Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 августа 2019 г. N Ф02-3829/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
06 мая 2019 г. |
Дело N А19-22172/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей Мациборы А.Е., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Татаркиной К.Г.,
с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 декабря 2018 года по делу N А19-22172/2018
по иску Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1083808001122, ИНН 3808172165, адрес: 664022, Иркутская область, город Иркутск, улица Красных Мадьяр, дом 41) к муниципальному образованию "город Черемхово" (ИНН 3820010121, ОГРН 1053820016172, адрес: 665415, Иркутская область, город Черемхово, улица Ференца Патаки, 6) о взыскании 65 006 036 руб. (суд первой инстанции: Филатов Д.А.),
при участии в судебном заседании:
от истца представитель Котул Е.А.,
от ответчика представитель Куликова Н.В.,
установил:
Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием к муниципальному образованию "город Черемхово" о взыскании 65 006 036 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 декабря 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт.
Из апелляционной жалобы следует, что судом не в полной мере исследованы представленные доказательства и не в полной мере выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; имеется разница внутриквартирных площадей. Истец полагает, что исковые требования подлежали удовлетворению.
От ответчика поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых он просил в ее удовлетворении отказать.
В судебном заседании стороны поддержали свои доводы, изложенные письменно.
В связи с заменой в составе суда на судей Юдина С.И. и Мацибору А.Е. судей Скажутиной Е.Н. и Капустиной Л.В., с участием которых рассматривалось дело, судебное разбирательство в заседании 30 апреля 2019 года начато сначала на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение пересматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области (Министерство) к Муниципальному образованию "город Черемхово" о взыскании убытков.
Как установил суд первой инстанции и следует из дела, в целях обеспечения переселения граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийных многоквартирных домов, признанных непригодными для проживания, постановлением Правительством Иркутской области от 29.05.2013 N 199-пп утверждена региональная адресная программа Иркутской области "Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013 - 2017 годах" (Региональная адресная программа).
Кроме того, постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013 N 443-пп утверждена государственная программа Иркутской области "Доступное жилье" на 2014-2020 годы в целях повышения доступности жилья для граждан, обеспечения безопасных и комфортных условий проживания. В рамках указанной программы предусматривалась реализация подпрограммы "Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания" на 2014 - 2017 годы (Подпрограмма).
На основании реализации Региональной адресной программы, Подпрограммы между Министерством и МО "город Черемхово" заключены следующие Соглашения:
- соглашение о взаимодействии в рамках реализации региональной адресной программы Иркутской области "Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013-2015 годах" от 22.07.2013 N 59-57-599/13 (далее - Соглашение о взаимодействии 2013 года);
- соглашение о взаимодействии в рамках реализации этапа 2014-2015 годов подпрограммы "Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания" на 2014 - 2017 годы государственной программы Иркутской области "Доступное жилье" на 2014-2020 годы от 25.08.2014 N 59-57-217/14 (далее - Соглашение о взаимодействии 2014 года);
- соглашение о взаимодействии в рамках реализации этапа 2015-2016 годов подпрограммы "Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания" на 2014 - 2017 годы государственной программы Иркутской области "Доступное жилье" на 2014-2020 годы от 26.06.2015 N 59-57-82/15 (далее - Соглашение о взаимодействии 2015 года).
Полагая, что при реализации данных соглашений ответчиком причинены убытки, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что в рамках указанных соглашений Министерство перечислило бюджету муниципального образования субсидию в размере 279 744 351 руб. 53 коп. в 2015 году и 212 503 251 руб. 38 коп. в 2016 году. Министерство свои обязательства по соглашениям о взаимодействии 2013, 2014, 2015 годов, также соглашениям о предоставлении субсидии 2015, 2016 годов выполнило в полном объеме.
В рамках Соглашений о взаимодействии муниципальное образование обязалось, в том числе, обеспечивать выполнение целевых показателей, установленных условиями соглашений; предоставлять в Министерство отчет о ходе реализации мероприятий; после государственной регистрации права собственности на построенные жилые помещений обеспечить переселение граждан из аварийного жилищного фонда и заключить с ними договоры социального найма или договоры мены.
Целевые показатели, являющиеся основанием для выделения субсидии на приобретение, постройку квартир, выполнены в полном объеме, а по некоторым показателям даже улучшены. Так, по трем этапам переселения количество снесенных домов составило 128, площадью 59593,99 кв.м.; фактически снесено 147, площадью 61325,73 кв.м., что на 1731,74 кв.м. больше. По трем этапам переселения необходимо было построить 59593,99 кв.м.; фактически построено 60804,48 кв.м., что на 1210,49 кв.м. больше за счет добровольных инвестиций застройщика в рамках социально-экономического партнёрства 1210,49*33800 = 40 915 000 руб. По трем этапам переселения количество расселяемых жилых помещений составляло 1091 квартира; фактически построено 1091 (заселено по договорам социального найма 690 квартир, по договорам мены - 401 квартира). По трем этапам переселения количество переселяемых граждан 2712 человек, по факту 2712 человек. Фактическое количество переселенных граждан больше, поскольку учет жилых помещений, находящихся в собственности граждан, осуществлялся из расчета одного собственника или нескольких сособственников, без учета иных членов семьи (договор мены на 401 собственника).
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, и ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности - это факт нарушения обязательства, наличие и размер понесенного истцом ущерба и причинная связь между правонарушением и возникшим ущербом.
Как указал суд на основании Обзора судебной практики N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 28.03.2018, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Поскольку предоставление жилого помещения обусловлено признанием занимаемого по договору социального найма жилого помещения непригодным для проживания, истцами должно быть предоставлено жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому. Следовательно, муниципальное образование в силу жилищного законодательства обязано было предоставлять гражданам взамен снесенного жилья квартиры по площади не менее ранее занимаемых жилых помещений.
В итоге целевой суммарный показатель по площади расселенного аварийного жилищного фонда, в соответствии с которым муниципальное образование получило субсидию, выдержан и более того увеличен застройщиком на 1210 кв.м. на сумму 40 898 000 руб.
В апелляционной жалобе истец заявляет о наличии разницы внутриквартирных площадей. Данный довод заявлялся в суде первой инстанции и был правомерно отклонен по основаниям, приведенным в решении.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" представление финансовой поддержки за счет средств Фонда осуществляется посредством представления Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном Законом о реформировании ЖКХ случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилого фонда.
Из материалов дела следует, что дополнительного финансирования со стороны Фонда, бюджета Иркутской области на реализацию Программы не производилось, нарушений со стороны заявителя в данной части допущено не было.
При таких обстоятельствах расчеты и доводы истца не являются основанием для вывода о причинении ответчиком убытков бюджету Иркутской области, о необходимости возврата полученных субсидий в связи с реализацией Региональной адресной программы, Подпрограммы, в связи с чем доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, решение подлежит оставлению без изменения как вынесенное без нарушения норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 декабря 2018 года по делу N А19-22172/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его принятия.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
А.Е. Мацибора |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.