г. Хабаровск |
|
06 мая 2019 г. |
А37-2205/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис": представитель не явился;
от Государственной жилищной инспекции Магаданской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис"
на решение от 17.12.2018
по делу N А37-2205/2018
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Н.Ю. Нестеровой,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (ОГРН 1034900019330, ИНН 4909908647)
к государственной жилищной инспекции Магаданской области (ОГРН 1064910031097, ИНН 4909089797)
о признании незаконным и отмене предписания от 01.06.2018 N 118/020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее - заявитель, общество), обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания от 01.06.2018 N 118/020, вынесенного государственной жилищной инспекцией Магаданской области (далее - ГЖИ, инспекция).
Решением суда от 17.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд установив, что заявитель - управляющая организация в многоквартирных домах N 68А по ул. Пролетарской, и N 4 по ул. Якутской в г. Магадане, сослался, в том числе на положения статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пп. "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), и пришел к выводу о законности предписания ГЖИ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы, ссылаясь на положения жилищного законодательства, Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, Правил N 491, утверждает следующее: при вынесении решения судом не учтены положения договоров управления многоквартирными домами, заключенными между Управляюшей компанией и собственниками помещений; в материалы дела представлены договоры управления многоквартирными домами N 68А по улице Пролетарской и N 4 по улице Якутской в городе Магадане, согласно п. 4.3.11 которых собственники взяли на себя обязанность своевременно осуществлять поверку приборов учета; каких-либо доказательств того, что собственниками помещений не заключен договор со сторонней организацией на обслуживание приборов учета, в том числе проведение поверочных мероприятий, в материалы дела не представлены; собственниками общего имущества многоквартирных домов N 68А по улице Пролетарской и N 4 по улице Якутской в городе Магадане не включены в состав общего имущества многоквартирного дома приборы учета, а также не включены в перечень работ и услуг по содержанию общего имущества работы по поверке приборов учета; судом не учтен тот факт, что письмами от 23.11.2017 N 590 и N 587 договоры электроснабжения были расторгнуты в связи с несоответствием действующему жилищному законодательству, что в соответствии статьей 157.2 ЖК РФ наделяет статусом исполнителя коммунальных услуг ресурсоснабжающую организацию, и в свою очередь обязанностью по поверке приборов учета.
ГЖИ в представленном в суд отзыве на жалобу, доводы жалобы отклонило, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, согласно сведениям из единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 03.09.2018 общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" зарегистрировано в качестве юридического лица 01.10.2003 Межрайонной ИФНС России N 1 по Магаданской области, ОГРН 1034900019330, ИНН 4909908647, с местом нахождения по адресу: г. Магадан, пл. Горького, дом 9.
Управляющая компания ООО "Жилсервис" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами (далее - МКД) на основании лицензии N 049 000007 от 27.04.2015.
Согласно распоряжения руководителя государственной жилищной инспекции Магаданской области от 15.05.2018 N 322/020 по обращениям Шаталова В.Е. (вх. N Ш-547/020 от 03.05.2018) и Арефьева А.В. (вх. N Ш-548/020 от 03.05.2018) о нарушении предоставления коммунальных услуг собственникам в многоквартирных домах N68 по ул. Пролетарской и N 4 по ул. Якутской в городе Магадане (далее - спорные МКД), инспекцией в период с 17.05.2018 по 01.06.2018 в отношении ООО "Жилсервис" проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой инспекцией установлено и зафиксировано в акте проверки от 01.06.2018 N 328/020, что ООО "Жилсервис" допущены нарушения лицензионных требований, установленных подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, что выразилось в несоблюдении требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, ненадлежащем исполнении обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Копия акта проверки от 01.06.2018 N 328/020 получена обществом 06.06.2018, согласно штампу регистрации входящей корреспонденции N 680.
По результатам проведенной инспекцией внеплановой выездной проверки обществу выдано предписание от 01.06.2018 N 118/020 со сроком исполнения до 01.09.2018, которым обществу предписано: обеспечить надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах N 4 по ул. Якутской и N 68А по ул. Пролетарской в городе Магадане, а именно: провести поверку общедомовых приборов учета электрической энергии в целях их надлежащей эксплуатации с представлением подтверждающих документов.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (часть 3 статьи 162 ЖК РФ).
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
В силу подпункта "е(1)" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются: автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Пунктом 7 Правил N 491 установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая, в том числе из коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.
Статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета, используемых энергетических ресурсов (за исключением случаев, предусмотренных частью 1 указанной статьи).
