Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 5 августа 2019 г. N Ф09-4427/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
06 мая 2019 г. |
Дело N А76-10286/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Бабиной О.Е. и Махровой Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Резниченко В.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27 февраля 2019 г. по делу N А76-10286/2018 (судья Калинина Т.В.).
В судебном заседании приняли участие представители: Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - Рахимкулова А.Р. (доверенность N 19 от 06.02.2019), Заболотный В.В. (доверенность N 22 от 04.03.2019);
муниципального унитарного предприятия "Теплоком" - Крысина М.И. (доверенность от 26.03.2019).
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - истец, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Теплоком" (далее - ответчик, МУП "Теплоком") о взыскании 274 688 руб. 80 коп., в том числе, задолженность за период с 01.01.2018 по 31.01.2018 в размере 257 923 руб. 76 коп., пени за период с 01.02.2018 по 18.10.2018 в размере 16 765 руб. 04 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - третье лицо, Министерство тарифного регулирования).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 27.02.2019 (резолютивная часть объявлена 21.02.2019) в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда.
По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции не в полном объеме исследовал все представленные сторонами доказательства.
Как указывает истец, 02.05.2017 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в адрес Министерства тарифного регулирования направлено заявление N 370/4/3/3/164 об открытии дела по установлению тарифов на тепловую энергию на 2017 год. В указанном заявлении содержатся пункты 5,6 (г. Чебаркуль, котельная N 219, в/г 1-1 620, 32 руб./Гкал (по сетям МУП "Теплоком -1756,69 руб./Гкал)), что соответствует, по мнению истца заявке на утверждение тарифа на компенсацию потерь тепловой энергии. Указанный тариф на компенсацию потерь Министерством тарифного регулирования установлен не был по причине отсутствия договорных отношений ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России с МУП "Теплоком". В настоящее время договорные отношения между сторонами также отсутствуют, однако тариф на компенсацию потерь тепловой энергии утвержден, что подтверждается постановлением Министерства тарифного регулирования N 69/20 от 08.11.2018
В судебном заседании истец поддержал доводы и требование апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель ответчика возразил против доводов и требования апелляционной жалобы. Просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. С учетом мнения представителей сторон, в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей третьего лица. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта. Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 "О создании Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации с 01.04.2017 названное учреждение в лице структурного подразделения - жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N 3 (г. Челябинск) является поставщиком тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения на объекты военной и социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Челябинской и Курганской областей. В целях исполнения вышеназванного приказа ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на основании акта от 01.04.2017 N 6/ТХ передало в оперативное управление ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России объекты теплоснабжения (в том числе расположенные в г. Чебаркуль Челябинской области). Таким образом, согласно требованиям пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России с 01.04.2017 является ресурсоснабжающей организацией по поставке тепловой энергии. Теплогенерирующие установки объектов ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Минобороны технически присоединены, в том числе, к тепловым сетям МУП "Теплоком".
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России направило МУП "Теплоком" для подписания муниципальный контракт N 03-03-74-11-074 (далее также - контракт) на поставку тепловой энергии и теплоносителя в целях компенсации тепловых потерь, по которому ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (теплоснабжающая организация) обязуется в течение срока действия настоящего контракта осуществлять поставку теплосетевой организации тепловой энергии и теплоносителя в целях компенсации тепловых потерь в точках поставки в объеме, определенном в порядке, предусмотренном приложением N5 к настоящему контракту, а МУП "Теплоком" (теплосетевая организация) обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
Поскольку указанный контракт МУП "Теплоком" подписан не был, истец направил ответчику претензию, в которой указал, что на основании пункта 3 статьи 17 Закона о теплоснабжении заключение вышеуказанного контракта является обязательным для ответчика (т.1, л.д. 18-19). В рамках настоящего дела ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России предъявлена ко взысканию задолженность по контракту на поставку тепловой энергии и теплоносителя в целях компенсации тепловых потерь N 03-03-74-11-074 за январь 2018 г. на общую сумму 257 923 руб. 76 коп. (т.1. л.д. 31 оборот). Поскольку на границе балансовой принадлежности отсутствуют приборы учёта, расчёт нормативных тепловых потерь на сетях МУП "Теплоком" произведён истцом расчётным методом в соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2008 N 325 "Об утверждении порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя" (далее - Порядок N 325). В связи с несвоевременной оплатой ответчиком нормативных потерь тепловой энергии истцом начислено МУП "Теплоком" 16 765 руб. 04 коп. неустойки за период с 01.02.2018 по 18.10.2018. Истцом предприняты меры по досудебному урегулированию спора, что подтверждается претензией от 22.02.2018 N 370/У/3/3/532/13 (т.1, л.д. 19-20), которая оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего. Отношения, возникающие в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Законом о теплоснабжении, согласно статье 15 которого местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети. В соответствии со статьей 2 Закона о теплоснабжении реализация тепловой энергии, теплоносителя относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при котором уполномоченным государственным органом устанавливаются тарифы (цены), подлежащие обязательному применению. Согласно пункту 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.
