Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 августа 2019 г. N Ф08-5267/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
06 мая 2019 г. |
дело N А32-32429/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малыхиной М.Н.,
судей Абраменко Р.А., Галова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.О.,
при участии:
от ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" федерального дорожного агентства": представителя Свиридкиной Е.А. по доверенности от 09.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" федерального дорожного агентства", администрации города Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.01.2019 по делу N А32-32429/2018
по иску Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
к администрации города Сочи
при участии третьих лиц: федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" федерального дорожного агентства"; акционерного общества "Дорожно-эксплуатационное предприятие "Мосты и тоннели"
о признании права собственности,
принятое в составе судьи Боровика А.М.,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - Росимущество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации города Сочи (далее - администрация) о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0303013:1005, расположенный по адресу: г. Сочи, Хостинский район, от МТЦ "Спутник" до транспортной развязки по ул. Земляничной.
Исковые требования мотивированы тем, что истец не может зарегистрировать свое право собственности на земельный участок ввиду отсутствия правоустанавливающих документов, тогда как право собственности Российской Федерации на земельный участок возникло в силу принадлежности объекта недвижимости, расположенного на данном участке, Российской Федерации на праве собственности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" (далее - учреждение) федерального дорожного агентства", акционерное общество "Дорожно-эксплуатационное предприятие "Мосты и тоннели" (далее - общество).
Решением суда от 16.01.2019 исковые требования удовлетворены. Суд признал право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0303013:1005, расположенный по адресу: г. Сочи, Хостинский район, от МТЦ "Спутник" до транспортной развязки по ул. Земляничной.
Суд учел результаты рассмотрения дела N А32-2241/2016, котором признано право собственности РФ на здание, предназначенное для обслуживания тоннеля и возведенное до 2002 года на земельном участке, отведенном для строительства федеральной автодороги. Судом учтены правила ФЗ N 244-ФЗ о разграничении права государственной собственности на курортные земли, занятые федеральными сооружениями. Суд установил, что ФГУП "Мосты и тоннели", получившее здание на праве хозяйственного ведения было приватизировано в 2014 году, в том числе получило право собственности на здание, в связи с чем удовлетворило исковые требования.
С принятым судебным актом не согласились администрация и учреждение, обжаловали его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ, просили решение суда первой инстанции отменить.
Апелляционная жалоба администрации мотивирована тем, что судом не учтено, что в соответствии с положения ФЗ N 244-ФЗ спорный земельный участок находится в собственности муниципального образования, поскольку относится к курортным землям.
Апелляционная жалоба учреждения мотивирована тем, что право собственности Российской Федерации на здание было прекращено в результате приватизации ФГУП "Мосты и тоннели" путем преобразования в акционерное общество. Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0303013:1005 был образован из земельного участка 23:49:0000000:1, на который ранее было зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования учреждения, в силу чего с учетом статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности на спорный участок итак принадлежит Российской Федерации, соответственно избранный способ защиты является ненадлежащим.
В судебном заседании представитель ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" федерального дорожного агентства" поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Истец, ответчик и общество явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, будучи извещенными надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей истца, ответчика и общества.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.02.2018 Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея обратилось в Сочинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - отдел Росреестра) с заявлением о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0303013:1005, расположенный по адресу: г. Сочи, Хостинский район, от МТЦ "Спутник" до транспортной развязки по ул. Земляничной.
Уведомлением от 28.02.2018 N 23/189/001/600/2018-913 Межрегиональному территориальному управлению было сообщено о приостановлении государственной регистрации. При этом отдел Росреестра указал, что Межрегиональным территориальным управлением не представлен документ, подтверждающий возникновение права Российской Федерации па спорный земельный участок. Кроме этого, было отмечено, что здание, расположенное на спорном земельном участке, принадлежит на праве собственности акционерному обществу "Дорожно-эксплуатационное предприятие "Мосты и тоннели", возникшем в порядке приватизации на основании Распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае N 954-р от 14.12.2016.
