г. Челябинск |
|
06 мая 2019 г. |
Дело N А76-14414/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.02.2019 по делу N А76-14414/2018 (судья Мрез И.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с общества с ограниченной ответственностью "ЖилТехСервис" - Бачурин Н.С. (доверенность от19.10.2018);
Главного Управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Горбунова С.С. (доверенность N 3 от 26.12.2018);
Киселева Александра Владимировича - Бачурин Н.С. (доверенность N 74 АА 3845486 от 09.10.2017).
Общество с ограниченной ответственностью "ЖилТехСервис" (далее - заявитель, ООО "ЖилТехСервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - заинтересованное лицо, ГУ "ГЖИ по Челябинской области", инспекция) о признании незаконными предписаний N 1128 от 26.03.2018, N2263 от 15.06.2018, N3241 от 14.08.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Киселев Александр Владимирович Геннадьевич (далее - третье лицо, Киселев А.В.).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 06.02.2019 (резолютивная часть решения объявлена 30.01.2019) требования ООО "ЖилТехСервис" удовлетворены: предписания N 1128 от 26.03.2018, N2263 от 15.06.2018, N3241 от 14.08.2018 признаны недействительными.
ГУ "ГЖИ по Челябинской области" (далее также - податель жалобы) не согласилась с вынесенным решением и обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ГУ "ГЖИ по Челябинской области" считает, что оспариваемые предписания являются законными и обоснованными, не нарушают прав и законных интересов заявителя, поскольку не возлагают на него обязанностей не предусмотренных законом.
Податель жалобы ссылается на следующие обстоятельства, что решение собственников, оформленное протоколом от 16.05.2016 не оспорено, не признано в установленном порядке недействительным, соответственно подлежит исполнению как собственниками помещений в многоквартирном доме, так и управляющей компанией. Собственниками помещений дома N 6Б по ул. Короленко утвержден размер платы за содержание жилого помещения. Таким образом, применение обществом тарифа, установленного органом местного самоуправления, являлось незаконным и необоснованным.
Также заинтересованное лицо указывает, что отсутствуют ссылки на протокол от 11.07.2017 при проведении проверки, в ответе по исполнению предписания N 1128, также данный протокол не размещен в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, следовательно, не мог являться предметом документарной проверки и не мог быть учтен при вынесении предписания N 1128 от 26.03.2018 и других аналогичных предписаний.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции заявителем представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения от 26.03.2018 N 1128 с целью проверки осуществления лицензионного контроля в отношении ООО "ЖилТехСервис" ГУ "ГЖИ Челябинской области" была проведена внеплановая документарная проверка (т.1 л.д.71-73).
В ходе проверки установлено, что ООО "ЖилТехСервис" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами по адресу: г. Копейск, ул.Короленко,6Б на основании лицензии N 0132 от 09.04.2015, на основании решения общего собрания собственников указанного многоквартирного дома, договора управления.
Из платежных квитанций инспекция установила, что с сентября 2017 года по декабрь 2017 года плата за жилое помещение составила 23,66 руб./кв.м., а в январе 2018 года 24,15 руб./кв. м., что свидетельствует о повышении платы в сравнении с размером, утвержденным общим собранием собственников помещений.
Постановлением Администрации Копейского городского округа Челябинской области от 31.07.2017 N 1847-п установлены размеры платы за содержание жилого помещения для многоквартирных домов с полной степенью благоустройства в следующем размере: с 01.09.2017 г.- 18,21 руб./кв.м.; с 01.01.2018 г. - 18,70 руб./кв. м.
Кроме этого, размер платы увеличивается на 5,45 руб./кв. м. в месяц при наличии в многоквартирном доме лифта.
В рамках внеплановой документарной проверки установлено, что ООО "ЖилТехСервис" применяет при начислении платы за жилое помещение тарифы, установленные органом местного самоуправления.
В результате проверки выявлено нарушение ООО "ЖилТехСервис" обязательных требований - подпункта б пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами" от 15.05.2013 N 416.
По результатам проверки должностным лицом ГУ "ГЖИ Челябинской области" составлен акт проверки N 1128 от 26.03.2018.
На основании указанного акта проверки ООО "ЖилТехСервис" выдано предписание N 1128 от 26.03.2018 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации.
В качестве мероприятий по устранению выявленных нарушений указано: Произвести собственникам помещений многоквартирного дома перерасчет платы за содержание жилого помещения с 01.09.2017 по 01.02.2018 в размере платы, установленный протоколом общего собрания от 16.05.2016. Срок выполнения указанных нарушений до 15.05.2018.
Из материалов дела следует, что 15.06.2018 ГУ "ГЖИ Челябинской области" на основании распоряжения от 14.06.2018 N 2263 в отношении ООО "ЖилТехСервис" была проведена документарная проверка.
Основанием для проведения проверки послужила проверка исполнения выданного ранее предписания от 26.03.2018 N 1128.
В ходе проведения проверки установлено, что в срок установленный предписанием, в адрес ГУ "ГЖИ Челябинской области" от ООО "ЖилТехСервис" представлено письмо от 15.05.2018 N 4619-В, в котором была информация об отказе в выполнении требований предписания от 26.03.2018 N 1128 в связи с обращением ООО "ЖилТехСервис" в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным предписания от 26.03.2018 N 1128.
По результатам проверки должностным лицом ГУ "ГЖИ Челябинской области" составлен акт проверки N 2263 от 15.06.2018.
На основании указанного акта проверки ООО "ЖилТехСервис" выдано предписание N 2263 от 15.06.2018 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации.
В качестве мероприятий по устранению выявленных нарушений указано: Произвести собственникам помещений многоквартирного дома перерасчет платы за содержание жилого помещения с 01.09.2017 по 01.02.2018 в размере платы, установленный протоколом общего собрания от 16.05.2016. Срок выполнения указанных нарушений до 13.07.2018.
