город Томск |
|
30 апреля 2019 г. |
А27-7897/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Скачковой О.А. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального Казначейства по Кемеровской области (N 07АП-2953/2019) на решение от 19.02.2019 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-24259/2018 по заявлению государственного казенного учреждения Кемеровской области "Дирекция автомобильных дорог Кузбасса" (650000, Кемеровская область, ГСП-1, г. Кемерово, ул. Кузбасская, д. 20, ОГРН 1024200701678, ИНН 4200000083) к Управлению Федерального Казначейства по Кемеровской области (650993, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Мичурина, д. 54, ОГРН 1024200723447, ИНН 4207011574) о признании представления от 27.07.2018 г. N 3900-20-27/10-5167 недействительным,
В судебном заседании принимали участие:
от заявителя: Резникова И.А., представитель по доверенности от 30.03.2018, паспорт; Горбань В.В., представитель по доверенности от 03.12.2018, паспорт;
от заинтересованного лица: Максимова И.А.., представитель по доверенности от 14.11.2018, удостоверение; Слепцова Е.А., представитель по доверенности от 15.09.2015, удостоверение;
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение Кемеровской области "Дирекция автомобильных дорог Кузбасса", (далее - ГКУ КО "Дирекция автомобильных дорог Кузбасса", учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального Казначейства по Кемеровской области (далее - управление, УФК) о признании представления от 27.07.2018 г. N 3900-20-27/10-5167 недействительным.
Решением суда от 19.02.2019 (резолютивная часть объявлена судом 13.02.2019) требование заявителя удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, УФК обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована нарушением норм материального, процессуального права, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Учреждение в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представитель в судебном заседании, доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержала доводы жалобы, настаивала на ее удовлетворении.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 03.04.2018 по 06.06.2018 на основании приказов Управления от 29 марта 2018 г. N 222, от 18 апреля 2018 N 263, от 20 апреля 2018 N270, от 20 апреля 2018 N271, от 21 мая 2018 N 336 в Государственном казенном учреждении Кемеровской области "Дирекция автомобильных дорог Кузбасса" проведена плановая выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог в рамках подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2021 годы)" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, а также на обеспечение дорожной деятельности в рамках подпрограммы "Дорожное хозяйство" государственной программы Российской Федерации развитие транспортной системы" за период с 01.01.2016 по 31.12.2017 (Акт проверки от $6 06.2018 б/н).
По результатам проверки Управлением Федерального казначейства по Кемеровской области Учреждению выдано представление от 27.07.2018 N 3900-20-27/10- 5167 (далее также - представление), которое было получено Учреждением 02.08.2018 (вх. N 597).
Согласно Представлению Дирекции вменено нарушение, выразившееся в том, что Дирекцией за счет средств федерального бюджета произведена оплата подрядной организации - АО "Автодор" по государственному контракту от 11.06.2015 N 5с за фактически невыполненные объемы работ по строительству автомобильной дороги Новосибирск - Ленинск- Кузнецкий - Кемерово - Юрга на участке Ленинск-Кузнецкий - Кемерово км 255 - км 274.
В представлении Казначейство требует рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, принять меры по устранению причин и условий их совершения, о результатах проинформировать.
Полагая, что оспариваемое представление от 27.07.2018 N 3900-20-27/10-5167 незаконно и вынесено с нарушением требований действующего законодательства, при этом нарушает права и законные интересы Государственного казенного учреждения Кемеровской области "Дирекция автомобильных дорог Кузбасса" в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что представление не соответствует подпункту 2 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии п. 3 ст. 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства.
На основании п. 1, 2 ст. 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе, проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
В соответствии с положениями пунктов 10, 47, 68 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" органы Федерального казначейства (в том числе, его территориальные органы) по результатам проведенных проверок вправе выдавать представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
В силу п. 2 статьи 270.2 БК РФ представление - это документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Таким образом, выносимые органами государственного (муниципального) финансового контроля представления содержат властные предписания, обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку создают, порождают и изменяют правоотношения, характеризуется принудительным воздействием на проверяемое лицо, обязывает его к действенным и ощутимым мерам, направленным на восстановление правопорядка в бюджетной сфере, создает очевидные препятствия для осуществления экономической деятельности, затрагивает сферу его имущественных прав и законных интересов.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки выявлены следующие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля: Учреждением за счет средств федерального бюджета произведена оплата подрядной организации - АО "Автодор" по государственному контракту от 11.06.2015 N 5с за фактически невыполненные объемы работ по строительству автомобильной дороги Новосибирск - Ленинск-Кузнецкий - Кемерово - Юрга на участке Ленинск-Кузнецкий - Кемерово, км 255 - км 274, тем самы вменено нарушение пп. 2 п. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 2.14 государственного контракта от 11.06.2015 N 5с.
В представлении Управление Федерального казначейства по Кемеровской области потребовало рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения в течение 30 календарных дней с даты получения представления. Кроме того, в представлении Учреждению также предписано о результатах исполнения представления проинформировать Управление Федерального казначейства по Кемеровской области не позднее 3 дней с даты исполнения представления.
