город Москва |
|
30 апреля 2019 г. |
дело N А40-201740/18 |
Резолютивная часть постановления оглашена 23.04.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.04.2019.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московской областной таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2019
по делу N А40-201740/18, принятое судьей Сизовой О.В.
по исковому заявлению ООО "Ландшафт Сервис" (ОГРН 1117746583800)
к Московской областной таможне (ОГРН 1107746902251)
о взыскании денежных средств;
при участии:
от заявителя - Эскамилья Вега Л.Л. по доверенности от 10.10.2018, Белобров И.И. по доверенности от 10.10.2018, Бабошко С.И. по доверенности от 10.10.2018;
от заинтересованного лица - Демина Н.А. по доверенности от 09.01.2019;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2019 с Московской областной таможни в пользу ООО "Ландшафт Сервис" взысканы проценты в размере 5.530.110, 82 руб., расходы по госпошлине в размере 50.651 руб.
Таможенный орган не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований по мотивам, изложенным в жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители сторон в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что 01.11.2011 между ООО "Ландшафт Сервис" и FLORALPOL TRADE Spolka z о.о. заключен внешнеторговый контракт N FL-001/2011, во исполнение которого в период с мая 2013 года по октябрь 2014 года истцом ввезены на таможенную территорию Российской Федерации и задекларированы на условиях поставки EX WORKS Польша, Лигота (в терминологии Инкотермс-2010) товары -посадочный материал для открытого и закрытого грунта (лиственные и хвойные растения, декоративные кустарники, многолетние растения, саженцы роз), а также сопутствующие и рекламные материалы по декларациям на товары 10130090/110513/0040366,10130090/110513/0040367, 10130090/110513/0040399, 10130090/120513/0040562, 10130090/140513/0041359, 10130090/130513/0040918, 10130090/110513/0040387, 10130090/110513/0040401, 10130090/120513/0040565, 10130090/190513/0042586, 10130090/110513/0040404, 10130090/110513/0040391, 10130090/120513/0040558, 10130090/130513/0040917, 10130090/200513/0042974, 10130090/220513/0043788, 10130090/290513/0046184, 10130090/040613/0047994, 10130090/100613/0049724, 10130090/140613/0050932, 10130090/180613/0052246, 10130090/250613/0054335, 10130090/210913/0077075, 10130090/011014/0063693, 10130090/071014/0064764, 10130090/030613/0047604, 10130090/060613/0048673, 10130090/110613/0050125, 10130090/140613/0051099, 10130090/180613/0052259, 10130090/050913/0073318, 10130090/270913/0078619, 10130090/031014/0064136, 10130090/081014/0064978, 10130090/040613/0047991, 10130090/060613/0048764, 10130090/130613/0050722, 10130090/170613/0051724, 10130090/240613/0054053, 10130090/200913/0076912, 10130090/011014/0063692, 10130090/051014/0064344, 10130090/141014/0065910, 10130090/110513/0040390, 10130090/110513/0040392, 10130090/120513/0040563, 10130090/110513/0040396, 10130090/150513/0041633, 10130090/190513/0042614, 10130090/110513/0040402, 10130090/120513/0040564, 10130090/110513/0040398, 10130090/170513/0042188, 10130090/270513/0045521, 10130090/110513/0040403, 10130090/110513/0040405, 10130090/160513/0041950, 10130090/210513/0043434, 10130090/280513/0045950, 10130090/010613/0047044, 10130090/060613/0048591, 10130090/110613/0050124, 10130090/140613/0051098, 10130090/180613/0052241, 10130090/050913/0073314, 10130090/260913/0078355, 10130090/021014/0063904, 10130090/071014/0064831, 10130090/030613/0047584, 10130090/090613/0049422, 10130090/120613/0050377, 10130090/150613/0051262, 10130090/210613/0053281, 10130090/170913/0076095, 10130090/011014/0063691, 10130090/051014/0064339, 10130090/300513/0046566, 10130090/050613/0048259, 10130090/110613/0050122, 10130090/140613/0050937, 10130090/180613/0052248, 10130090/160713/0060126, 10130090/210913/0077077, 10130090/011014/0063695, 10130090/071014/0064766, 10130090/141014/0065913, 10130090/110513/0040389, 10130090/110513/0040393, 10130090/110513/0040405, 10130090/120513/0040557, 10130090/180513/0042408, 10130090/280513/0045951, 10130090/110513/0040394, 10130090/120513/0040555, 10130090/120513/0040560, 10130090/230513/0044144, 10130090/280513/0045952, 10130090/110513/0040397, 10130090/120513/0040556, 10130090/110513/0040400, 10130090/230513/0044038, 10130090/280513/0045953, 10130090/030613/0047632, 10130090/060613/0048765, 10130090/110613/0050129, 10130090/150613/0051261, 10130090/180613/0052249, 10130090/170913/0076094, 10130090/300914/0063556, 10130090/041014/0064297, 10130090/300513/0046433, 10130090/040613/0047995, 10130090/100613/0049726, 10130090/140613/0050933, 10130090/180613/0052247, 10130090/250613/0054337, 10130090/210913/0077076, 10130090/011014/0063694, 10130090/071014/0064765, 10130090/030613/0047613, 10130090/060613/0048674, 10130090/110613/0050126, 10130090/150613/0051260, 10130090/190613/0052511, 10130090/050913/0073319, 10130090/041013/0080337, 10130090/031014/0064137, 10130090/081014/0064979, 10130090/131014/0065616, 10130090/091014/0065152.
В обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов обществом внесены на счет таможенного органа денежные средства (денежный залог) из средств ранее внесенных в качестве авансовых платежей, что подтверждено таможенными расписками, представленными в материалы дела.
