осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 названного Положения.
Вместе с тем общество при осуществлении фармацевтической деятельности по адресу Ростовская область, г. Шахты, ул. Советская 145 "Б" допущены нарушения подпункта "г" пункта 5 Положения о лицензировании.
Указанные нарушения свидетельствует о наличии события вменяемого административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество с ограниченной ответственностью "Донская аптека 4" как профессиональный участник экономической деятельности, было обязано соблюдать требования уставленные Положением о лицензировании фармацевтической деятельности.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях общества объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина общества в совершении правонарушения также является доказанной, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства принятия последним всех зависящих от него мер к соблюдению требований законодательства (статья 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из анализа вышеприведенных положений закона в их взаимосвязи следует, что факт вмененного обществу правонарушения является доказанным, подтвержденным материалами дела, а квалификация деяния по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд признает правомерной.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обществом не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции в пределах своих полномочий, установленных арбитражным процессуальным законодательством, рассмотрел вопрос о наличии в действиях общества существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, и пришел к выводу о невозможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, правомерно не нашел оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьёй 4.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, который при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последние обязан учитывать.
Судом установлено, что общество в течение одного года было привлечено за аналогичное правонарушение (N А53-35299/2018, N А53-34032/2018, N А53-38320/2018 N А53-42893/2018 и др.), что расценивается судом как отягчающее вину обстоятельство.
Более того, указанное структурное подразделение общества, расположенное по адресу Ростовская область г. Шахты, ул. Советская 145 "Б", было привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за однородное правонарушение (в том числе продажу безрецептурного лекарственного препарата) в рамках дела N А53-38320/2018, N А53-34032/2018.
Таким образом, ООО "Донская Аптека 4" регулярно совершает одни и те же действия, нарушающие законодательство о лицензировании медицинской деятельности, понимая, что данные действия образуют административное правонарушение. Указанное свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к требованиям действующего законодательства.
Довод общества о том, что судом первой инстанции не принято во внимание обстоятельство, смягчающее ответственность, а именно: признание обществом вины и раскаяние в совершенном правонарушении не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку раскаяние нарушителя являются смягчающими вину обстоятельствами, однако не свидетельствуют о малозначительности выявленного правонарушения и не свидетельствует об отсутствии вины.
Согласно части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет на юридических лиц - наложение административного штрафа от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Лекарственный препарат "Пиралгин" относится к препаратам из категории так называемой "аптечной наркомании", наркозависимые лица используют их вместо традиционных психотропных веществ. Из-за длительного приема указанного лекарственного препарата, лица, потребляющие его без назначения врача, в полной мере осознавать смысл и значение своих действий не могут. В течение нескольких месяцев приема указанных препаратов возникает зависимость от них. К таким лицам необходимо принимать меры для излечения от наркозависимости.
Как отмечено в пункте 2, подпункта "е" пункта 11.1 "Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года", утвержденной Указом Президента РФ от 09.06.2010 N 690, указано на то, что распространение и злоупотребление лекарственными средствами с психоактивным действием, находящимися в свободной продаже, способствующих формированию зависимых форм поведения, является одним из основных факторов, оказывающими негативное влияние на наркоситуацию в Российской Федерации,
Таким образом, применение населением лекарственных средств без назначения и соответственно контроля со стороны медицинских специалистов (врача, фельдшера) создает угрозу здоровью и жизни граждан, так как практически все лекарственные препараты имеют противопоказания. Так же следует учесть, что при назначении лекарственных средств медицинские специалисты определяют необходимый курс лечения, длительность, кратность, разовые и суточные дозы лекарственных средств необходимых пациенту с учетом индивидуального течения заболевания. Бесконтрольное употребление лекарственных средств может вызвать ряд побочных эффектов, вплоть до летального исхода.
Оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, принимая во внимание характер и степень общественной опасности административного правонарушения, смягчающие и отягчающее административную ответственность обстоятельства, суд назначил обществу с ограниченной ответственностью "Донская аптека 4" наказание в виде приостановления лицензионной деятельности аптечного пункта, расположенного по адресу: расположенного по адресу: г. Шахты, ул. Советская 145 "Б", на срок 30 (тридцать) суток.
Не принимается довод апелляционной жалобы, что при приостановке деятельности аптечного пункта возможно лишение граждан приобретения лекарственных средств. Город Шахты имеет значительное количество аптек на своей территории.
В данном случае нарушение лицензионных требований создает угрозу здоровью и безопасности граждан, а также нарушает установленные государством правила реализации жизненно важных препаратов.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда о том, что административное приостановление деятельности аптечного пункта, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Шахты, ул. Советская 145-Б, на срок 30 (тридцать) суток соответствует конституционно закрепленному принципу справедливости наказания и обеспечивает реализацию превентивной цели наказания, заключающейся в предупреждении совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Указанное наказание является более строгим и в силу статьи 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Согласно ч. 1 ст. 3.12, ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ административное приостановление деятельности применяется, в том числе, в случае угрозы жизни или здоровью людей, назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.02.2019 по делу N А53-2801/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.