06 мая 2019 г. |
Дело N А84-4140/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.04.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.05.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Карева А.Ю., Яковлева А.С., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Головченко Я.А., с участием представителей от индивидуального предпринимателя Дукиной Людмилы Евгеньевны - Пивненко Н.В. по доверенности от 18.10.2018 N 92АА0480763, Шамсутдинов А.Р. по доверенности от 02.03.2017 N 92АА0294190, в отсутствии Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Правительства Севастополя, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 31 января 2019 года по делу N А84-4140/2018 (судья Мирошник А.С.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Дукиной Людмилы Евгеньевны об оспаривании решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Севастополя,
установил:
индивидуальный предприниматель Дукина Людмила Евгеньевна (далее по тексту - предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее по тексту - Департамент), оформленного письмом от 20.07.2018 N 17976/05-05-21/18 об отказе в предоставлении услуги "Переоформление права пользования земельными участками, предоставленными в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года". В качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов просит обязать Департамент совершить действия, предусмотренные пунктами 8, 9, 10 Порядка переоформления права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитута в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 21.12.2015 N 1250-ПП (далее - Порядок N 1250-ПП), и направленные на заключение с Дукиной Людмилой Евгеньевной договора аренды земельного участка площадью 149 кв.м, по адресу: г. Севастополь, пр. Ген.Острякова, 128-А, кадастровый номер 91:03:002005:374.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 31 января 2019 года суд восстановил пропущенный предпринимателем срок на подачу заявления; удовлетворил требования предпринимателя, признав незаконным решение Департамента, оформленное письмом от 20.07.2018 N 17976/05-05-21/18 об отказе в предоставлении услуги "Переоформление права пользования земельными участками, предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года"; обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем совершения действий, предусмотренных Порядком N 1250-ПП; разрешил вопрос о распределении судебных расходов.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился с апелляционной жалобой на указанный судебный акт, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судом первой инстанции решение принято при неправильном применении норм материального права, неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе указано на то, что заявитель использует земельный участок с нарушением разрешенного вида использования.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Предприниматель представила отзыв на апелляционную жалобу, в судебном заседании ее представители против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 15.06.2018 предприниматель обратилась в Департамент с заявлением о переоформлении договора аренды земельного участка площадью 149 кв.м, предоставленного в пользование до 18 марта 2014 года, расположенного по адресу: г. Севастополь, пр. Ген.Острякова, 128-А, кадастровый номер 91:03:002005:374.
По результатам рассмотрения названного заявления решением, оформленным в виде сообщения об отказе в предоставлении государственной услуги исх.N 17976/05-05-21/18 от 20.07.2018, Департамент отказал предпринимателю в переоформлении договора аренды земельного участка на основании п.п. 6 п. 2.9 Административного регламента предоставления государственной услуги "Переоформление права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитутов в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года" (далее по тексту - Регламент). В обоснование принятого решения Департамент указал на использование земельного участка не в соответствии с разрешенным видом использования данного участка.
Полагая, что указанный отказ является незаконным и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратилась в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель имеет право на переоформление ранее возникшего права аренды земельного участка; в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие и с безусловностью свидетельствующие о нецелевом использовании именно земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, проспект Генерала Острякова, 128-А, за переоформлением прав на который и обратился заявитель.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Дукина Людмила Евгеньевна (ИНН 920400151178, ОГРНИП 314920434601154) зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 12.12.2014, что подтверждается свидетельством N 34 004248374, выпиской из ЕГРИП).
Как следует из материалов дела и установлено судом, 31.07.2012 между Севастопольским городским Советом (арендодатель) и предпринимателями Волошиной Т.Р., Степанюк В.Е. и Огульчанским А.И. (арендаторы) заключен договор аренды земельного участка (далее по тексту - договор аренды), по условиям которого арендодатель в соответствии с решениями от 29.11.2011 N 2063 и от 22.05.2012 предоставил сроком на 25 лет, а арендаторы приняли в срочное платное пользование земельный участок общей площадью 0,0149 га, находящийся по адресу: г. Севастополь, пр. Генерала Острякова, 128-А, для обслуживания торгового комплекса с навесом ожидания, с отнесением этих земель к категории земель жилой и общественной застройки, используемых в коммерческих целях.
