город Омск |
|
06 мая 2019 г. |
Дело N А75-16075/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Грязниковой А.С., Ивановой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1780/2019) муниципального предприятия "Жилищно-коммунальное управление" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.12.2018 по делу N А75-16075/2018 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению муниципального предприятия "Жилищно-коммунальное управление" (ИНН 8601015197, ОГРН 1028600512313) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ИНН 8601011604, ОГРН 1028600513149) об оспаривании предписания,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Муниципальное предприятие "Жилищно-коммунальное управление" (далее - заявитель, Предприятие, МП "ЖКУ") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, Служба, административный орган) о признании незаконным и отмене предписания от 06.08.2018 N ХМ-255.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.12.2018 по делу N А75-16075/2018 в удовлетворении заявленных МП "ЖКУ" требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, МП "ЖКУ" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что собственники помещений многоквартирного дома N 62 по ул. Чехова г. Ханты- Мансийска (далее - МКД) не соблюли процедуру оформления и установления фактов ненадлежащего оказания услуг, установленных пунктами 7.9 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491. Податель жалобы считает, что собственниками помещений в спорном МКД не доказан факт ненадлежащего оказания услуг МП "ЖКУ" по уборке и вывозу снега, очистке кровли от снега.
Службой представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо не согласилось с доводами подателя апелляционной жалобы.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
На основании обращения гражданина Вагнер Н.А., проживающего в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 62, Ханты-Мансийским отделом инспектирования Службы в период с 23.05.2018 по 24.05.2018 в отношении заявителя проведена внеплановая проверка по вопросу содержания придомовой территории в период времени с ноября 2017 года по март 2018 года. Результаты проверки отражены в акте от 24.05.2018 N ХМ-147.
Предприятию выдано предписание N ХМ-147, в соответствии с которым на МП "ЖКУ" возложена обязанность произвести перерасчет платы за услуги по очистке территории от наледи с обработкой противогололедными реагентами, очистке кровли от снега, сбивания сосулек, уборке крылец и площадок перед входом в подъезд, очистке контейнерной площадки, сбору, вывозу и размещению снега за период с 01.11.2017 по 31.03.2018 в срок до 23.07.2018.
По истечению срока исполнения предписания от 24.05.2018 N ХМ-147 в период с 03.08.2018 по 06.08.2018 в отношении Предприятия проведена проверка исполнения вышеуказанного предписания.
В ходе проверки установлено, что предписание заявителем не исполнено. Результаты проверки отражены в акте от 06.08.2018 N ХМ-255, Предприятию вновь выдано предписание от 06.08.2018 N ХМ-255, обязывающее произвести перерасчет платы за услуги по очистке территории от наледи с обработкой противогололедными реагентами, очистке кровли от снега, сбиванию сосулек, уборке крылец и площадок перед входом в подъезд, очистке контейнерной площадки, сбору, вывозу и размещению снега за период с 01.11.2017 по 31.03.2018 в срок до 16.10.2018.
Предприятие, не согласившись с данным предписанием, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
26.12.2018 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, применительно к рассматриваемому спору требования МП "ЖКУ" об оспаривании предписания от 06.08.2018 N ХМ-255 подлежат удовлетворению только в том случае, если будет установлено несоответствие предписания закону или иному нормативному правовому акту, и оспариваемое предписание повлекло нарушение прав и законных интересов Предприятия.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, несет его собственник.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 491, статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Как следует из пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пункт 42 Правил N 491 устанавливает, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Как следует из материалов дела, МП "ЖКУ" является обслуживающей организацией МКД по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 62 на основании протокола общего собрания собственников помещений от 20.01.2016.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
В силу пункта 2 Правил N 491, в состав общего имущества многоквартирного дома включаются, в том числе, помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и подвалы; крыши; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Пунктом 10 указанных Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 491 в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества управляющая организация обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений.
В соответствии с перечнем работ, Предприятием работы по очистке территории от наледи с обработкой противогололедными реагентами производятся 6 раз в год, работы по очистке кровли от снега, сбиванию сосулек - 2 раза в год, работы по уборке крылец и площадок перед входом в подъезд в холодный период года - 104 раза, работы по очистке контейнерной площадки в холодный период - 182 раза.