В соответствии с указанным уведомлением осуществление действий по регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок было приостановлено до 28.05.2018 в целях предоставления возможности Межрегиональному территориальному управлению представления документа, подтверждающего возникновения права собственности на земельный участок.
Как указал истец, до наступления указанного срока предложенный к представлению в регистрирующий орган документ Межрегиональным территориальным управлением представлен не был.
Таким образом, истец указал, что у Межрегионального территориального управления отсутствует возможность осуществления государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок в административном (внесудебном) порядке.
С целью оформления прав на спорный земельный участок, управление Росимущества в Краснодарском крае обратилось в суд с требованием о признании права федеральной собственности на данный объект.
Учитывая, что по общему правилу, земли на территории муниципального образования г.-к. Сочи (за исключением разграниченных в пользу Российской Федерации либо субъектов Российской Федерации) являются объектом муниципальной собственности, МТУ ФАУГИ адресовало иск к муниципальному образованию г.-к. Сочи в лице администрации как органа общей компетенции.
Выраженная администрацией при рассмотрении спора правовая позиция о муниципальной принадлежности спорного участка подтверждает реальность спора.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
В силу статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке в частности путем признания права.
Истцом заявлен иск о признании права. В предмет доказывания по настоящему делу входит установление оснований возникновения права собственности истца, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации. Удовлетворяя такой иск, суд лишь подтверждает ранее возникшее по установленным законом основаниям право собственности истца на индивидуально-определенную вещь.
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Иной момент возникновения права может быть установлен законом и в таких случаях не сопряжен с государственной регистрацией права. Однако правообладатель вправе по своему усмотрению такую регистрацию осуществить. В силу указанного лицо, чье право возникло на законном основании, но не было зарегистрировано в установленном порядке, вправе обращаться с иском о признании права, адресованном лицу, такое право оспаривающему.
В пункте 59 совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли независимо от их регистрации в ЕГРП.
Из системного толкования статей 12, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что иск о признании права собственности может быть рассмотрен и удовлетворен (при наличии правовых оснований) только в случае, если он предъявлен лицом, фактически владеющим спорным имуществом, но не являющимся зарегистрированным правообладателем.
Как верно установлено судом, Распоряжением Совета Министров РСФСР от 04.05.1990 N 508-р дирекции строящихся объектов N 5 Главдорстроя были предоставлены земельные участки для строительства автодороги в обход города Сочи.
Финансирование осуществлялось за средства государственного бюджета. Проект строительства утвержден Министерством транспортного строительства СССР (информационное письмо Минтранс-строя СССР дирекции N 5 Главдорстроя от 23.04.1988 N АВ-273).
Постановлением главы города Сочи N 86/10 от 15.02.2002 были переоформлены правоудостоверяющие документы на земельные участки занятые первой очередью строительства Федеральной автодороги обход города Сочи от международного туристического центра "Спутник" до транспортной развязки по ул. Земляничная в Хостинском районе.
Пунктом 3 указанного Постановления земельные участки отнесены к категории земель транспорта, находятся в федеральной собственности.
Арбитражным судом рассматривалось дело N А32-2241/2016 по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае к администрации города Сочи о признании права собственности на административно-хозяйственное здание общей площадью 771,9 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, п. Хоста, ул. Новороссийское шоссе, д. 19, кадастровый номер 23:49:0303017:1481.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.06.2016 исковые требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что спорное административное здание расположено на земельном участке, специально отведенном для размещения автодороги. Строительство здания осуществлялось до введения в законодательство понятия самовольной постройки, строительство осуществлялось за счет бюджетных средств и в целях использования здания для государственных нужд. Заключением эксперта подтверждается соответствие здания установленным требованиям, а также то, что его сохранение не создает угрозу жизни и здоровья людей. Здание предназначено для обслуживания построенного тоннеля, относится к дорожному сооружению и является технологической частью автомобильной дороги.
Так, в рамках дела N А32-2241/2016 установлено, что в ходе строительства первой очереди Федеральной автодороги обход города Сочи от международного туристического центpa "Спутник" до транспортной развязки по ул. Земляничная, было построено Административно-хозяйственное здание (расположенное по адресу: 354024 г. Сочи ул. Новороссийское шоссе 19).
