Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13 августа 2019 г. N Ф09-4715/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
06 мая 2019 г. |
Дело N А60-62643/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 мая 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О.Г.,
судей Варакса Н.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 11 февраля 2019 года по делу N А60-62643/2018,
принятое судьей Ковалевой М.В.
по заявлению Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог" (ИНН 6658078110, ОГРН 1026602332437)
к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ИНН 6670262066, ОГРН 1096670022107),
третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом,
о признании незаконным бездействия, выраженного в нерассмотрении в установленный срок обращения,
установил:
Государственное казенное учреждение Свердловской области "Управление автомобильных дорог" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении в установленный срок обращения о предварительном согласовании предоставления земельного участка.; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог" путем совершения действий по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка имеющего следующие адресные ориентиры: Российская Федерация, Свердловская область, Талицкий район, общей площадью 22 271 кв. м, подлежащего формированию путем раздела с сохранением исходного земельного участка в измененных границах с кадастровым (условным) номером 66:28:2101006:6, площадью 205 000 кв.м., принадлежащего на праве собственности Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11 февраля 2019 года по делу N А60-62643/2018 (с учетом определения об исправлении опечатки от 12.03.2019) признано незаконным бездействие ТУ Росимущества по Свердловской области по не рассмотрению в установленный срок заявления Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог" о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Заинтересованное лицо обязано в течение месяца с даты вступления в законную силу настоящего решения устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог" путем совершения действий по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка имеющего следующие адресные ориентиры: Российская Федерация, Свердловская область, Талицкий район, общей площадью 22 271 кв.м., подлежащего формированию путем раздела с сохранением исходного земельного участка в измененных границах с кадастровым (условным) номером 66:28:2101006:6, площадью 205 000 кв.м., принадлежащего на праве собственности Российской Федерации.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ТУ Росимущества по Свердловской области обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе ее податель настаивает на том, что поскольку предоставление испрашиваемого земельного участка осуществляется через процедуру предварительного согласования предоставления земельного участка, (в соответствии со статьями 39.14-39.15 Земельного кодекса Российской Федерации), на что ТУ Росимущества по Свердловской области не уполномочено.
Возражая на доводы апелляционной жалобы, Учреждение в отзыве на жалобу указало, что изложенные в жалобе обстоятельства не являются препятствием для принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 06.06.2017 Учреждение обратилось в ТУ Росимущества в Свердловской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного в Талицком районе, общей площадью 22 271 кв.м, подлежащего формированию путем раздела с сохранением исходного земельного участка в измененных границах с кадастровым (условным) номером 66:28:2101006:6, площадью 205 000 кв.м., принадлежащего на праве собственности Российской Федерации с целью дальнейшего предоставления в постоянное (бессрочное) пользование Учреждению (письмо от 06.06.2017 N 12-4648).
ТУ Росимущества в Свердловской области дан Учреждению письменный ответ о перенаправлении обращения в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, поскольку в соответствии с положениями ТУ Росимущества в Свердловской области решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, принимается только по поручению Федерального агентство по управлению государственным имуществом (письмо от 10.07.2017 N АР-8039/07).
Впоследствии 11.12.2017 Учреждение обратилось с самостоятельным заявлением в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом о предоставлении информации (письмо от 11.12.2017 N 12-12049).
20.03.2018 заявитель направил письма в адрес ТУ Росимущества в Свердловской области (письмо от 20.03.2018 N 12-2044) и в адрес Федерального агентство по управлению государственным имуществом (письмо от 20.03.2018 N 12-2045) о предоставлении информации о результатах рассмотрения ранее направленных обращений.
ТУ Росимущества в Свердловской области сообщило, что на 17.04.2018 из Федерального агентства по управлению государственным имуществом поручение о предварительном согласовании предоставления земельного участка не поступало (письмо от 17.04.2018 N АР-3985/07).
Полагая, что заинтересованное лицо без установленных законом оснований не совершило действия связанные с рассмотрением заявления Учреждения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением о признании бездействия незаконным.
Суд первой инстанции, принимая решение, пришел к выводу о наличии совокупности оснований для признания бездействия незаконным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 АПК РФ).
При рассмотрении арбитражным судом настоящего дела об оспаривании бездействия в предмет доказывания входит также рассмотрение вопросов о наличии у заинтересованного лица соответствующих полномочий.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 названного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка перечислены в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ.
Как следует из п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Заинтересованное лицо ссылается на типовое Положение о Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденное приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, и определяющее полномочия территориального управления в области распоряжения земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
В этой связи Территориальное управление указывает на отсутствие у него самостоятельных полномочий на принятие решений об образовании земельных участков, находящихся федеральной собственности, а также осуществлять в установленном порядке продажу таких земельных участков. Указанные полномочия реализуются территориальным управлением посредством получения от Федерального агентства по управлению государственным имуществом соответствующих поручений.
Согласно п. 4 Положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, п.п. 4, 4.1.1. Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области является органом, через который Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свои полномочия на территории Свердловской области.
Порядок взаимодействия органов Росимущества регламентирован Административным регламентом, утвержденным приказом Министерством экономического развития России от 03.10.2013 N 572, вопрос о необходимости получения территориальным управлением соответствующего поручения Росимущества не может являться препятствием для принятия решения о предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков, а неосуществление территориальным органом возложенных на него функций по внутриведомственному взаимодействию не может влиять на реализацию прав заявителя и служить основанием для бездействия в решении вопроса о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Таким образом, от имени Российской Федерации полномочия правообладателя федерального имущества вправе осуществлять соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации, а именно: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области.
Поскольку заинтересованным лицом в установленный законом срок не принято решение о предоставлении или об отказе в предоставлении земельного участка заявителю, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое бездействие противоречит закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Возложение на заинтересованное лицо обязанности по принятию решения о предварительном согласовании предоставления заявителю земельного участка является обоснованным.
Таким образом, оспариваемое бездействие по решению вопроса о предоставлении земельного участка нарушает вышеприведенные положения земельного законодательства, права и законные интересы заявителя.
По указанным выше мотивам апелляционный суд отклоняет приведенные в апелляционной жалобе доводы.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 февраля 2019 года по делу N А60-62643/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.