В связи с внесением обеспечения уплаты таможенных платежей товары выпущены таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
По результатам анализа представленных документов таможенный орган не согласился с использованием заявителем 1 метода определения таможенной стоимости товара и приняты решения о корректировке таможенной стоимости.
По результатам проведенной корректировки таможенной стоимости таможенным органом доначислены таможенные платежи в общей сумме 13.839.716, 71 руб., которые фактически уплачены обществом, что подтверждается платежными поручениями, представленными в материалы дела.
Денежные средства, внесенные обществом в обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов взысканы таможенным органом на основании соответствующих решений о корректировке таможенной стоимости товаров и зачете денежного залога в счет исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Поскольку таможенная стоимость товаров скорректирована таможенным органом в процессе таможенного оформления, обществом в целях выпуска скоропортящегося товара, самостоятельно представлены в таможенный орган ДТС-2 и КТС с вновь определенной таможенной стоимостью товаров.
Не согласившись с корректировкой таможенной стоимости, посчитав ее необоснованной и произвольной, а доначисленные таможенные платежи в указанной выше сумме излишне уплаченными, общество обратилось в таможенный орган с заявлениями об их возврате.
По результатам рассмотрения заявления таможенным органом принято решение о возврате заявления без рассмотрения, оформленное письмом N 17-23/22457 от 01.06.2016.
Указанное письмо обжаловано обществом в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.04.2017 по делу N А40-221653/2016 отказано в удовлетворении заявленных ООО "Ландшафт Сервис" требований о признании незаконным отказа таможенного органа в возмещении излишне уплаченных таможенных платежей.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2017 указанное выше решение суда первой инстанции отменено; заявленные ООО "Ландшафт Сервис" требования удовлетворены. Постановление вступило в законную силу.
Возврат излишне взысканных таможенных платежей в сумме 13.839.716, 71 руб. произведен таможенным органом 28.04.2018.
Согласно ст. 89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза (ч. 2 ст. 90 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Порядок возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств установлен ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
В соответствии с п. 6 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Согласно определения Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 по делу N 303-КГ14-7912, при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. В случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, нарушался ли таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти.
Согласно п. 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", выплата предусмотренных ч. 6 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта. В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со ст. 117 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа.
Если квалификация таможенных платежей как поступивших в бюджет излишне обусловлена внесением по инициативе плательщика соответствующих изменений в указанные в декларации сведения о товарах после их выпуска, предусмотренные ч. 6 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ проценты начисляются не ранее дня, следующего за днем истечения срока рассмотрения заявления о возврате таможенных платежей.
При этом расчет процентов производится по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, деленной на фактическое число дней в соответствующем году (365 или 366 дней), поскольку данная ставка является годовой.
Глава 18 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ предусматривает нормы принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с п. 1 ст. 150 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.
Согласно п. п. 2, 3 ст. 150 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке. До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей, в соответствии со ст. 152 Закона, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 ст. 154 и ч. 2 ст. 157 настоящего Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ, а также, если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган.
В соответствии с ч. 3 ст. 154 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ, при использовании в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов денежного залога обращение взыскания на суммы денежного залога осуществляется без направления требования об уплате таможенных платежей.
В данном случае взыскание таможенным органом спорных платежей произошло путем зачета денежного залога, то есть в принудительном порядке.
Поскольку общество, не согласившись с решением таможни о корректировке таможенной стоимости товара, уплачены с целью выпуска товара денежные средства в счет уплаты дополнительно начисленных таможенных платежей по решению таможни, заявив впоследствии в судебном порядке о несогласии с решениями, то действия заявителя по уплате дополнительно начисленных таможенных платежей не являются добровольными.
Факт незаконности решения о корректировки таможенной стоимости по декларациям на товары и нарушение прав истца установлен вступившим в законную силу постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2017 по делу А40-221653/16, принятым по спору между обществом и таможенным органом, в связи с чем, данное обстоятельство, в силу ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеет преюдициальное значение для настоящего спора.
Согласно п. 11 ст. 137 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ, в подтверждение принятия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов таможенные органы оформляют таможенную расписку. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов считается принятым таможенным органом со дня оформления таможенной расписки в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица таможенного органа.
В соответствии с подп. 1, 4 п. 1 ст. 117 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, если размер указанных в настоящей статье денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов: с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке, в том числе при уплате таможенных пошлин, налогов через электронные терминалы, банкоматы; с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете.
Поскольку денежные средства, внесенные истцом в обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов были взысканы таможенным органом на основании соответствующих решений о корректировке таможенной стоимости товаров и зачете денежного залога в счет исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, то есть в принудительном порядке, то проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин должны начисляться со дня, следующего за днем взыскания и до даты фактического возврата.
В связи с тем, что таможенная стоимость товаров скорректирована таможенным органом в процессе таможенного оформления, с которой истец категорически не согласен, истцом производилась уплата доначисленных таможенным органом таможенных платежей во исполнение соответствующего решения таможенного органа вынуждено, с целью выпуска скоропортящегося товара, то с учетом разъяснений данных в п. 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", проценты на сумму излишне уплаченных таможенных пошлин также должны начисляться со дня, следующего за днем уплаты и до даты фактического возврата.
Поскольку датой фактического взыскания таможенных платежей является дата решения таможенного органа о зачете денежного залога в счет исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, а именно, в период с 11.07.2013 по 14.10.2014, а фактический возврат денежных средств осуществлен 28.04.2018, следовательно, периодом начисления процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей следует считать по каждой декларации на товары отдельно за период с 11.07.2013 по 14.10.2014 до 27.04.2018.
Согласно произведенному расчету процентов, сумма излишне взысканных таможенных платежей составляет - 5.530.110, 82 руб.
Обжалуемое решение суда соответствует нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на таможенный орган.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2019 по делу N А40-201740/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.