Таким образом, в рассматриваемом случае МП "ЖКУ" является лицом, ответственным за соблюдение положений законодательства, определяющего требования и порядок обслуживания общего имущества в многоквартирном доме.
Факт ненадлежащего качества выполнения работ, подтверждается актами составленными собственниками МКД от 15.03.2018, 26.03.2018, 04.04.2018. Подтверждение выполнения работ по содержанию общего имущества надлежащего качества (с установленной договором периодичностью) МП "ЖКУ" не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что собственники помещений в МКД не соблюли процедуру оформления и установления фактов ненадлежащего оказания услуг, установленных пунктами 7-9 Правил N 491 судом апелляционной не принимаются, учитывая, что податель жалобы не указал, в чем именно выразилось нарушение.
В соответствии с пунктами 7-9 Правил N 491 в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность Собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу. Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено. Лицо, которому в соответствии с пунктом 7 Правил направлено в письменной форме или сделано устно заявление, обязано в течение 2 рабочих дней с даты его получения направить соответственно собственнику помещения или нанимателю извещение о дате его получения, регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что собственники обращались в МП "ЖКУ" с претензиями по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества, но мер по урегулированию претензий заявителем предпринято не было.
Так, в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей по содержанию и уборке придомовой территории в период с ноября 2017 по март 2018 жильцы, начиная с января 2018 обращались в обслуживающую компанию, а также самостоятельно составили акты о ненадлежащем качестве выполнения работ и направлены претензии (т.1 л.д.84-86, 106-120).
Таким образом, факт нарушения заявителем требований Правил содержания общего имущества и Правил изменения размера платы установлен судом первой инстанции и подтвержден материалами дела.
Принимая во внимание, что Службой представлены доказательства ненадлежащего исполнения обслуживающей компанией обязанностей по уборке и содержанию придомовой территории, уборке крыши, а Предприятием обратного не доказано, требование Службы о необходимости перерасчета платы, изложенное в оспариваемом предписании является законным и обоснованным.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) обязывают организации, обслуживающие жилищный фонд, и их должностных лиц обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособным состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режим работы.
В силу Постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.10.2010 N 186 "О службе жилищного контроля и строительного надзора" (далее - Постановления N 186) служба жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по государственному региональному контролю (надзору) в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства, градостроительной деятельности, энергосбережения.
В силу пунктов 6.14.2, 6.14.5, 6.15.4, 7.5. Постановления N 186, служба жилищного контроля и строительного надзора ХМАО в пределах ее полномочий вправе осуществлять плановые и внеплановые проверки в порядке, установленном законодательством и административными регламентами проведения проверок при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в соответствии с требованиями законодательства, контроль за исполнением выданных предписаний, выдавать предписания на устранение выявленных нарушений в установленной сфере деятельности, требовать от лиц, допустивших нарушения в установленной сфере деятельности, устранения выявленных нарушений.
Таким образом, внеплановая проверка заявителя, осуществлена заинтересованным лицом в пределах предоставленных ему полномочий, в силу чего выданное Предприятию предписание с требованием устранить допущенные нарушения норм законодательства, а именно: произвести перерасчет платы за услуги по очистке территории от наледи с обработкой противогололедными реагентами, очистке кровли от снега, сбиванию сосулек, уборке крылец и площадок перед входом в подъезд, очистке контейнерной площадки, сбору, вывозу и размещению снега за период с 01.11.2017 по 31.03.2018 является законными и обоснованным.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Предприятие приняло все зависящие от него меры к выполнению функций по содержанию данного многоквартирного жилого дома в надлежащем состоянии, в материалы дела не представлено.
Таким образом, Служба правомерно выдала заявителю оспариваемое предписание, в связи, с чем правовых оснований для удовлетворения требований Предприятия у суда первой инстанции не имелось.
При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на Предприятие.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.12.2018 по делу N А75-16075/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.