Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 26 июля 2019 г. N Ф10-2885/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
6 мая 2019 г. |
Дело N А09-8360/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.04.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.05.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Большакова Д.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С., при участии от ответчика - Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Веремчук О.И. (доверенность от 18.12.2018 N 1-01-44/28636), Алексы Г.Ф.(доверенность от 12.04.2019 N 2-01-44/9179), в отсутствие заявителя - открытого акционерного общества "Брянский мясокомбинат", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Брянский мясокомбинат" на решение Арбитражного суда Брянской области от 29.01.2019 по делу N А09-8360/2018 (судья Фролова М.Н.),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Брянский мясокомбинат" (г. Брянск, ОГРН 1023201285140, ИНН 3235011870) (далее по тексту - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Тула, ОГРН 1097154013461, ИНН 7107516785) (далее по тексту - управление, Ростехнадзор, ответчик) по проведению плановой выездной проверки в период с 02.07.2018 по 20.07.2018 в отношении ОАО "Брянский мясокомбинат" и недействительным предписания Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об устранении выявленных нарушений от 20.07.2018 N 657.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 29.01.2019 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ОАО "Брянский мясокомбинат" просит данное решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на несоблюдение периодичности проведения проверки.
В отзыве на апелляционную жалобу Приокское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору просит решение суда оставить без изменения.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения управления от 25.06.2018 N 2-657-р в период с 02.07.2018 по 20.07.2018 его уполномоченные должностные лица провели в отношении ОАО "Брянский мясокомбинат" плановую выездную проверку в части соблюдения лицензионных требований по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 20.07.2018 N 657.
По результатам проверочных мероприятий управление выдало обществу предписание от 20.07.2018 N 657, в соответствии с которым в установленные сроки ОАО "Брянский мясокомбинат" необходимо устранить выявленные нарушения.
Не согласившись с действиями надзорного органа по проведению плановой выездной проверки, а также считая, что предписание управления от 20.07.2018 N 657 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, ОАО "Брянский мясокомбинат" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Закон N 294-ФЗ).
В силу пункта 2 части 4 статьи 1 названного Федерального закона особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры могут устанавливаться другими федеральными законами, в том числе при осуществлении лицензионного контроля.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности" утверждено Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее по тексту - Положение N 492).
Согласно подпункту "а" пункта 5 Положения N 492 одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности, является наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются объекты, а также технических устройств, применяемых на объектах.
Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее по тексту - Закон N 99-ФЗ) (положения названного Федерального закона и Федерального закона о защите прав юридических лиц приведены в редакции, действовавшей на момент проведения проверки) установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона о защите прав юридических лиц с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 данной статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 данного Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Применительно к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, аналогичные требования закреплены в части 8 статьи 19 Закона N 99-ФЗ, в силу которой плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом.
Частью 2 статьи 9 Закона N 294-ФЗ установлено, что плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
В силу пункта 2 части 8 статьи 9 Закона N 294-ФЗ, пункта 2 части 9 статьи 19 Закона N 99-ФЗ основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата.
Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года (часть 7 статьи 9 Закона N 294-ФЗ).
Судом установлено, что основанием проведения проверки в отношении заявителя являлась часть 9 статьи 19 Закона N 99-ФЗ, цель проведения плановой выездной проверки - лицензионный контроль.
Плановая выездная проверка с целью лицензионного контроля в отношении ОАО "Брянский мясокомбинат" включена в сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2018 год, который размещен на официальном сайте Генеральной Прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет по адресу: http://plan.genproc.gov.ru/plan2018/detail.php?ID=148191.
По справедливому суждению суда первой инстанции, необходимость дополнительного согласования плановой выездной проверки в отношении ОАО "Брянский мясокомбинат" с целью лицензионного контроля с органами Прокуратуры Российской Федерации по основаниям, указанным в пункте 2 части 4 статьи 1, частях 2, 3 статьи 9 Закона N 294-ФЗ; части 6, части 8, пункте 2 части 9 статьи 19 Закона N 99-ФЗ, не требуется.
Судом установлено, что проверка по цели - надзор за проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок в отношении ОАО "Брянский мясокомбинат" Приокским управлением Ростехнадзора в 2018 году не планировалась и не проводилась.
При проведении плановой выездной проверки общества какие-либо материалы и документы, касающиеся проведения обязательного энергетического обследования, со стороны должностных лиц управления не запрашивались.
В распоряжении о проведении плановой выездной проверки от 25.06.2018 N 2-657-р отсутствуют ссылки о необходимости предоставления ОАО "Брянский мясокомбинат" документов по проведению обязательного энергетического обследования, а также отсутствуют правовые основания по указанной цели.
В ходе проведения в период с 02.07.2018 по 20.07.2018 в отношении общества плановой выездной проверки с целью - лицензионный контроль, управлением проверялось соблюдение лицензиатом - ОАО "Брянский мясокомбинат" (лицензия от 09.07.2015 N ВХ-08-006144 на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности) лицензионных требований, установленных пунктом 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492.
Лицензионные требования к лицензиатам, установленные пунктом 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492, содержат указания о соблюдении требований Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ, в связи с чем в акте проверки управления от 20.07.2018 N 657, по выявленным в ходе проверки нарушениям, имеются ссылки на положения Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ.
При этом судом первой инстанции установлено, что плановая выездная проверка в отношении ОАО "Брянский мясокомбинат" с целью - лицензионный контроль проведена по истечению трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, что соответствует основаниям, установленным частью 9 статьи 19 Закона N 99-ФЗ.