В силу пункта 5 статьи 13 Закона о теплоснабжении теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам).
Законодатель различает два вида потерь тепловой энергии: нормативные (технологические) потери, которые на основе утверждаемых государственным органом нормативов используются при установлении тарифов в сфере теплоснабжения; и фактические потери, возникающие при передаче тепловой энергии, которые должны быть компенсированы собственнику теплового ресурса со стороны профессиональных участников рынка теплоснабжения (теплосетевой организацией или теплоснабжающей организацией) путем производства тепловой энергии либо путем ее приобретения на договорной основе с обязательным использованием регулируемых тарифов.
Таким образом, компенсация фактических потерь тепловой энергии путем ее приобретения относится к регулируемому виду деятельности, так как осуществляется с использованием тарифа на тепловую энергию.
На основании части 3 статьи 8 и части 4 статьи 15 Закона о теплоснабжении затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Расчеты потерь в тепловых сетях осуществляются на основании Порядка N 325, а также Порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10.08.2012 N 377 (далее - Порядок N 377).
В пределах утвержденных тарифов на передачу тепловой энергии возмещению подлежат только нормативы технологических потерь. Сверхнормативные, то есть фактические потери тепловой энергии, следует относить к убыткам, возникающим вследствие ненадлежащего содержания тепловых сетей, тепловых пунктов и других сооружений.
Из материалов дела следует, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является ресурсоснабжающей организацией по поставке тепловой энергии.
МУП "Теплоком" является теплосетевой (транспортирующей) организацией, оказывающей услуги по передаче (транспортировке) тепловой энергии в горячей воде, что подтверждается постановлением администрации Чебаркульского городского округа от 17.05.2016 N 414.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России предъявлена ко взысканию с МУП "Теплоком" задолженность по контракту на поставку тепловой энергии и теплоносителя в целях компенсации тепловых потерь N 03-03-74-11-074 за январь 2018 г. на общую сумму 257 923 руб. 76 коп. Между тем указанный контракт N 03-03-74-11-074 со стороны МУП "Теплоком" не подписан.
Поскольку контракт N 03-03-74-11-074 сторонами не заключен, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что для определения правомерности заявленных исковых требований необходимо принять во внимание установленные в спорный период для участников отношений в сфере теплоснабжения тарифные решения.
Из материалов дела следует, что в спорный период - январь 2018 г., за который истцом предъявлена ко взысканию стоимость нормативных потерь тепловой энергии, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на основании постановления Министерства тарифного регулирования от 30.11.2017 N 62/3 утверждены нормативы технологических потерь. При этом потери тепловой энергии и затраты теплоносителя утверждены для каждой котельной истца, в том числе по котельной N 219 Чебаркульского городского округа, с учетом протяженности сетей и затрат, связанных с поставкой тепловой энергии до конечного потребителя.
При установлении истцу тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям Челябинской области, на 2018 г. в постановлении Министерства от 21.11.2018 N 59/33 нормативные потери для ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России уже были учтены, что следует из приложенных к постановлению от 21.11.2018 N 59/33 основных показателей деятельности ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по отпуску тепловой энергии.
Таким образом, в тарифе истца учтены нормативные потери, возникающие при поставке тепловой энергии с принадлежащих ему котельных, в связи с чем ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в спорный период имело возможность компенсировать стоимость нормативных потерь тепловой энергии при получении оплаты с конечных потребителей.