Также ГУ "ГЖИ Челябинской области" на основании распоряжения от 10.08.2018 N 3241 в отношении ООО "ЖилТехСервис" была проведена внеплановая документарная проверка.
Основанием для проведения проверки послужила проверка исполнения выданного ранее предписания от 15.06.2018 N 2263.
В ходе проведения проверки установлено, в адрес ГУ "ГЖИ Челябинской области" от ООО "ЖилТехСервис" представлена информация о том, что предписание от 15.06.2018 N 2263 не исполнено, в связи с обжалованием его в арбитражном суде.
По результатам проверки должностным лицом ГУ "ГЖИ Челябинской области" составлен акт проверки N 3241 от 14.08.2018.
На основании указанного акта проверки ООО "ЖилТехСервис" выдано предписание N 3241 от 14.08.2018 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации.
В качестве мероприятий по устранению выявленных нарушений указано: Произвести собственникам помещений многоквартирного дома перерасчет платы за содержание жилого помещения с 01.09.2017 по 01.02.2018 в размере платы, установленный протоколом общего собрания от 16.05.2016. Срок выполнения указанных нарушений до 14.09.2018.
Считая предписания незаконными, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что предписания нарушают права и интересы ООО "ЖилТехСеервис" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
ГУ "ГЖИ Челябинской области" является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, а также лицензионный контроль в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами (пп.2, 2-2 п.8 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", утвержденного Указом Губернатора Челябинской области о 15.05.2014 N 364).
Таким образом, оспоренные предписания выданные управлением в пределах предоставленных ему полномочий.
Из содержания акта проверки и оспоренных предписаний следует, что основанием для выдачи предписания послужил вывод инспекции о нарушении заявителем требований подпункта "б" пункта 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Положение N1110), части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами" от 15.05.2013 N416.
Подпункт "б" пункта 3 Положения N 1110 к лицензионным требованиям относит исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии со статей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме не ограничивается предельными индексами. Это связано с тем, что решения об установлении такой платы принимаются общим собранием собственников помещений в МКД или органами управления товарищества собственников жилья или кооператива. Такая плата не является регулируемой. Исключение составляют случаи, указанные в пунктах 34 и 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1). Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 этого Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 этой статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (ч. 7).
Частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Пунктом 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Таким образом, способами установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) являются: волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме, реализуемое путем принятия решения об этом на общем собрании (основной способ); решение органа местного самоуправления (дополнительный способ).
Судом первой инстанции установлено, что протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, по адресу: г. Копейск, ул.Короленко,6Б от 16.05.2016 утвержден размер платы за жилищные услуги МКД с 01.07.2016:
а) за содержание и обслуживание МКД -13,58 руб. за кв.м;
б) уборка мест общего пользования МКД - 0,66 руб. за кв.м;
в) уборка придомовой территории МКД - 1,3 руб. за кв.м.;
г) вывоз твердых бытовых отходов МКД -1,3 руб. за кв.м;
д) техническое обслуживание лифта МКД - 5,12 за кв.м.
Протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, по адресу: г. Копейск, ул. Короленко 6Б от 11.07.2017 установлено, что в связи с вступлением новых тарифов, установленных за ЖКУ С 01.07.2017, п.12 "Утвердить размер платы за жилищные услуги МКД с 01.07.2016" Протокола ежегодного собрания собственников помещений МКД, по адресу: г. Копейск, ул. Короленко, 6Б, проведенного в форме заочного голосования от 16.05.2016 считать недействительным (пункт 4).
В пункте 5 указанного протокола утвержден размер оплаты за жилищные услуги МКД с 01.07.2017:
а) содержание и обслуживание МКД - согласно изменений в Постановлении Администрации Копейского городского округа Челябинской области от 29.06.2016 N 1596-п;
б) уборка мест общего пользования МКД - согласно изменений в Постановлении Администрации Копейского городского округа Челябинской области от 01.07.2017;
в) уборка придомовой территории МКД - согласно изменений в Постановлении Администрации Копейского городского округа Челябинской области от 01.07.2017;
г) вывоз твердо-бытовых отходов МКД - согласно изменений в Постановлении Администрации Копейского городского округа Челябинской области от 01.07.2017;
д) ОДН - (оплата за потребленный ресурс в целях содержания МКД) согласно утвержденного норматива Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области;
е) техническое обслуживание и ремонт лифтов - согласно изменений в Постановлении Администрации Копейского городского округа Челябинской области от 01.07.2017.
Таким образом, общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Копейск, ул. Короленко, 6Б, приняты решения не только о заключении договора на управление с обществом, но и об установлении структуры и размера платы за работы и услуги по содержанию общего имущества дома.
Из положений статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом. Пунктом 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что способ управления многоквартирным домом может быть выбран и изменен в любое время на основании решения общего собрания.
В соответствии с частью 5 статьи 46 Жилищного кодекса решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
В материалы арбитражного дела не представлено доказательств того, что вышеуказанное решение общего собрания собственников помещений (протокол от 11.07.2017) в судебном порядке признано недействительным, в силу чего, является действующим.
Таким образом, оснований для возложения на ООО "ЖилТехСервис" обязанности произвести собственникам помещений многоквартирного дома перерасчет платы за содержание жилого помещения с 01.09.2017 по 01.02.2018 в размере платы, установленный протоколом общего собрания от 16.05.2016 не имеется.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о недействительности предписаний N 1128 от 26.03.2018, N2263 от 15.06.2018, N3241 от 14.08.2018.
Ссылки подателя жалобы на постановления мирового судьи судебного участка N 3 по Калининскому району не принимаются апелляционным судом, так не имеет преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.02.2019 по делу N А76-14414/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.