Так, ранее, в период с 18.08.2014 по 05.09.2014, в отношении ОАО "Брянский мясокомбинат" проведена плановая выездная проверка на основании распоряжения от 12.08.2014 N 972-р за подписью заместителя руководителя управления Ермолаева О.А., и в соответствии с планом проведения плановых проверок управления на 2014 год, утвержденного приказом управления и согласованного управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации по центральному федеральному округу (проверка N 537807).
Проверка проводилась по основанию, установленном частью 9 статьи 19 Закона N 99-ФЗ, цель проведения плановой выездной проверки - лицензионный контроль.
По результатам проведения плановой выездной проверки юридическому лицу ОАО "Брянский мясокомбинат" был выдан акт проверки от 05.09.2014 N 972-Б.
Суд первой инстанции сделал обоснованное заключение о том, что особенности организации и периодичность проведения плановых выездных проверок в отношении юридического лица ОАО "Брянский мясокомбинат" с целью - лицензионный контроль, соответствуют требованиям, установленным действующим законодательством.
Из распоряжения заместителя руководителя управления от 25.06.2018 N 2-657-р следует, что плановая выездная проверка, в результате которой выявлены нарушения, проведена в целях выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц на 2018 год; предметом данного мероприятия являлась проверка соблюдения (несоблюдения) лицензиатом (обществом) лицензионных требований, установленных 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492.
В соответствии с согласованным Генеральной прокуратурой Российской Федерации сводным планом проверок субъектов предпринимательства Федеральной налоговой службы, размещенным на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации (http://plan.genproc.gov.ru/), основанием для проведения плановой выездной проверки (распоряжение заместителя руководителя управления от 25.06.2018 N 2-657-р) послужило истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки юридического лица, имевшей место в 2014 году.
Таким образом, как верно заключено судом первой инстанции, материалы дела подтверждают, что основанием для проведения плановой выездной проверки общества явилось истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата и возможность проведения проверки по данному основанию прямо предусмотрена пунктом 2 части 8 статьи 9 Федерального закона о защите прав юридических лиц, пунктом 2 части 9 статьи 19 Федерального закона о лицензировании.
Грубых нарушений, предусмотренных статьей 20 Закона N 294-ФЗ, влекущих признание результатов проверки недействительными, не установлено.
Довод заявителя о том, что в представленных распечатках с официального сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации "Сводный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" на 2018 год плановая проверка ОАО "Брянский мясокомбинат" управлением отсутствовала, правомерно отклонен судом первой инстанции ввиду следующего.
Управлением в материалы дела представлена информация с официального сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации "Сводный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" на 2018 год, а также на 2017 год, где значатся указанные плановые проверки в отношении общества.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что заявителем ошибочно учитывается предложение, которое является дополнением в часть 1 статьи 19 Закона N 99-ФЗ и внесено в Закон статьей 2 Федерального закона от 03.08.2018 N 316-ФЗ: "Порядок организации и осуществления лицензионного контроля за конкретным видом деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, утверждаемым Правительством Российской Федерации", поскольку данное предложение отсутствовало в действующей на момент проведения проверки редакции Закона N 99-ФЗ.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал, что проверяя юридическое лицо по вопросу соблюдения лицензионных требований при эксплуатации опасного производственного объекта управление, не могло не проверять, в том числе, действия лицензиата на предмет соблюдения требований Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее по тексту - Закон N 116-ФЗ), поскольку лицензия выдана обществу именно на эксплуатацию опасного производственного объекта.
Так, пункт 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492, определяет лицензионные требования к лицензиату и содержит указания на исполнение требований Закона N 116-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении видов государственного контроля (надзора), в том числе пунктом 2 части 4 статьи 1 Федерального закона N294-ФЗ обозначен "лицензионный контроль", а пунктом 15 - "федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности".
Из вышеизложенного следует, что законодателем установлены два различных вида государственного контроля (надзора): лицензионный контроль, порядок организации и осуществления которого установлен статьей 19 Закона N 99-ФЗ и, соответственно, федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, установленный статьей 16 Закона N 116-ФЗ.
Особенности организации и проведения проверок в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности установлены статьей 16 Закона N 116-ФЗ.
Статьёй 16 Закона N 116-ФЗ установлены основания для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, а также периодичность проведения плановых проверок.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что пункт 5.1 статьи 16 Закона N 116-ФЗ проводит градацию периодичности осуществления проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в зависимости от класса опасности: в отношении опасных производственных объектов I и II класса опасности не чаще чем один раз в течение одного года, в отношении опасных производственных объектов III класса опасности не чаще чем один раз в течение трех лет, в отношении опасных производственных объектов IV класса опасности плановые проверки не проводятся.
Таким образом, по справедливому суждению суда первой инстанции, нарушения порядка, периодичности и целей проведенной плановой проверки лицензиата ОАО "Брянский мясокомбинат" не усматривается.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание от 20.07.2018 N 657 и действия при проведении плановой проверки соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что каких-либо доказательств, опровергающих факт наличия нарушений, указанных в оспариваемом предписании, обществом не представлено. По существу нарушений, отраженных в предписании управления от 20.07.2018 N 657, ОАО "Брянский мясокомбинат" возражений не заявлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Ссылка апеллянта в обоснование своей позиции на пункт 8 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489, который регламентирует возможность внесения изменений в ежегодный план, судебная коллегия признает несостоятельной, поскольку указанные Правила не предусматривают включение новой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей после 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи чем оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 29.01.2019 по делу N А09-8360/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Брянский мясокомбинат" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.