В то же время материалами дела подтверждено, что для МУП "Теплоком" в январе 2018 г. был установлен только тариф на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ответчиком (на период регулирования с 01.01.2016 по 31.12.2018).
Данное обстоятельство подтверждается постановлением Министерства тарифного регулирования от 26.11.2015 N 56/36 (л.д. 105-106), с учетом изменений, внесенных постановлением Министерства тарифного регулирования от 21.11.2017 N 59/2 (т.1, л.д. 79-80; т.3, л.д. 1 материалов тарифных дел).
Кроме того, согласно позиции третьего лица, изложенной в письменном мнении на исковое заявление, на основании постановления Министерства тарифного регулирования от 30.11.2017 N 62/3 нормативы технологических потерь для истца утверждены на 2017 г.; при установлении тарифов на 2018 г. на тепловую энергию нормативные потери для истца уже были учтены; тарифы на 2018 г. для МУП "Теплоком" не устанавливались.
При этом согласно выписке из протокола заседания Правления Министерства тарифного регулирования от 21.11.2017 N 59 (т.1, л.д. 80-83) какие-либо нормативные технологические потери при передаче тепловой энергии МУП "Теплоком" при установлении тарифа на 2016-2018 годы учтены не были.
Нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии по сетям МУП "Теплоком" и тариф, учитывающий такие потери, установлены для ответчика только со следующего периода регулирования - с 2019 г., что подтверждено постановлением Министерства тарифного регулирования от 27.11.2018 N 76/7 (т.3, л.д. 18 материалов тарифных дел), которым утверждены нормативные потери, в том числе в сетях ответчика "г. Чебаркуль, ул. Елагина, 532".
Суд апелляционной инстанции отмечает, что согласно Закону о теплоснабжении собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям (часть 6 статьи 17 Закона о теплоснабжении).
В настоящем случае МУП "Теплоком", осуществляя услуги по транспортировке тепловой энергии, имея установленный тариф только на транспортировку тепловой энергии, не вправе было препятствовать передаче тепловой энергии по своим сетям до конечных потребителей, не компенсировало от потребителей стоимость нормативных потерь в составе платы за теплоснабжение.
Согласно письменным пояснениям Министерства тарифного регулирования (т.2, л.д.110), ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в период 2017 - 2018 гг. не обращались с заявлением об утверждении тарифов на тепловую энергию, производимую теплоснабжающей организацией с целью компенсации потерь тепловой энергии (тариф с коллекторов источника тепловой энергии по п. 97 Основ ценообразования регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075).
Довод истца об обратном со ссылкой на заявление от 02.05.2017 об открытии дела по установлению тарифов (цен) на тепловую энергию на 2017 г. (т.2, л.д.120-121) правомерно отклонен судом первой инстанции. В указанном заявлении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России просит установить тариф на тепловую энергию в том числе, по котельной N 219 Чебаркульского городского округа, в том числе, по сетям ООО "Теплоком" (п. 7 заявления), на 2017 г., то есть на период, предшествующий спорному. Кроме того, материалами дела опровергается, что предметом рассмотрения по данному заявлению был вопрос об утверждении тарифов на тепловую энергию, производимую теплоснабжающей организацией с целью компенсации потерь тепловой энергии, и что такой тариф в указанном в заявлении или в другом размере в исследуемом периоде утверждался Министерством тарифного регулирования для ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России".
Поскольку материалами дела подтверждено, что в спорный период (январь 2018 г.) нормативные потери в процессе передачи тепловой энергии в сетях учтены в тарифе истца, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что предъявление ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России ответчику стоимости нормативных потерь тепловой энергии при ее передаче, рассчитанной на основании Порядка N 325, не является обоснованным, в связи с чем в удовлетворении исковых требований к ответчику о взыскании задолженности и неустойки правомерно отказано.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что истцом в рамках настоящего дела не предъявлялись ко взысканию сверхнормативные потери, связанные с утечками теплоносителя на тепловых сетях МУП "Теплоком", зафиксированные соответствующими актами либо иными документами. Какой - либо расчёт сверхнормативных потерь в материалах дела отсутствует.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России подлежат отклонению как необоснованные по приведенным выше мотивам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено. С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27 февраля 2019 г. по делу N А76-10286/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.