Согласно пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается, в том числе управляющей организацией, товариществом или кооперативом, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Таким образом, исполнитель коммунальных услуг в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом, содержащим положения об обслуживании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и в силу пункта 5 части 1.1 статьи 161 ЖК РФ должен обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Согласно подпункту "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе обеспечение исполнителем надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) коллективных (общедомовых) приборов учета потребляемых ресурсов.
Таким образом, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом обязанность собственников по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета переходит к лицу, ответственному за содержание общего имущества в многоквартирном доме, за счет платы за содержание жилого помещения.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Жилсервис" оказывает услуги и выполняет работы по содержанию ремонту общего имущества, а также осуществляет предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в спорных МКД в соответствии с договорами управления от 01.05.2007 N Д-16/П68 "а" и от 23.02.2009, соответственно.
Между ООО "Жилсервис" и ОАО "Магаданэлектросеть" заключен договор электроснабжения многоквартирного дома N 4 по ул. Якутская в г. Магадане от 15.12.2010 N 148/н-16, а также договор электроснабжения многоквартирного дома N 68-а по ул. Пролетарская в г. Магадане от 15.11.2010 N 148/н-9.
В соответствии с указанными договорами гарантирующий поставщик (ОАО "Магаданэлектросеть") обеспечивает круглосуточную подачу исполнителю коммунальных услуг (ООО "Жилсервис") коммунального ресурса в виде электрической энергии до точки поставки, а исполнитель обязуется принять энергию, оплатить энергию, обеспечить безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей, исправность используемого оборудования, связанного с потреблением энергии (пункты 1.1 указанных договоров).
Согласно пунктам 1.4 договоров N 148/н-16, 148/н-9 границы ответственности за надежность энергоснабжения и качество электрической энергии между гарантирующим поставщиком и исполнителем коммунальных услуг устанавливаются "Актом разграничения балансовой принадлежности энергосети и ответственности за эксплуатацию электроустановок" и (или) нормами действующего законодательства.
Пунктами 1.5 договоров установлено, что в процессе исполнения условий договоров стороны руководствуются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации "Об электроэнергетике", Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период электроэнергетики, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам и иными нормативными актами по вопросам энергоснабжения.
В силу пунктов 2.3.3, 2.3.4 договоров N 148/н-16, 148/н-9 исполнитель коммунальных услуг обязан обеспечивать сохранность и безопасность эксплуатации сетей, приборов учета и оборудования, находящихся на территории исполнителя; своевременно производить поверку расчетных приборов учета, относящихся к общему имуществу дома; информацию о поверке направлять в письменном виде в адрес гарантирующего поставщика с указанием дат и показаний при снятии и установке приборов учета.
В соответствии с представленным в материалы дела актом приемки (проверки, калибровки) расчетного прибора учета электроэнергии трехфазного, трансформаторного включения от 03.12.2010 представители ОАО "Магаданэлектросеть" в присутствии ООО "Жилсервис" произвели проверку расчетной системы учета электрической энергии на предмет соответствия требованиям ПУЭ и "Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей" по адресу: г. Магадан, ул. Якутская, д. 4; место установки прибора - ВРУ 0,4 кВ, 1 подвал. В ходе проверки установлено, что расчетный электросчетчик типа ЭЦР 3, заводской номер 0982623, дата поверки - 09.04.2010, дата изготовления, ГОСТ - 52320-52322, класс точности - 1, дата при установке - 03.12.2010.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и ответственности, за эксплуатацию электроустановок (при подключении Абонента к сетям ОАО "Магаданэлектросеть"), приложенного к договору N 148/н-16 от 15.12.2010, в эксплуатации Абонента (ООО "Жилсервис") находятся ВРУ-1 и внутренние электрические сети, местом установки прибора учета - ВРУ-1 Абонента, измерительный комплекс находится на балансе Абонента.
По акту проверки от 01.06.2018 N 328/020, должностным лицом инспекции, в присутствии представителя ООО "Жилсервис", 22.05.2018 было проведено обследование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме N 4 по ул. Якутской в г. Магадане, и определено, что в подвальном помещении первого подъезда установлен коллективный (общедомовый) прибор учета электрической энергии (счетчик тип ЭЦР 3, заводской номер 0982623).
