город Омск |
|
06 мая 2019 г. |
Дело N А70-8212/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2802/2019) Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.01.2019 по делу N А70-8212/2018 (судья Минеев О.А.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Тюменьпромсервис" (ОГРН 1027200872160, ИНН 7202024991)
к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании незаконным уведомления филиала N 1 Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 18.05.2018 об определении ЗАО "Тюменьпромсервис" страхового тарифа с января 2018 года в размере 0,90 процентов
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Денищенко Д.Д. (паспорт, по доверенности N 82 от 18.12.2018 сроком действия по 17.12.2019);
от закрытого акционерного общества "Тюменьпромсервис" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
Закрытое акционерное общество "Тюменьпромсервис" (далее - заявитель, общество, ЗАО "Тюменьпромсервис") обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ответчик, Фонд, Учреждение) о признании незаконным уведомления филиала N 1 государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 18.05.2018 об определении ЗАО "Тюменьпромсервис" страхового тарифа с января 2018 года в размере 0,90 процентов, об обязании устранить допущенные нарушения, установить размер страхового тарифа на обязательное страховое социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,20 процентов с января 2018 года.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 21.01.2019 по делу N А70-8212/2018 заявление удовлетворено. Признано незаконным уведомление филиала N1 государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 18.05.2018 об определении ЗАО "Тюменьпромсервис" страхового тарифа с января 2018 года в размере 0,90 процентов. Суд возложил на Фонд обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения, установить размер страхового тарифа на обязательное страховое социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний закрытому акционерному обществу "Тюменьпромсервис" в размере 0,20 процентов с января 2018 года.
Этим же судебным актом с Фонда в пользу общества взысканы судебные расходы в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель ссылается на то, что спорный тариф определен Фондом в связи с неисполнением обществом обязанности по предоставлению в установленный законодательством срок - до 15.04.2018, заявления и документов, требуемых для определения размера страхового тарифа.
Также податель жалобы настаивает на том, что при вынесении решения судом не учтены положения пункта 13 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (в редакции, действующей с 01.01.2017) согласно которому установлено, что, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска.
Оспаривая доводы подателя жалобы, общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. От ЗАО "Тюменьпромсервис" поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
В судебное заседания явился представитель Фонда, поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, заслушав подателя жалобы, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 16.05.2018 общество обратилось в Филиал с ходатайством исх. N 24-П/05-2018 от 14.05.2018 и заявлением о подтверждении основного вида экономической деятельности по фактическому ОКВЭД 46.90 "торговля оптовая неспециализированная"" об установлении страхового тарифа в размере 0,2 %.
Письмом от 28.05.2018 г. N 7201-03-08/03-7217 Государственное учреждение Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N1 уведомило Общество об отказе установить страховой тариф в размере 0,20%.
Общество утверждает, что фактически не осуществляет деятельность, связанную со строительством жилых и нежилых зданий, а занимается торговлей оптовой неспециализированной, считает уведомление ответчика от 18.05.2018, в котором определен 8 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,90 процентов незаконным и необоснованным.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным уведомления филиала N 1 государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 18.05.2018 об определении ЗАО "Тюменьпромсервис" страхового тарифа с января 2018 года в размере 0,90 процентов, об обязании устранить допущенные нарушения, установить размер страхового тарифа на обязательное страховое социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,20 процентов с января 2018 года.
21.01.2019 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что основанием для вынесения фондом оспариваемого решения послужило непредставление обществом документов, подтверждающих основной вид деятельности страхователя, в связи с чем общество было отнесено к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из указанных в ЕГРЮЛ видов деятельности - 0,90 % с видом деятельности "строительство жилых и нежилых зданий".
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Статьей 3 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что под страхователем понимается юридическое лицо любой организационно-правовой формы, либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 статьи 5 Закона N 125-ФЗ физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страхователь обязан, в числе прочего, правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
В силу статьи 21 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила), которые определяют порядок отнесения экономической деятельности к классу профессионального риска в целях установления страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В пункте 7 Правил предусмотрено, что самостоятельными классификационными единицами для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащими отнесению к видам экономической деятельности, являются страхователи, обособленные подразделения страхователей - юридических лиц, а также структурные подразделения страхователей - юридических лиц, осуществляющие виды экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя.
Пунктом 8 Правил установлено, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
В соответствии с пунктом 11 Правил основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 N 55 утвержден Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (далее - Порядок).
На основании пункта 2 Порядка основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган ФСС относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил N 713, согласно которым если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ.
Однако предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом. Отказ фонда может быть обжалован в суд; бремя доказывания в суде обоснованности заявленного тарифа, в силу части 1 статьи 65 АПК РФ, лежит на заинтересованном лице - на страхователе. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности (определения Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926, от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969).
Как следует из материалов дела, спорный тариф определен Фондом в связи с неисполнением обществом обязанности по предоставлению в установленный законодательством срок - до 15.04.2018, заявления и документов, требуемых для определения размера страхового тарифа.
16.05.2018 общество обратилось в Филиал с ходатайством исх. N 24-П/05-2018 от 14.05.2018 и заявлением о подтверждении основного вида экономической деятельности по фактическому ОКВЭД 46.90 "торговля оптовая неспециализированная"" об установлении страхового тарифа в размере 0,2 %.
Письмом от 28.05.2018 г. N 7201-03-08/03-7217 Государственное учреждение Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N1 уведомило Общество об отказе установить страховой тариф в размере 0,20%.
Судом установлено и фондом не оспаривается, что размер страхового тарифа определен им исключительно исходя из вида деятельности, указанного в ЕГРЮЛ, который имеет наибольший класс профессионального риска.
Вместе с тем, доказательств фактического осуществления страхователем именно такой деятельности фондом в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что у фонда отсутствовали основания для установления тарифа в размере 0,90 % в соответствии с видом деятельности "строительство жилых и нежилых зданий".
По мнению суда апелляционной инстанции, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно установлены судом первой инстанции на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное выше, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы не рассматривался, так как ее податель освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.01.2019 по делу N А70-8212/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.