Между тем судом первой инстанции при принятиирешения правомерно учтено следующее.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нарушение которого вменяется Учреждению, предусмотрено, что получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, в частности, принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
Как следует из материалов дела, учреждение является заказчиком, по результатам открытого конкурса заключило с подрядчиком - ОАО "Автодор" (в настоящее время после изменения наименования организационно-правовой формы - АО "Автодор") государственный контракт от 11.06.2015 N 5с на выполнение работ по строительству автомобильной дороги Новосибирск - Ленинск-Кузнецкий - Кемерово - Юрга на участке Ленинск-Кузнецкий - Кемерово км 255 - км 274.
Согласно пункту 2.14 государственного контракта оплата выполненных подрядчиком и принятых заказчиком работ по контракту осуществляется за фактически выполненные работы в течение 120 банковских дней с момента подписания сторонами контракта соответствующих справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС3) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, но не ранее предоставления
Подрядчиком Заказчику документов, указанных в подпункте 3.1.13 или в пункте 8.5 контракта, и за вычетом авансовых платежей пропорционально объёму выполненных и принятых работ. Оплата за выполненные и принятые работы производится Заказчиком путем перечисления денежных средств на банковский счет Подрядчика.
Подрядчиком -АО "Автодор" во исполнение условий контракта была смонтирована водопропускная труба на ПК 518+35,06 в августе 2016 года. Данный факт подтверждается актом приемки трубы до ее засыпки грунтом, подписанным 17.08.2016. Оплачены данные (выполненные) работы Учреждением в сентябре 2016 года.
Между тем в августе 2016 года в ходе обследования дорог в Кемеровской области были выявлены критические трещины на звеньях железобетонных труб под высокими насыпями.
В связи с тем, что на ПК 518+35,06 насыпь земляного полотна свыше 15 м, было принято решение о замене смонтированных ранее железобетонных звеньев трубы, так как для ее строительства были применены железобетонные звенья того же производителя железобетона, что и на обследуемых дорогах, о которых сказано выше.
Демонтаж звеньев трубы был выполнен в октябре 2017 года, железобетонные откосные крылья и портальные стенки были складированы на месте производства работ, при этом учреждение не оформило возврат денежных средств после демонтажа трубы, так как новые железобетонные звенья производства Челябинского ООО "БМК" уже были заказаны подрядчиком АО "Автодор", был начат их завоз и складирование на объекте строительства.
Тело трубы было вновь смонтировано в ноябре 2017 года, подписаны акты на скрытые работы N 365 от 02.12.2017 и N 366 от 03.12.2017. Кроме того, 02.06.2018 подписан акт приёмки трубы до её засыпки грунтом. Акт о приемке выполненных работ формы КС-2 на выполнение этих работ не оформлялся, не подписывался и работы по новому монтажу трубы не оплачивались Учреждением.
Оголовки водопропускной железобетонной трубы, складированные на месте производства работ на ПК 518, были смонтированы 12.05.2018. Данный факт подтверждается письмом АО "Автодор" от 14.05.2018 N 400/1, актом освидетельствования, обмера от 25.04.2018, ведомостью пересчета стоимости выполненных работ, а также актом визуального осмотра, контрольного замера объемов работ от 01.06.2018 (заверенные копии прилагаются).
В акте выездной проверки Управления Федерального казначейства по Кемеровской области отмечено, что замечание устранено в ходе проверки. Акт о приемке выполненных работ формы КС-2 на выполнение этих работ также не оформлялся, не подписывался и работы по новому монтажу оголовков трубы не оплачивались Учреждением.
Таким образом, как правомерно указывает суд первой инстанции, водопропускная труба на ПК 518+35,06 была смонтирована и оплачена в августе 2016 года. Демонтаж и монтаж новых звеньев трубы был выполнен в 2017 году без оплаты выполненных работ, оголовки на трубе были смонтированы в мае 2018 года также без оплаты выполненных работ.
Следовательно, фактически выполненные в августе 2016 года работы по устройству водопропускной трубы на ПК 518+35,06 были оплачены Учреждением один раз - в сентябре 2016 года.
Все последующие работы (по демонтажу и новому монтажу водопропускной трубы) выполнены за счет средств подрядчика.
На момент вынесения представления у Управления Федерального казначейства по Кемеровской области имелась информация о том, что на период оформления выполненных работ (КС-2 от 29.08.2016 N 4) водопропускная труба на ПК 518+35,06 была полностью смонтирована, 17.08.2016 был подписан акт приемки трубы до ее засыпки грунтом.
Исходя из вышесказанного, арбитражный суд пришел к верному заключению, что 14.09.2016 не было допущено нарушение при оплате выполненных работ, так как в тот период все работы по строительству водопропускной трубы на ПК 518+35,06 были фактически и качественно выполнены.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Доводы управления повторяют позицию по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.02.2019 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-24259/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федерального Казначейства по Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.