В соответствии с актом приемки (проверки, калибровки) расчетного прибора учета электроэнергии трехфазного, трансформаторного включения от 22.09.2010 представители ОАО "Магаданэлектросеть", в присутствии ООО "Жилсервис", произвели проверку расчетной системы учета электрической энергии на предмет соответствия требованиям ПУЭ и "Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей" по адресу: г. Магадан, ул. Пролетарская, д. 68 А; место установки прибора - ВРУ 0,4 кВ, 1 подвал. В ходе проверки установлено, что расчетный электросчетчик типа ЭЦР 3, заводской номер 0982775, дата поверки - 09.04.2010, дата изготовления, ГОСТ - 52322, 2009 год, класс точности - 1, дата при установке -22.09.2010.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и ответственности, за эксплуатацию электроустановок (при подключении Абонента к сетям ОАО "Магаданэлектросеть"), приложенного к договору N 148/н-9 от 15.11.2010, в эксплуатации Абонента (ООО "Жилсервис") находятся ВРУ-1 и внутренние эл. сети, местом установки прибора учета - ВРУ-1 Абонента, измерительный комплекс находится на балансе Абонента.
По акту проверки от 01.06.2018 N 328/020, должностным лицом инспекции, в присутствии представителя ООО "Жилсервис", 22.05.2018 было проведено обследование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме N 68-а по ул. Пролетарской в г. Магадане и установлено, что в подвальном помещении первого подъезда установлен коллективный (общедомовый) прибор учета электрической энергии (счетчик типа ЭЦР 3, заводской номер 0982775).
Таким образом, исходя из норм жилищного законодательства, договоров N 148/н-16, N 148/н-9, актов разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электроустановок (при подключении Абонента к сетям ОАО "Магаданэлектросеть"), общедомовые (коллективные) приборы учета электроэнергии, расположенные в подвале N 1 в доме N 4 по ул. Якутской и в подвале N 1 в дома N 68 А по ул. Пролетарской в г. Магадане, входят в состав общего имущества собственников помещений в указанных многоквартирных домах.
При проведении проверки инспекцией установлено, что межповерочный интервал приборов учета электрической энергии типа ЭЦР 3 класса точности 1 составляет 6 лет, однако поверка приборов учета электрической энергии, ООО "Жилсервис" в назначенный срок (апрель 2016) не проводилась.
Доводов и доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, в материалы дела не представлено.
Доводы заявителя жалобы о расторжении договоров N 148/н-16 и N 148/н-9 электроснабжения спорных МКД с 01.01.2018, судом первой инстанции были оценены критически.
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124), которые являются специальным нормативным актом, регулирующим порядок заключения, исполнения и прекращения договора ресурсоснабжения между ресурсоснабжающими организациями (РСО) и исполнителем коммунальных услуг.
Подпунктом "б" пункта 30 Правил N 124 предусмотрено право исполнителя коммунальных услуг отказаться от исполнения договора ресурсоснабжения в случае прекращения обязанностей по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставлению соответствующей коммунальной услуги.
Кроме того, согласно пункту 32 Правил N 124 договор ресурсоснабжения прекращается одновременно с прекращением договора управления многоквартирным домом в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована.
В материалы дела ГЖИ представлено письмо АО "Магаданэлектросеть" от 12.12.2018 N 7512, в котором АО "Магаданэлектросеть" факт расторжения договоров N 148/н-16 электроснабжения многоквартирного дома N 4 по ул. Якутская от 15.12.2010 и N 148/н-9 электроснабжения многоквартирного дома N 68-а по ул. Пролетарская от 15.12.2010 не подтвердило, указав, что управляющей организации, в соответствии с нормами действующего законодательства, представлено право на расторжение договора энергоснабжения только в случае прекращения обязанностей по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и при оплате поставленного до момента расторжения договора ресурсоснабжения коммунального ресурса в полном объеме.
При таких обстоятельствах, сведения о расторжении указанных договоров электроснабжения, заявленные обществом, как правильно установил суд первой инстанции, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
На основании установленных выше обстоятельств, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не возлагает на заявителя незаконную обязанность исходя из содержательно-правового смысла статьи 198 АПК РФ.
В нарушение статьи 65 АПК РФ иное обществом не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы арбитражным судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны несостоятельными, поскольку они не опровергают выводы суда первой инстанции.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленного требования.
Основания для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Излишне уплаченная 27.02.2019 обществом государственная пошлина в сумме 1500 руб., подлежит возврату последнему из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 17 декабря 2018 года по делу N А37-2205/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жилсервис" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., как излишне уплаченную согласно платежного поручения N 321 от 27.02.2019. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.