Проект строительства утвержден Министерством транспортного строительства СССР (информационное письмо Минтрансстроя СССР дирекции N 5 Главдорстроя от 23.04.1988 N АВ-273).
Из акта приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта - участка федеральной автомобильной дороги Джубга-Сочи от 10.08.2001 следует, что строительство велось с апреля 1989 года по август 2001 года.
В ходе строительства первой очереди федеральной автодороги обход города Сочи от международного туристического центра "Спутник" до транспортной развязки по ул. Земляничная, построено административно-хозяйственное здание (расположенное по адресу: 354024, г. Сочи, ул. Новороссийское шоссе, 19).
Постановлением главы города Сочи N 86/10 от 15.02.2002 земельные участки, занятые первой очередью строительства Федеральной автодороги обход города Сочи от международного туристического центра "Спутник" до транспортной развязки по ул. Земляничная в Хостинском районе отнесены к категории земель транспорта - федеральной собственности.
Распоряжением Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 01.10.2002 N 665 указанный объект исключен из состава имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГУ "Управление федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю", и закреплен на праве хозяйственного ведения за ФГУ ДЭП "Мосты и тоннели".
По акту приемки-передачи основных средств в бюджетных учреждениях N 1 от 10.10.2002 административно-хозяйственное здания передано с баланса ГУ "Управление федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю" на баланс ФГУ ДЭП "Мосты и тоннели", за которым 17.07.2014 зарегистрировано право хозяйственного ведения на указанное здание (свидетельство о регистрации права от 17.07.2014 23АМ N 827768).
Указанное здание внесено в реестр федерального имущества, поставлено на государственный учет (кадастровый номер 23:49:0303017:1481).
До момента государственной регистрации права хозяйственного ведения регистрация права собственности Российской Федерации не производилась.
Данное здание предназначено для обслуживания построенного тоннеля "Мацестинский".
Понятие автомобильной дороги дано в статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому, автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В здании располагается оборудование, предназначенное, для обслуживания тоннеля "Мацестинский", в том числе наблюдения за сейсмической активностью в районе тоннеля и его противопожарной защитой.
Таким образом, объект недвижимого имущества общей площадью 771,9 кв. м, по адресу: Краснодарский край, гор. Сочи, Хостинский район, п. Хоста, ул. Новороссийское шоссе, д. 19 относится к дорожному сооружению, является технологической частью автомобильной дороги Джубга-Сочи на участке обхода г. Сочи 1Ж О-ПК 45.
Указанные выводы послужили основанием для вынесения в рамках дела N А32-2241/2016 решения от 03.06.2016, оставленного без изменений постановлением апелляционной инстанции, о признании права собственности Российской Федерации на административно-хозяйственное здание, общей площадью 771,9 кв. м, расположенное по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, п. Хоста, ул. Новороссийское шоссе, д. 19, кадастровый номер 23:49:0303017:1481.
Впоследствии указанное здание было приватизировано в составе имущественного комплекса федерального государственного унитарного дорожно-эксплуатационного предприятия "Мосты и тоннели".
Распоряжением Федерального Агентства по Управлению Государственным имуществом Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае N 954-р от 14.12.2016 г., в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июля 2013 года N 1111-р, приказами Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 02 декабря 2013 года N 368 "О приватизации федеральных унитарных предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2014 год" (с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом Росимущества от 07 апреля 2014 года N° 117), на основании постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27 февраля 2009 года N 49, документов, представленных федеральным государственным унитарным дорожно-эксплуатационным предприятием "Мосты и тоннели" от 25 июня 2014 года принято решение о приватизации ФГУДЭП "Мосты и тоннели" путем преобразования в акционерное общество "Дорожно-эксплуатационное предприятие "Мосты и тоннели" с уставным капиталом 55 723 000 (пятьдесят пять миллионов семьсот двадцать три тысячи) рублей, состоящим из 557 230 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 100 рублей каждая.