Договор аренды зарегистрирован в Главном управлении Госкомзема в г. Севастополе, о чем в Книге регистрации земель совершена запись от 11.10.2012 N 853660004000262.
На данном земельном участке имеется нежилое здание из природного камня, площадью 98,1 кв.м, находившееся в общей долевой собственности Огульчанского А.И., Волошиной Т.Р. и Степанюк В.Е. на основании свидетельств о праве собственности на торговый комплекс с навесом ожидания общественного транспорта от 22.03.2003, что подтверждается кадастровым паспортом от 22.04.2015 N 91/12/15-399957.
20.12.2016 между заявителем и гражданами Огульчанским А.И., Волошиной Т.Р. и Степанюк В.Е. был заключен договор купли-продажи 92 АА 0258746, по условиям которого Дукина Л.Е. приобрела нежилое здание (торговый комплекс с навесом ожидания общественного транспорта), общей площадью 98,1 кв.м, расположенное по адресу: г. Севастополь, проспект Ген. Острякова, 128-А кадастровый номер 91:03:002005:413.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2019 года на территории города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно пункту 8 статьи 3 Закона города Севастополя от 22.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС) право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Пунктом 12 статьи 3 Закона N 46-ЗС установлено общее правило, в соответствии с которым стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 1 января 2019 года внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
При этом в силу пункта 13 статьи 3 Закона N 46-ЗС в случае, если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной и муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута соответствующего земельного участка. Лица, которым находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки предоставлены до вступления в силу Федерального конституционного закона в аренду или на условиях сервитута, обязаны подать заявление о заключении договора аренды, договора об установлении сервитута земельного участка в срок до 1 января 2019 года
Условия и порядок переоформления права постоянного пользования, права аренды, права сервитута, возникших в соответствии с земельным законодательством Украины, путем предоставления земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, в аренду, в собственность, на праве сервитута юридическим и физическим лицам в соответствии с гражданским и земельным законодательством Российской Федерации установлены Порядком N 1250-ПП.
Пунктом 7 Порядка N 1250-ПП и пунктом 2.9. Регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа уполномоченным органом в предоставлении земельного участка, в том числе в случае, если фактическое использование земельного участка не соответствует разрешенному использованию земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судом, оспариваемое решение принято в соответствии с подпунктом 6 пункта 2.9. Регламента, предусматривающим такое основание для отказа в предоставлении земельного участка как несоответствие фактического использования земельного участка разрешенному использованию.
Разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона. До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии) (ст. 6 Закона N 46-ЗС).
Как верно отмечено судом первой инстанции, в настоящее время Правила землепользования и застройки в городе Севастополе не утверждены.
Также пунктом 7 Порядка N 1250-ПП предусмотрено, что с целью получения информации относительно наличия обстоятельств, указанных в подпункте 6 настоящего пункта, уполномоченный орган обязан провести обследование указанного земельного участка в течение 20 дней с момента регистрации заявления.
11.07.2018 должностными лицами Управления земельного контроля Департамента проведено обследование земельного участка площадью 149 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, пр. Генерала Острякова, 128-А, кадастровый номер 91:03:002005:374, с разрешенным использованием "для обслуживания торгового комплекса с навесом ожидания", по результатам которого составлен акт N 0992-ГС, и выявлено нарушение, которое предусмотрено пп. 6 п. 7 Порядка N 1250-ПП.
В ходе обследования установлено, что в границах объекта земельных отношений с видом разрешенного использования: для обслуживания торгового комплекса с навесом ожидания, расположен одноэтажный капитальный объект кадастровый номер 91:03:002005:413, общей площадью 98,1 кв.м, на первом этаже которого размещался магазин "Канцтовары", магазин "Медоборы", бар "Трофей" (Объект N 1).
Пунктом 2 Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 N 228-ПП (далее по тексту - Порядок N 228-ПП), установлено, что виды разрешенного использования земельного участка определяются исходя из видов функционального использования земельного участка, которые допустимы в соответствии с: 1) правоустанавливающим документом на земельный участок; 2) градостроительной документацией, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"; 3) землеустроительной документацией, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Виды разрешенного использования земельного участка определяются на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" в редакции, действующей на момент рассмотрения вопроса об определении видов разрешенного использования земельного участка.
