город Омск |
|
06 мая 2019 г. |
Дело N А46-17500/2018 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Рыжикова О.Ю.
Рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1864/2019) общества с ограниченной ответственностью "Производственно-торговая коммерческая фирма "Сфера" на решение Арбитражного суда Омской области от 10.12.2018 по делу N А46-17500/2018 (судья Ярковой С.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска (ИНН 5503060728, ОГРН 1025500975125) к обществу с ограниченной ответственностью "Производственно-торговая коммерческая фирма "Сфера" (ИНН 5503048664, ОГРН 1025500753783) о взыскании 500 руб., без вызова сторон,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска (далее по тексту - заявитель, Пенсионный фонд, страховщик) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Производственно-торговая коммерческая фирма "Сфера" (далее по тексту - заинтересованное лицо, общество, ООО "ПТКФ "Сфера", страхователь) о взыскании финансовых санкций в размере 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М.
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.12.2018 заявленные требования Пенсионного фонда удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ПТКФ "Сфера" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 10.12.2018 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на следующее: в действиях страхователя отсутствует состав вмененного правонарушения в виде представления недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, поскольку ошибка в первичных своевременно сданных отчетах по форме СЗВ-М за июль 2017 года была обнаружена ООО "ПТКФ "Сфера" самостоятельно, в связи с чем, 07.02.2018 в целях самостоятельного ее исправления направило в Пенсионный фонд корректирующие отчеты за означенный период; поскольку в спорный период отсутствовали застрахованные лица, с которыми заключены трудовые договора или гражданско-правовые договоры, обязанность в предоставлении отчетности по форме СЗВ-М не возникла; ссылается на повторное привлечение его к ответственности, учитывая, что решение мирового судьи по Центральному административному округу города Омска от 25.05.2018, вынесенное на основании протокола Пенсионного фонда об административном нарушении за несвоевременное представление в установленные сроки в ежемесячной отчетности за июль 2017 года по форме СЗВ-М.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, заявителем проведена проверка своевременности представления заинтересованным лицом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Федеральный закон N 27-ФЗ), в ходе которой установлен факт несвоевременного представления необходимых сведений.
По результатам проверки 13.03.2018 составлен акт N 065S18180001354, в котором зафиксирован факт нарушения страхователем требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
На основании материалов проверки 24.04.2018 вынесено решение N 065S19180002073 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде взыскания штрафа в сумме 500 руб.
В адрес общества было направлено требование от 28.05.2018 N 065S01180008757, которым заинтересованному лицу было предложено в добровольном порядке в срок до 18.06.2018 уплатить штрафные санкции в указанном размере.
Поскольку в добровольном порядке означенное требование исполнено не было, заявитель во исполнение абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27- ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением от 21.09.2018 по делу N А46-14715/2018 суд отменил ранее выданный судебный приказ, ввиду того, что от общества поступили возражения.
В связи с чем, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
10.12.2018 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое заинтересованным лицом в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167- ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 167-ФЗ) заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, согласно пункту 2 статьи 14 данного закона обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 27-ФЗ на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, на котором содержатся предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017).
Абзацем третьим статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В рассматриваемом случае, в качестве объективной стороны состава правонарушения обществу вменено непредставление страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Из материалов дела следует, что заинтересованным лицом представлены сведения за июль 2017 года 07.02.2018, то есть с нарушением установленного законом срок.
При этом суд апелляционной инстанции отклоняет довод ООО "ПТКФ "Сфера" о том, что у него не возникла обязанность предоставить отчетность по форме СЗВ-М за спорный период ввиду отсутствия застрахованных лиц, с которыми заключены трудовые договора или гражданско-правовые договоры.
Застрахованными признаются лица, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (пункт 1 статьи 7 Федерального закона N 167-ФЗ).
Признаки трудовых отношений закреплены в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ), согласно которой трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем, в частности, о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно статье 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
С учетом изложенного, если физические лица (в том числе руководитель организации в случае, когда он является ее единственным учредителем) состоят с данной организацией в трудовых отношениях, то такие лица в соответствии с нормами Федерального закона N 167-ФЗ относятся к работающим лицам.
Работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету, в том числе по форме СЗВ-М, в соответствии с нормами действующего законодательства в отношении застрахованных лиц, работающих в организации по трудовому или гражданско-правовому договору, в том числе в отношении руководителей организации, являющихся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.
Из изложенных норм следует, что даже при отсутствии заключенного в письменной форме трудового договора, при фактическом допуске работника к работе с ведома или по поручению работодателя, возникают трудовые отношения между работником и работодателем, следовательно, такое лицо является застрахованным лицом в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и в отношении такого лица подлежат предоставлению сведения по форме СЗВ-М вне зависимости от фактического осуществления выплат и иных вознаграждений за отчетный период в пользу вышеуказанных лиц, а также вне зависимости от уплаты страховых взносов.
Аналогичный вывод изложен в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16.03.2018 N 17-4/10/В-1846.
Кроме того, в отношении обязанности представления отчетности по форме СЗВ-М в отношении работающих по трудовому договору лиц вне зависимости от фактического осуществления выплат и иных вознаграждений, разъяснения были даны и в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 07.07.2016 N 21-1/10/В-4587.
С учетом изложенного, вопреки позиции подателя апелляционной жалобы, у общества имеется обязанность по представлению в Пенсионный фонд сведений, указанных в пункте 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в отношении директора общества за июль 2017 года.
Ссылка ООО "ПТКФ "Сфера" на то, что соответствующие сведения были предоставлены своевременно, а 07.02.2018 лишь скорректированы в целях самостоятельного исправления заинтересованным лицом допущенной им ошибки, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Действительно, в соответствии со статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений также предусмотрено Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее по тексту - Инструкция N 766н).
Согласно нормам раздела IV Инструкции N 766н, предусматривающей случаи и порядок предоставления корректирующих сведений, а также порядок привлечения и освобождения от ответственности в указанном случае, под исправлениями сведений понимаются:
- случаи ошибочного искажения сведений, которые уже представлены в Пенсионный фонд;
- выявление ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки контролирующим органом.
При этом в абзаце третьем пункта 39 Инструкции N 766н указано, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, взаимосвязанные положения статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ и пункта 39 Инструкции N 766н позволяют установить, что исправления и корректировки сведений при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц вносятся в форму СЗВ-М в особом порядке и не квалифицируются в качестве правонарушения, предусмотренного статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Между тем, ссылка заинтересованного лица на своевременное предоставление первичных отчетов по форме СЗВ-М с их последующей корректировкой 07.02.2018 не подтверждена соответствующими доказательствами, поскольку в материалах дела имеются лишь данные о направлении обществом в адрес Пенсионного фонда сведений по форме РСВ-1 за аналогичный период, что не свидетельствует об исполнении им обязанности по предоставлению отчетности по форме СЗВ-М в установленный действующим законодательством срок.
С учетом вышеизложенного и в отсутствие доказательств обратного суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно заключил о нарушении ООО "ПТКФ "Сфера" сроков предоставления отчетности по форме СЗВ-М за июль 2017 года в отношении заинтересованного лица, что повлекло начисление Пенсионным фондом финансовой санкции в размере 500 руб.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Основания для снижения штрафных санкций отсутствуют в виду непредставления доказательств, подтверждающих наличие смягчающих обстоятельств.
Ссылка общества на повторное привлечение его к ответственности, учитывая, что решение мирового судьи по Центральному административному округу города Омска от 25.05.2018, вынесенное на основании протокола Пенсионного фонда об административном нарушении за несвоевременное представление в установленные сроки в ежемесячной отчетности за июль 2017 года по форме СЗВ-М, отклоняется судом апелляционной инстанции как не подтвержденная материалами дела.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
При подаче апелляционной жалобы на основании статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 10.12.2018 по делу N А46-17500/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Производственно-торговая коммерческая фирма "Сфера" (ИНН 5503048664, ОГРН 1025500753783) в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.