Распоряжением N 954-Р утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУДЭП "Мосты и тоннеля", включая и указанное выше административно-хозяйственное здание, общей площадью 771,9 кв.м, расположенное по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, п. Хоста, ул. Новороссийское шоссе, д. 19, кадастровый номер 23:49:0303017:1481.
Согласно сведениям публичной кадастровой карты указанное здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0303013:1005. По сведениям ГКН (ЕГРН) указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 30.12.2014 и сформирован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:1, относится к землям транспорта, имеет разрешенный вид использования "для строительства и реконструкции автомобильной дороги в обход центра Сочи". Сведения об объекте имеют статус "временные", поскольку право собственности на данный участок не зарегистрировано в установленном порядке.
В свою очередь, исходный земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:1 был поставлен на кадастровый учет 29.05.2002, имеет ту же категорию и разрешенный вид использования, сведения об участке имеют статус "актуальные, ранее учтенные". По сведениям ЕГРН право федеральной собственности на указанный участок зарегистрировано 16.12.2016. Право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано за учреждением "Упрдор "Черноморье"" 16.11.2016.
В состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУДЭП "Мосты и тоннеля" не вошел ни земельный участок с кадастровым номером 23:49:0303013:1005, ни обозначенная каким-либо образом часть земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:1.
По общему правилу, закрепленному в статье 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением следующих земельных участков, занимаемых объектами недвижимости, указанными в пункте 1 настоящей статьи, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.
Однако в силу положений абзаца 7 пункта 8 названной статьи отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в том числе в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); земель транспорта, земель, предназначенных для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
По указанной причине, земельный участок, представляющий собой часть автомобильной дороги, в состав приватизированного имущества не вошел.
В настоящее время у истца имеется потребность в оформлении отношений землепользования с собственником объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке. Однако указанному препятствует наличие спора с администрацией МО г.-к. Сочи об уровне публичной собственности, а также невозможность в установленном порядке зарегистрировать право федеральной собственности.
Доводы жалобы администрации о переходе права на спорный участок в муниципальную собственность МО г.-к. Сочи на основании положений Федерального закона N 244-ФЗ, апелляционным судом отклоняются как несостоятельные.
Согласно п. 7, 8 ст. 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 настоящей статьи (п. 7).
К федеральной собственности относятся земельные участки, которые указаны в части 7 настоящей статьи и которые в том числе заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности;
В соответствии с п.11 ст.1 Закона N 244-ФЗ, к собственности муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 10 настоящей статьи и находятся в границах курортов федерального значения, относятся иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8 - 10 настоящей статьи.
Поскольку преюдициально установлено, что административно-хозяйственное здание, расположенное по адресу: 354024, г. Сочи, ул. Новороссийское шоссе, 19 и предназначенное, для обслуживания тоннеля "Мацестинский" было возведено до принятия Федерального закона N 244-ФЗ, земельный участок, на котором расположено данное здание (а по состоянию на декабрь 2008 года это был исходный земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:1) был в силу прямого указания закона и вне зависимости от государственной регистрации права отнесен к федеральной собственности в том числе и в силу нахождения на нем спорного здания.
Согласно части 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Таким образом, право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0303013:1005 возникло у истца в момент формирования данного участка в связи с его образованием из состава земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:1, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования. Доводы апелляционной жалобы администрации несостоятельны, основаны на неверном понимании норм материального права и противоречат установленным судом фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы учреждения по своей сути однонаправлены с требованиями истца, поскольку учреждение также указывает на федеральную принадлежность спорного участка.
Вместе с тем, доводы учреждения об избрании истцом ненадлежащего способа защиты ввиду того, что право собственности истца основано на прямом указании закона и не зависит от государственной регистрации, не исключают для истца, чье право прямо оспаривается ответчиком, возможности в такой судебной защите. Вопросы правовой судьбы ранее зарегистрированного за учреждением вторичного вещного права предметом исследования по настоящему иску не являются, констатации федеральной принадлежности участка не препятствуют.
На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.01.2019 по делу N А32-32429/2018 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты изготовления полного текста постановления.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.