В акте указано, что в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, а именно кода 4.4 Классификатора "Магазины", на земельных участках с данным видом разрешенного использования допускается размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м. Фактически объект земельных отношений, используется по коду 4.4 Классификатора "Магазины" - размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м, по коду 4.6 Классификатора "Общественное питание" размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
Также, в акте указано на наличие в действиях предпринимателя признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ "Использование земельного участка не по целевому назначению", выраженных в использовании Объекта земельных отношений, ранее предоставленного для обслуживания торгового комплекса с навесом ожидания, не по целевому назначению, путем размещения в Объекте N 1, расположенном на объекте земельных отношений, бара код 4.6 4.6 Классификатора "Общественное питание".
Как следует из акта обследования земельного участка, Департамент установил, что вид разрешенного использования земельного участка определен как "для обслуживания торгового комплекса с навесом ожидания" и данный вид (код) целевого назначения Классификатором видом разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 N 540 не установлен.
В материалах дела отсутствует документ, которым был бы определен вид разрешенного использования земельного участка площадью 149 кв.м, по адресу: г. Севастополь, пр. Ген.Острякова, 128-А, кадастровый номер 91:03:002005:374.
С соответствующим заявлением ИП Дукина, либо предыдущие арендаторы данного земельного участка в Департамент не обращались, самостоятельно заинтересованное лицо вид разрешенного использования указанного земельного участка как "Магазины" код 4.4. Классификатора также не определяло. Документов, свидетельствующих об обратном, Департамент в материалы дела не предоставил.
Вместе с тем, заявитель предоставил в материалы дела документы подтверждающие правомерность предоставления земельного участка для размещения на нем торгового комплекса с навесом ожидания, акт государственной технической комиссии о приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта от 09.12.2002, решения Севастопольского городского совета от 29.11.2011 N 2063 о передаче в аренду сроком на 25 лет земельного участка площадью 0,0149 га по пр. Генерала Острякова, 128-А, для обслуживания торгового комплекса с навесом ожидания.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, отдельного объекта капитального строительства в целях устройства места общественного питания на земельном участке по адресу: г. г. Севастополь, пр. Ген.Острякова, 128-А, предприниматель не размещала. Бар "Трофей", который определен заинтересованным лицом как место общественного питания, располагается внутри торгового комплекса с навесом ожидания, а, следовательно, его наличие в нежилом здании не может свидетельствовать о нецелевом использовании земельного участка, предоставленном для обслуживания торгового комплекса с навесом ожидания.
Таким образом, выводы Департамента о том, что земельный участок, предоставленный для обслуживания торгового комплекса с навесом ожидания фактически используется как место общественного питания, т.е. не по целевому назначению, не нашли своего подтверждения.
Кроме того, постановлением о назначении наказания от 20.12.2018 по делу N 86/10-10/03 предприниматель была привлечена к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ за самовольное занятие земельного участка прилегающего к земельному участку площадью 149 кв.м, по адресу: г. Севастополь, пр. Ген.Острякова, 128-А, кадастровый номер 91:03:002005:374. Однако в отношении использования самого земельного участка площадью 149 кв.м, по адресу: г. Севастополь, пр. Ген.Острякова, 128-А, кадастровый номер 91:03:002005:374, нарушения, в том числе по целевому назначению земельного участка, не подтвердились.
В силу изложенного, решение Департамента, оформленное письмом от 20.07.2018 исх.N 17976/05-05-21/18 об отказе в предоставлении государственной услуги по переоформлению возникшего у заявителя в соответствии с земельным законодательством Украины права аренды правомерно признано судом незаконным.
Апелляционный суд не принимает во внимание представленное Департаментом распоряжение от 22.11.2018 N 18495-РДЗ "Об определении вида разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером 91:03:002005:374, площадью 149 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, пр. Генерала Острякова, 128-А" поскольку на момент принятия оспариваемого отказа от 20.07.2018 данного распоряжения не существовало.
Пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в случае удовлетворения заявленных требований, должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Определяя способ устранения допущенного Департаментом нарушения прав заявителя, суд правомерно руководствовался пунктами 9, 10 Порядка N 1250-ПП и пришел к выводу, что в целях устранения допущенного нарушения необходимо возложить на Департамент обязанность по совершению действий, предусмотренных указанными пунктами Порядка N 1250-ПП.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 31 января 2019 года по делу N А84-4140/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
А.Ю. Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.